Дело № 2а-269/2022
УИД 26RS0028-01-2022-000388-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Светлоград 26 апреля 2022 года.
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Черниговской И.А.,
при секретаре Горбенко Д.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - адвоката Нестеренко О.А., представившей удостоверение № 2859 от 05.07.2013 и ордер № С 211341 от 17.03.2022,
представителя административного ответчика – администрации Петровского городского округа Ставропольского края ФИО2, действующей на основании доверенности № 9205 от 30.12.2021
представителя заинтересованного лица ПАО «МТС» ФИО3, действующей на основании доверенности 77АГ 3479329 от 19.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-269/2022 по уточненному административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Петровского городского округа Ставропольского края об обжаловании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с впоследствии уточненным административным иском к администрации Петровского городского округа Ставропольского края об обжаловании действий органа местного самоуправления, мотивируя следующими доводами.
03.11.2021 жители улиц -.- обратились в администрацию Петровского городского округа Ставропольского края с просьбой дать разъяснение, что за строительство ведется на участке, находящемся на пересечении улиц -.-. Выделялся ли администрацией округа этот участок, выдавалось ли разрешение на строительство, а также кем, и под какие цели используется данный участок. Также ФИО1 и жители улиц -.- обратились в прокуратуру Петровского района с просьбой помочь в разрешении спорной ситуации с установкой вышки сотовой связи на улице -.-.
Из ответа прокурора от 08.12.2021 следует, что в администрацию Петровского городского округа Ставропольского края 04.03.2021 вх. №1665 поступило заявление ПАО «МТС» о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ... для размещения сооружения антенной опоры связи высотой до 29 метров, заглублением ниже планировочной отметки земли до 4 м.
24.03.2021 в администрацию Петровского городского округа Ставропольского края поступило заявление от ПАО «МТС» для проведения публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры.
Распоряжением главы Петровского городского округа Ставропольского края от 14.04.2021 № 29-р назначены публичные слушания по проекту постановления. Информация о начале публичных слушаний опубликована в газете «Вестник Петровского городского округа» от 16.04.2021 №179217, информационные материалы по проекту постановления размещены на сайте http://petrgosk.ru/, в разделе «Градостроительство».
На основании постановления администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 24.06.2021 №1057 «О выдаче ПАО «МТС» разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ... в целях размещения сооружения связи» ПАО «МТС» выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое, по их мнению, вынесено с нарушением их прав и свобод и подлежит отмене, поскольку оно нарушает права административного истца на благоприятную среду жизнедеятельности и ухудшает условия проживания, в связи с тем, что купол этой вышки расположен как раз у него за окном. Нормы и правила установки вышки сотовой связи от жилых домов должны соблюдаться неукоснительно. Высота стандартной вышки составляет 29 м, при этом антенны расположены в верхней части. Учитывая, что одновременно работают другие источники излучения (например, теле-, видеокоммуникации, интернет), безопасное расстояние для здоровья составляет минимум 75 м в приоритетном направлении связи. Благоприятная среда, чистая от вредных излучений, гарантированно начинается там, где телефонная вышка удалена на 100 м и рядом нет другого мощного электрического оборудования. Минимальное расстояние от границы земельных участков берется из расчета 1,5 высоты мачты. Кроме излучения, нужно учитывать возможность обрушения объекта и опасность от его падения. Он может разрушить строения и травмировать находящихся на его территории людей.
Распоряжение главы Петровского городского округа Ставропольского края №29-р от 14.04.2021 о назначении публичных слушаний было размещено на информационном стенде в здании администрации и на официальном сайте администрации. Каким образом заинтересованные лица должны были догадаться, что на стенде в администрации и в сети Интернет есть данная информация не известно. Уведомления о проведении публичных слушаний были направлены собственникам 4 земельных участков, по адресам ... - ФИО5, ... - ФИО6, ... - ФИО7, ... а - ФИО8, поскольку принадлежащие им земельные участки расположены в непосредственной близости от места планируемого размещения объекта. По данным публичной кадастровой карты дома по ..., нет. ФИО5 проживает на ..., со слов ФИО8, проживающего по ..., и ФИО6, проживающего по ..., уведомления о проведении публичных слушаний они не получали.
При проведении процедур выделения земельного участка под установку антенной опоры администрацией не был учтен ландшафт прилегающей местности и этажность домов улиц .... Дома по ... находятся в непосредственной близости к вышке (расстояние не превышает 50 метров), существенно ближе, чем домовладение по -.-, и если улица -.- расположена значительно ниже улицы -.-, то улицы -.- расположены выше, и место установки передатчиков, возвышающееся над землей до 29 метров, располагается прямо напротив домов улиц -.-
В непосредственной близости от возведенного сооружения расположены следующие домовладения ... однако жителей данных домов как заинтересованных лиц, администрация не оповестила о проведение публичных слушаний. Крыши данных домов находятся в одной плоскости относительно горизонта по отношению к высшей точке антенно-мачтового сооружения, что может служить причиной облучения высокочастотным излучением проживающих в них граждан. Вокруг сооружений связи в обязательном порядке должны создаваться санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки, которые, в условиях плотной городской застройки обязательно будут затрагивать земельные участки, принадлежащие проживающим в зоне строительства гражданам, что будет нарушать их права и законные интересы. Кроме того, в случае падения или возгорания на возводимом сооружении близлежащие домовладения и хозяйственные постройки получат повреждения, а проживающие граждане могут получить травмы угрожающие их здоровью и жизни. Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.08.2020 «О безопасности базовых сотовых станций» при размещении передающих радиотехнических объектов в непосредственной близости к жилым домам и общественным зданиям, на объектах общего имущества (кровля, тех. подполье) граждане имеют право запретить их установку.
В заключении о результатах публичных слушаний от 05.05.2021 указано количество участников публичных слушаний 4 члена комиссии. В связи с тем, что в период проведения публичных слушаний и при проведении собрания участников публичных слушаний от участников публичных слушаний не поступили устные и письменные возражения по вопросу предоставления разрешения предоставленный на обсуждение проект был одобрен.
В связи с тем, что действительно заинтересованные лица, не были оповещены о проведение публичных слушаний, то и не имели возможности предоставить как устные, так и письменные возражения по вопросу предоставления разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ..., в целях размещения сооружения связи» ПАО «МТС».
В связи, с чем считает, что имеются нарушения порядка проведения собрания участников публичных слушаний.
Поэтому административный истец просил суд: признать распоряжение главы Петровского городского округа Ставропольского края от 14.04.2021 № 29-р о назначении публичных слушаний по проекту постановления администрации Петровского городского округа Ставропольского края «О предоставлении размещения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м., с условным номером ---, по адресу: ... - недействительным; процедуру проведения публичных слушаний администрацией Петровского городского округа Ставропольского края при проведение публичных слушаний, по вопросу предоставления разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером --- по адресу: ... в целях размещения сооружения связи ПАО «МТС» признать не соблюденной; признать заключение о результатах публичных слушай от 05.05.2021 - недействительным; признать постановление администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 25.05.2021 № 804 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м., с условным номером ---, по адресу: ... - недействительным; признать незаконным постановление администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 24.06.2021 №1057 «О выдаче публичному акционерному обществу «МобильныеТелеСистемы» разрешения на использование земель площадью 16 кв.м., с условным номером --- по адресу: ..., в целях размещения сооружения связи» (л.д.5-10, 76-77).
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, его представитель - адвокат Нестеренко О.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Нестеренко О.А. поддержала уточненные административные исковые требования ФИО1, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в нём.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Петровского городского округа Ставропольского края ФИО2 просила в иске ФИО1 отказать в полном объеме, по доводам возражения, мотивированного тем, что иск не содержит указания на нормативные правовые акты, которым противоречат распоряжение и постановления администрации округа. При этом указанные в иске действия и правовые акты администрации округа были выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Пунктом 11 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, установлено, что линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, отнесены к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-1 установлено, что вид разрешенного использования земельных участков: связь, описание которого предусматривает размещение, в том числе, объектов связи, отнесено к условным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и как следствие, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГРК РФ (ст. 39 ГрК РФ).
Следовательно, действие администрации округа по рассмотрению заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ..., через публичные слушания является законным, оснований для отказа в предоставлении разрешения не имелось.
Ни одна из процедур проведения публичных слушаний администрацией округа нарушена не была ни по срокам, ни по содержанию документов.
Учитывая отсутствие общих границ у объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивалось разрешение на условно разрешенный вид использования со смежными земельными участками, в целях дополнительного оповещения жителей города Светлограда о возможном размещении антенной опоры связи высотой до 29 метров, администрацией округа были направлены сообщения о проведении публичных слушаний (заказными письмами с уведомлением о вручении) собственникам земельных участков по адресу: ..., расположенных в непосредственной близости от места планируемого размещения объекта.
Земельный участок по адресу ..., принадлежащий ФИО1, не расположен в непосредственной близости от места планируемого размещения объекта. Кроме этого, в силу требований ч.4 ст. 39 ГрК РФ, п. 12.3 Положения администрация округа не обязана была направлять оповещения, так как отсутствуют общие границы у объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивалось разрешение на условно разрешенный вид использования со смежными земельными участками.
Принимая во внимание, что в комиссию по землепользованию и застройке Петровского городского округа Ставропольского края, утвержденную постановлением администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 24.11.2020 № 1642 в период проведения публичных слушаний и при проведении собрания участников публичных слушаний от участников публичных слушаний не поступили устные и письменные возражения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ... а также положительное Санитарно-эпидемилогическое заключение № 26.01.05.000.Т.001838.11.21 от 12.11.2021, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) комиссией было рекомендовано главе принять решение о предоставлении разрешения.
Соответственно постановлением администрации Петровского городского округа Ставропольского края 25.05.2021 № 804 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ..., которое было опубликовано в газете «Вестник Петровского городского округа» от 28.05.2021 № 23 (223).
Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, в материалы дела истцом не представлено. Администрация округа считает, что обжалуемый отказ не обладает признаками недействительности, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Распоряжение главы городского округа о назначении публичных слушаний было вынесено 14.04.2021, заключение о результатах публичных слушаний вынесено 05.05.2021, постановление администрации округа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид 25.05.2021, постановление администрации округа о выдаче разрешения на использование земель было вынесено от 24.06.2021 № 1057, административное исковое заявление об обжаловании действий органа местного самоуправления было подано 03.03.2022, соответственно по истечении 3 месячного срока для обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено, поэтому администрация округа считает, что в удовлетворении заявленных требований административного истца следует отказать (л.д.44-51, 82-91).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ПАО «МТС» ФИО3 просила в иске административному истцу отказать по доводам отзыва, мотивированного следующим. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность проведения публичных слушаний при выдаче разрешения на использование земель в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования, административным ответчиком были проведены публичные слушания при отсутствии оснований для их проведения, в связи с чем следует, что в данной ситуации результат публичных слушаний никак не может влиять на принятие решения о предоставлении ПАО «МТС» разрешения на пользование земельным участком и выданное административным ответчиком постановление было бы законным даже при условии не проведения публичных слушаний, в связи с чем какие-либо доводы истца о незаконности постановления по причине нарушения порядка проведения публичных слушаний являются необоснованными.
Истцом не приводится никаких обоснований, какая норма права была нарушена при принятии административным ответчиком оспариваемого постановления.
Не являются обоснованными доводы истца о том, что размещение объекта ПАО «МТС» осуществляется с нарушением требований санитарных норм. Истцом не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих указанные доводы, в свою очередь ПАО «МТС» в материалы настоящего дела представлено санитарно- эпидемиологическое заключение №26.01.05.000.Т.000107.01.22, подтверждающее отсутствие нарушений санитарных норм и правил при размещении объекта связи.
Истцом были пропущены сроки на обращения с административным исковым заявлением об оспаривании постановления в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данного иска (л.д.74-75, 91-93).
Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд отказывает удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, а также п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Несоответствие оспариваемого акта (решения) закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта (принятие решения) соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры принятия; издание ненормативного акта(принятие решения), не соответствующего закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; и другие нарушения.
При этом неправомерный акт должен нарушать права и интересы конкретного лица, т.е. лица, права и обязанности которых затрагивает обжалуемый акт (принятое решение).
В вышеуказанном п.6 Постановления Пленума Верховного Суда подчеркнута необходимость наличия одновременно двух этих условий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.03.2021 вх. № 1665 (исх. от 02.03.2021) в администрацию округа поступило на рассмотрение заявление ПАО «МТС» о выдаче разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ..., для размещения сооружения антенной опоры связи высотой до 29 метров, заглублением ниже планировочной отметки земли до 4 метров. 24.03.2021 вх. № 2262 от ПАО «МТС» поступило заявление, в дополнение к первоначально поданному заявлению, которым направлены документы для проведения публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - вышеуказанной антенной опоры связи высотой до 29 метров.
Распоряжением главы Петровского городского округа Ставропольского края от 14.04.2021 № 29-р были назначены публичные слушания по проекту постановления администрации Петровского городского округа Ставропольского края «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ...» (л.д. 17-19, 53-55). Информация о начале публичных слушаний была опубликована в газете «Вестник Петровского городского округа» от 16.04.2021 №17(217) (л.д. 59-60), информационные материалы по проекту постановления были размещены на сайте http://petrgosk.ru/ в разделе градостроительство (л.д.55).
05.05.2021 в 10-00 часов было проведено собрание участников публичных слушаний по проекту постановления, заключением по результатам публичных слушаний от 05.05.2021 рекомендовано принять постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования антенной опоры связи в редакции, предложенной автором проекта (л.д.20, 58).
25.05.2021 постановлением администрации Петровского городского округа Ставропольского края №804 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером --- по адресу: ... (л.д.21-22, 52). Постановление от 25.05.2021 № 804 было опубликовано в газете «Вестник Петровского городского округа» от 28.05.2021 № 23 (223).
08.06.2021 вх. № 4812 в администрацию округа поступило заявление ПАО «МТС» о выдаче разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером --- по адресу: ..., для размещения сооружения связи на срок до 49 лет.
Постановлением администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 24.06.2021 № 1057 «О выдаче ПАО «МТС» разрешения на использование земель площадью 16 кв.м, с условным номером --- по адресу... в целях размещения сооружения связи» (л.д.23-24, 56) ПАО «МТС» выдано разрешение сроком 48 лет на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 24.06.2021 № 57 (л.д.57).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень).
Пунктом 11 Перечня установлено, что линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, отнесены к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу положений п. 4.5 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, размещение таких объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 39.36 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.06.2015 № 236-п утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 2 Порядка, установлено, что объекты размещаются на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - земли или земельные участки), без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании согласования исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности землями или земельными участками при условии, что: размещение объектов: а) не приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с разрешенным использованием; б) соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории и правилам благоустройства территории муниципального образования; в) не противоречит правовому режиму использования земель или земельных участков.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.1 и ч.2 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края, утвержденных решением Светлоградского городского Совета от 12.02.2014 № 10 (с изменениями) (далее - Правила землепользования и застройки), предполагаемые к использованию для размещения опоры сотовой связи земли расположены в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-1).
Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-1 установлено, что вид разрешенного использования земельных участков: связь, описание которого предусматривает размещение, в том числе, объектов связи, отнесено к условным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и как следствие, вопреки доводам возражения представителя заинтересованного лица ПАО "МТС" проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ (ст. 39 ГрК РФ) (л.д.102-107).
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, действие администрации Петровского городского округа по рассмотрению заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ..., через публичные слушания является законным, оснований для отказа в их проведении для предоставления разрешения не имелось.
Согласно п. 24 ст.5.1 ГрК РФ установлено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Решением Совета депутатов Петровского городского округа Ставропольского края от 15.06.2018 № 80 (с изменениями) утверждено Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Петровского городского округа Ставропольского края (далее - Положение от 15.06.2018 № 80).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения от 15.06.2018 № 80 срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и требованиями частей 8, 9, 10, 11, 12 настоящего Положения.
В соответствии с п. 12.4 Положения от 15.06.2018 № 80 срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей Петровского городского округа Ставропольского края об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более одного месяца.
При этом применение, по мнению административного истца, сроков оповещения о начале публичных слушаний, указанных в Модельном положении "О публичных слушаниях в муниципальном образовании ", модельном нормативном правовом акте, являющемся Приложением № 8 к "Методическим рекомендациям органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" - не основано на законе, поскольку указанные Методические рекомендации подготовлены лишь в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в разработке нормативных правовых актов, в то время как Положением от 15.06.2018 № 80, принятым в соответствии с п. 24 ст.5.1 ГрК РФ определены иные сроки.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения от 15.06.2018 № 80 процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний, по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (распоряжение администрации округа от 14.04.2021 № 29-р); размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации Петровского городского округа и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта (публикация в газете «Вестник Петровского городского округа» от 16.04.2021№ 17 (217), и размещение информации на сайте http://petrgosk.ru/ в разделе градостроительство), проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (сбор предложений и замечаний), проведение собрания или собраний участников публичных слушаний (проведение 05.05.2021 собрания участников публичных слушаний), подготовка и оформление протокола публичных слушаний, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению (протокол подготовлен 05.05.2021); подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению (заключение подготовлено 05.05.2021).
Вопреки доводам административного иска о недостаточно размещения информации о предстоящих публичных слушаниях в газете "Вестник Петровского городского округа, на сайте администрации и на стенде, в соответствии со статьями 18, 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Уставом Петровского городского округа Ставропольского края, решением Совета депутатов Петровского городского округа Ставропольского края от 26.12.2017 № 98 печатное средство массовой информации - газета «Вестник Петровского городского округа» учреждено для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии Петровского района Ставропольского края, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (п. 6.1 Положения о печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петровского городского округа Ставропольского края – газете «Вестник Петровского городского округа»). Тираж издания определяется соучередителями (п. 11.2 указанного Положения).
Необходимость размещения информации о публичных слушаниях в более доступных для прочтения административным истцом средствах массовой информации действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, процедура проведения публичных слушаний административным ответчиком не была нарушена ни по срокам, ни по содержанию документов.
В соответствии ч.4 ст. 39 ГрК РФ, п. 12.3 Положения от 15.06.2018 № 80 комиссия по землепользованию и застройке направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Согласно доводам административного ответчика, учитывая отсутствие общих границ у объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивалось разрешение на условно разрешенный вид использования со смежными земельными участками, в целях дополнительного оповещения жителей города Светлограда о возможном размещении антенной опоры связи высотой до 29 метров, администрацией округа были направлены сообщения о проведении публичных слушаний (заказными письмами с уведомлением о вручении) собственникам земельных участков по адресу: ... расположенных в непосредственной близости от места планируемого размещения объекта.
Вопреки доводам административного истца, земельный участок по адресу: ..., принадлежащий ФИО1 не расположен в непосредственной близости от места планируемого размещения объекта, в связи с чем уведомление ему не направлялось.
При этом, суд соглашается с доводами административного ответчика, что в силу требований ч.4 ст. 39 ГрК РФ, п. 12.3 Положения от 15.06.2018 № 80 администрация округа и не обязана была направлять такие оповещения так как, отсутствуют общие границы у объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивалось разрешение на условно разрешенный вид использования со смежными земельными участками, что подтверждено данными публичной карты (л.д. 101).
Таким образом, доводы административного истца о необходимости извещения его и иных жителей улиц вблизи спорного сооружения связи не нашел своего подтверждения в суде.
В комиссию по землепользованию и застройке Петровского городского округа Ставропольского края, утвержденную постановлением администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 24.11.2020 № 1642, в период проведения публичных слушаний и при проведении собрания участников публичных слушаний от участников публичных слушаний не поступили устные и письменные возражения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства - антенной опоры связи высотой до 29 метров на землях площадью 16 кв.м, с условным номером ---, по адресу: ... - доказательства обратного отсутствуют.
При этом судом учитываются доводы пояснений Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, изложенных в возражении №26-00-09/12-1803-2022 от 30.03.2022 (л.д.37-38), из которых следует, что СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлены требования на радиоэлектронные средства, генерирующие электромагнитные поля радиочастотного диапазона.
Перед размещением, реконструкцией, техническим перевооружением (модернизацией) радиоэлектронных средств правообладателем радиоэлектронных средств должна разрабатываться проектная документация на условия размещения радиоэлектронного средства (далее - РЭС), на которую должно оформляться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Размещение радиоэлектронных средств без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается.
12.11.2021 на основании представленного экспертного заключения по проектной документации ООО «ЭКСПЕРТТЕЛЕКОМ» № 2124 от 21.09.2021 Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №26.01.05.000.Т.001838.11.21 от 12.11.2021 на проектную документацию: «Расчет санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки на размещение передающих радиотехнических объектов (ПРТО) базовая станция №BTS-26-03762L18, радиоподсистемы сети подвижной радиотелефонной связи ПАО «МТС» стандарта GSM-900/1800, IMT- 2000/UMTS, LTE на территории Ставропольского края. Новое строительство базовой станции №BTS-26-03762L18, расположенной по адресу..., опора ПАО «МТС».
Согласно представленных материалов предусматривалось новое строительство базовой станции №BTS-26-03762L18, в ходе которого осуществляется: установка металлической стальной секционной опоры с надстройкой; установка климатического шкафа ТКШ-l-12kW; установка оборудования БС «RBS 6601» фирмы «Ericsson» стандарта LTE-1800 в конфигурации (1/1/1) в составе: модуля внутренней установки MU; цифрового модуля Baseband 5216; вынесенного радиоблока Radio 2219 ВЗ фирмы Ericsson - 3 шт.; установка 3-х направленных приемопередающих секторных антенн HXPM8XBBYY19065T2C фирмы «FiberHome» по азимутам 60, 160 и 300 град; установка оборудования РРС Mini-Link 6651 38 GНz фирмы «Ericsson» конфигурацией (1+0); установка параболической антенны 0 0,3 м типа Mini-Link ANT3 С 0.3 38 HP по азимуту 154 град направлением наБС №BTS-26-00639; установка вспомогательного оборудования.
Базовая станция планировалась к вводу в эксплуатацию после завершения строительства в 2021 г. Предполагаемый режим работы ПРТО - круглосуточный.
Согласно представленному в проектных материалах ситуационному плану застройка в районе базовой станции в радиусе не менее 100,0м представлена одноэтажными жилыми и нежилыми строениями с уровнем кровли не более 5,0 м. В проекте также представлены расчеты санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) и зон ограничения застройки (далее - ЗОЗ).
Размер прогнозируемой зоны ограничения застройки (ЗОЗ) по азимутальным направлениям ПАО «МТС»: по азимуту 60°-протяженность 64,4м, высота нижней границы 303-20,4 м; по азимуту 160°-протяженность 64,7м, высота нижней границы 303 -24,0 м; по азимуту 300° - протяженность 64,1м, высота нижней границы 303 - 18,5 м; по азимуту 154° (РРС) - протяженность 63,9м, высота нижней границы 303 - 24,2 м.
Нижняя граница зоны ограничения застройки от ионизирующих излучений ПРТО ПАО «МТС» проходит на высоте от 18,5м, т.о. ЗОЗ не затрагивает объекты окружающей жилой и нежилой застройки, и уровни ППЭ в местах возможного нахождения людей не превысят установленных нормативов. На основании проведенного анализа результатов расчетов интенсивности ЭМИ установления расчетной санитарно-защитной зоны не требуется.
Кроме того, в силу требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства владелец РЭС, осуществляющий эксплуатацию РЭС, обеспечивает проведение производственного контроля ЭМП, предусматривающего проведение инструментальных исследований уровней ЭМП в течение 10 рабочих дней после дня ввода РЭС в эксплуатацию, далее - один раз в три года. В случае выявления нарушений условий эксплуатации, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, владелец РЭС своевременно информирует органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, о прекращении деятельности РЭС.
Информация о нарушении условий эксплуатации, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, об аварийных ситуациях, о прекращении деятельности РЭС от оператора сотовой связи ПАО «МТС» №BTS-26-03762L18 в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в 2021 году не поступала.
20.01.2022 на основании представленного экспертного заключения по проектной документации ООО «ЭКСПЕРТТЕЛЕКОМ» № 2985 от 17.12.2021 Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 26.01.05.000.Т.000107.01.22 от 20.01.2022 на проектную документацию: "Расчет санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки на размещение ПРТО базовая станция №BTS-26-03762L18, радиоподсистемы сети подвижной радиотелефонной связи ПАО «МТС» стандарта GSM-900/1800, IMT-2000/UMTS, LTE на территории Ставропольского края. Модернизация базовой станции №BTS-26-03762L18, расположенной по адресу... опора ПАО «МТС» (л.д.68), согласно которого представленная проектная документация соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Модернизация базовой станции, заключалась в изменении установочного азимута параболической антенны.
Размер прогнозируемой зоны ограничения застройки с учетом модернизации по азимутальным направлениям ПАО «МТС»: по азимуту 60°-протяженность 64,4м, высота нижней границы ЗОЗ -20,4 м; по азимуту 160°-протяженность 64,7м, высота нижней границы ЗОЗ -24м; по азимуту 300°-протяженность 64,1м, высота нижней границы ЗОЗ -18,5 м; по азимуту 49° (РРС) - протяженность 61,5м, высота нижней границы ЗОЗ - 20,8 м.
Информация о нарушении условий эксплуатации, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, об аварийных ситуациях, о прекращении деятельности РЭС от оператора сотовой связи ПАО «МТС» №BTS-26-03762L18 в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в 2022 году не поступала (л.д.37-38).
Доводы административного истца о расположении неограниченного круга застройки с учетом ландшафта в санитарно-защитной зоне и зоне ограничения застройки относительно спорного объекта за счет разницы в высоте местности - достоверными, допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждены.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце.
Материалы дела не содержат доказательств несоответствия оспариваемых решений органа местного самоуправления нормативным правовым актам, доводов к чему административным истцом не приведено.
Вопреки доводам административного истца, материалы дела не содержат доказательств нарушения его прав и законных интересов на благоприятные условия жизнедеятельности, возведением спорного сооружения, в то время как полномочиями по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц ФИО1 не наделен, доказательств чего им также не представлено.
Довод ФИО1, что вышка работает и издает излучение, тем самым нарушено его право на благоприятную окружающую среду, не нашел своего подтверждения, и опровергнут санитарно-эпидемиологическое заключением № 26.01.05.000.Т.000107.01.22 от 20.01.2022 (л.д.68), согласно которого представленная проектная документация на спорную базовую станцию соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1 в полном объеме по существу.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжение главы городского округа о назначении публичных слушаний было вынесено 14.04.2021, заключение о результатах публичных слушаний вынесено 05.05.2021, постановление администрации округа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид - 25.05.2021. Обо всех указанных действиях и ненормативных актах неограниченный круг лиц, в т.ч. и ФИО1 был уведомлен путем публикации в газете «Вестник Петровского городского округа», размещения информации на сайте http://petrgosk.ru/ в разделе градостроительство административное исковое заявление об обжаловании действий органа местного самоуправления было направлено административным истцом в суд по почте 28.02.2022, т.е. по истечении 3 месячного срока для обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления
Таким образом, из представленных документов следует, что об оспариваемых действиях и постановлениях административному истцу ФИО1 стало известно не позднее 28.05.2021 (с момента опубликования в газете «Вестник Петровского городского округа» от 28.05.2021 № 23 (223) постановления администрации округа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид от 25.05.2021), а с административным исковым заявлением он обратился лишь 28.02.2022, между тем каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления об оспаривании действий и постановлений, в установленный трехмесячный срок, административным истцом не приведено, доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска этого срока суду не представлено. Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для восстановления процессуального срока на обжалование указанных действий и постановлений. Пропуск указанного срока является также самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 -.- к администрации Петровского городского округа Ставропольского края об обжаловании действий органа местного самоуправления, а именно признания распоряжения главы Петровского городского округа Ставропольского края от 14.04.2021 № 29-р, заключения о результатах публичных слушаний от 05.05.2021, постановлений администрации Петровского городского округа Ставропольского края от 25.05.2021 № 804 и от 24.06.2021 № 1057 – недействительными, а процедуру проведения публичных слушаний администрацией Петровского городского округа Ставропольского края по вопросу предоставления разрешения на использование земель, площадью 16 кв.м., с условным номером --- по адресу ..., в целях размещения сооружения связи ПАО «МТС» - не соблюдённой – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 29.04.2022.
Судья И.А.Черниговская