ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/19 от 03.04.2019 Тес-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-26/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Самагалтай 3 апреля 2019 года

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочнёвой А.Ш., при секретаре Салгын-оол Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественных бань и обеспечением жителей необходимым количеством банных мест,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее - ответчик) о возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественных бань и обеспечением жителей необходимым количеством банных мест.

В обоснование исковых требований истец указал, что за 11 месяцев 2018 года в Республике Тыва зарегистрировано 223 случая педикулеза, отмечается рост заболеваемости в 2,5 раза. Результаты эпидемиологического расследования и внеплановых проверок свидетельствуют о недостаточном внимании органов местного самоуправления к проблеме отсутствия общественных банных и прачечных услуг, что непосредственно влияет на распространение педикулеза. На территории района проживают около 8000 человек, однако в поселениях района отсутствуют общественные бани для бытового обслуживания населения, что является нарушением прав граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны жизни и здоровья, прав на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности. Просит возложить на ответчика обязанность создать на территории муниципального района условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественных бань и обеспечением жителей необходимым количеством банных мест в срок до 1 июня 2019 года.

Представитель истца надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства представители ответчика и заинтересованное лицо на судебное заседание не явились, ходатайств и заявлений не заявляли.

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.18 ч.1 ст.131 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» действует одна общественная баня с одной прачечной, находящаяся по адресу: Тес-Хемский кожуун, с.Самагалтай, ул.Дружба д.50.

Здание указанной общественной бани с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности муниципальному району «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на основании постановления администрации района № 1076 от 15 ноября 2013 года, о чем в ЕГРН 11 августа 2014 года сделана запись регистрации .

Согласно договору аренды нежилого помещения № <данные изъяты> от 20 марта 2015 года, заключенному между администрацией муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» и индивидуальным предпринимателем СОБ здание общественной бани передано в аренду сроком на 5 лет СОБ

Из пункта 18 статьи 4 Устава муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Тес-Хемского кожууна, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Из представленных суду Уставов сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В исковом заявлении истец ссылается на положения СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» о том, что на 1 тысячу жителей рекомендуется не менее 5 посадочных мест в банных предприятиях.

Также истец указывает на то, что в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 года № 163 услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам.

При этом судом установлено, что в соответствии со СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в частности в приложении № 7, в сельских местностях на 1 тысячу населения рекомендуется наличие 7 банных мест, и указанное приложение носит рекомендательный характер.

Согласно пояснениям, данным суду заинтересованным лицом СОБ общественная баня функционирует, однако посещаемость население очень низкая. В бане имеется 52 кабинки для женщин и посадочных мест около 35, 24 кабинок с 24 посадочными местами с мужской стороны. В связи с тем, что в будние дни баню никто не посещает, баня работает по пятницам, субботам и воскресеньям.

Из сведений представленных ответчиком следует, что на территории района имеются 7 сумонов. По состоянию на 1 января 2019 года численность постоянно проживающих граждан на территории района составляет 9312 человека, из них в с.Самагалтай - 3702 человека, в с.Чыргаланды - 1142 человека, в с.Берт-Даг - 1133 человека, в с.Кызыл-Чыраа - 1024 человека, в с.Шуурмак - 842 человека, в с.О-Шынаа - 1002 человека, а в с.У-Шынаа - 467 человека. Также указывается на то, что в основном в частных домах имеются свои бани.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии достаточного количества посадочных мест, в имеющейся на территории с.Самагалтай общественной бани, в том числе, в контексте наличия в домовладениях поселений частных бань.

Также судом установлено, что Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года № 163, на который ссылается истец, утратил силу, в настоящее время действует Общероссийский классификатор видов деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, согласно которому деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг (96.04) отнесена к деятельности по предоставлению прочих индивидуальных услуг, а не услуг бытового обслуживания населения как указывает истец.

Судом установлено, что общественная баня, находящаяся в с.Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва, имеет возможность обслуживать население административного центра и населенных пунктов района гигиеническими услугами.

Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия лиц, заболевших педикулезом на территории муниципального района, а также обращение граждан о нехватке банных мест на территории района.

Таким образом, с учетом требований ст.62 КАС РФ, также того, что указанные административным истцом нормы и правила утратили силу и носят рекомендательный характер, документов и иных сведений, подтверждающих нарушение или возможное нарушение права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, либо возникновение реальной угрозы их нарушения, истцом не представлено, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Из части 1 ст.111 КАС РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В данном случае согласно п.13 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

С учетом отказа в удовлетворении исковых требований административного истца, судебные расходы взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-175, 177, 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности создать на территории муниципального района условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественных бань и обеспечением жителей необходимым количеством банных мест отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2019 года с учетом выходных дней.

Председательствующий А.Ш. Кочнёва