Дело № 2а-26 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южноуральск 12 февраля 2019 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,
при секретаре Варнавской С.С.,
с участием представителя административного истца Овчинниковой Н.Л.,
административного ответчика Сарапулова А.А., его представителя Шакировой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к Сарапулову А. АлексА.у о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Сарапулову А.А., в котором просила взыскать с административного ответчика в бюджет недоимку по пени по налогу на добавленную стоимость в размере 21 379, 21 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии в размере 3 572,34 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года, в размере 219, 42 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размер, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии в размере 643, 29 руб.
В обоснование иска указано, что налогоплательщиком не исполнены обязанность по уплате указанных пени, а также требование налогового органа об их уплате.
В судебном заседании представитель административного истца Овчинникова Н.Л. поддержала доводы и требования административного иска.
Административный ответчик Сарапулов А.А. и его представитель Шакирова О.П. исковые требования не признали, полагали, что пени подлежали списанию налоговым органом как безнадежная недоимка, поскольку пени начислены на недоимку, образовавшуюся в период деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, то есть до 01 января 2017 года.
Заинтересованное лицо - ГУ - УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела без своего участия.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Из материалов дела установлено, что административный ответчик Сарапулов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем в силу положений ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в указанный период являлся страхователем по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Также ответчик являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Из содержания административного искового заявления, требования об уплате налога, сбора (л.д. 4-6), каточек расчета с бюджетом следует, что за административным ответчиком числится задолженность по пени по налогу на добавленную стоимость <данные изъяты>., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии <данные изъяты>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года, <данные изъяты> пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размер, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии <данные изъяты> В обоснование размера пени налоговым органом представлены ее расчеты (л.д. 7-10).
Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ( подпункт 5 п. 1 ст.59).
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 28 ноября 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Согласно частям 2 и 3 ст. 12 указанного Федерального закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Также из материалов дела установлено, что взыскиваемая задолженность по пени по налогу на добавленную стоимость <данные изъяты> начислена <данные изъяты> на недоимку, образовавшуюся на 01 января 2012 года, то есть до 01 января 2015 года, и не поступившую в бюджет. Поэтому в силу закона она также признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, право на ее взыскание утрачено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области в удовлетворении административного искового заявления к Сарапулову А. АлексА.у о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.Ю.Черепанова
Копия верна. Судья О.Ю. Черепанова
Решение вступило в законную силу 19 марта 2019 года.
Судья О.Ю. Черепанова
Секретарь Е.Ю. Первухина