ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/19 от 28.01.2019 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

28 января 2019 г. г. Махачкала

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Оноколова П.Ю., при секретаре судебного заседания Рабаданове К.Р., с участием административного истца Магарамова А.Э., его представителя Халолова И.А. и представителя административных ответчиков – председателя жилищной комиссии <данные изъяты> и начальника этого же пограничного управления Пакина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-26/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты> Магарамова Акима Элифовича об оспаривании действий жилищной комиссии <данные изъяты>, связанных с отказом в принятии на учёт
в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту жительства,

установил:

Магарамов А.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением,
в котором просил:

- признать незаконными действия и решение жилищной комиссии пограничного управления <данные изъяты> (далее – жилищная комиссия)
от 22 сентября 2018 г. (протокол № <данные изъяты>) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту жительства, и обязать административных ответчиков отменить указанное решение жилищной комиссии, возложив обязанность на жилищную комиссию рассмотреть вопрос о признании его
в качестве нуждающегося в жилом помещении;

- взыскать с войсковой части <данные изъяты> государственную пошлину в размере
300 рублей, уплаченную им при обращении в суд.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования. Магарамов А.Э. в их обоснование пояснил, что с начала декабря 1998 года он с супругой не проживаю жилых помещениях, принадлежащих
их родителям, которые расположены по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> принадлежащем матери его супруги – Муспаховой Х.Г.,
а также в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежавшем до 22 мая 2015 г. его отцу – Магарамову Э.Н.

Также административный истец пояснил, что он с супругой Магарамовой Т.Г.
с начала декабря 1998 года проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежащем Мирзоевой Ф.М., а в последующем стал проживать в нём с дочерьми 2000, 2004 и 2007 годов рождения.

Представитель административного истца пояснил, что Магарамов А.Э. с членами его семьи с 26 февраля 2014 г. зарегистрирован по месту жительства: п<данные изъяты>, в данном жилом помещении административный истец проживает
с супругой с 1998 года, а в последующем с дочерьми 2000, 2004 и 2007 годов рождения, и в соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) с указного времени Магарамов А.Э. с супругой не относятся к членам семьи собственников жилых помещений, то есть отца административного истца –
Магарамова Э.Н. и матери супруги административного истца – Муспаховой Х.Г., поскольку они более 20 лет совместно не проживают с указанными собственниками жилых помещений.

Представитель административных ответчиков просил суд отказать
в удовлетворении административного искового заявления, поскольку Магарамов А.Э., будучи обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, как член семьи собственника жилого помещения, утратил право пользования указанным жильём,
так как добровольно выселился из него и на административного истца с этого времени распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что административный истец достиг предельного возраста пребывания на военной службе и его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.

Магарамов А.Э. до исключения из списков личного состава <данные изъяты> 18 мая 2018 г. обратился с заявлением о принятии его четырёх членов семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в г. Мытищи Московской области.

Решением жилищной комиссии от 22 сентября 2018 г. (протокол № <данные изъяты>) Магарамову А.Э. и членам его семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, поскольку административный истец 26 февраля 2014 г. намерено ухудшили свои жилищные условия, добровольно снявшись с регистрационного учёта, тем самым выселившись
из жилого помещения, расположенного по адресу: п<данные изъяты>, принадлежавшего до 22 мая 2015 г. его отцу – Магарамову Э.Н., чем утратил право пользования указанным жильём, в связи с чем на административного истца распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

Члены семьи административного истца – супруга и дочери 2000, 2004 и
2007 годов рождения также намерено ухудшили свои жилищные условия, добровольно снявшись 26 февраля 2014 г. с регистрационного учёта, тем самым выселившись
из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего матери супруги административного истца – Муспаховой Х.Г., чем они утратил право пользования указанным жильём и на них распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя и представителя административных ответчиков, а также исследовав материалы дела,
суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным
в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или
за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов
в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок
не предусмотрен федеральным законом.

Для военнослужащих такой порядок установлен Федеральным законом
«О статусе военнослужащих», а по смыслу ст. 15 данного Федерального закона и жилищного законодательства, военнослужащий обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия,
в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом право членов семьи военнослужащего состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях зависит от возникновения такого права у самого военнослужащего.

Таким образом, 26 февраля 2014 г. административный истец и члены его семьи утратили право пользования вышеприведёнными жилыми помещениями, принадлежащим Магарамову Э.Н. и Муспаховой Х.Г., чем ухудшили свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, поскольку имели право пользования жилыми помещениями, расположенными по адресам: <данные изъяты>, в связи с чем на Магарамова А.Э. и членов его семьи распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах на момент принятия жилищной комиссией решения
22 сентября 2018 г. (протокол № 37) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не истёк пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, после намеренного ухудшения жилищных условий.

Оценивая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу,
что жилищная комиссия правомерно отказала в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма административному истцу по основаниям, изложенным в оспариваемом решении,
в связи с чем данное административное исковое заявление Магарамова А.Э.
не подлежит удовлетворению.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению,
то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Магарамова Акима Элифовича отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда
через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий