ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/19 от 28.01.2019 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

28 января 2019 г. г. Махачкала

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Оноколова П.Ю., при секретаре судебного заседания Рабаданове К.Р., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2 и представителя административных ответчиков – председателя жилищной комиссии <данные изъяты> и начальника этого же пограничного управления ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-26/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий жилищной комиссии <данные изъяты>, связанных с отказом в принятии на учёт
в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту жительства,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением,
в котором просил:

- признать незаконными действия и решение жилищной комиссии пограничного управления <данные изъяты> (далее – жилищная комиссия)
от 22 сентября 2018 г. (протокол № <данные изъяты>) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному им месту жительства, и обязать административных ответчиков отменить указанное решение жилищной комиссии, возложив обязанность на жилищную комиссию рассмотреть вопрос о признании его
в качестве нуждающегося в жилом помещении;

- взыскать с войсковой части <данные изъяты> государственную пошлину в размере
300 рублей, уплаченную им при обращении в суд.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования. ФИО1 в их обоснование пояснил, что с начала декабря 1998 года он с супругой не проживаю жилых помещениях, принадлежащих
их родителям, которые расположены по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> принадлежащем матери его супруги – ФИО4,
а также в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежавшем до 22 мая 2015 г. его отцу – ФИО5

Также административный истец пояснил, что он с супругой ФИО6
с начала декабря 1998 года проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежащем ФИО7, а в последующем стал проживать в нём с дочерьми 2000, 2004 и 2007 годов рождения.

Представитель административного истца пояснил, что ФИО1 с членами его семьи с 26 февраля 2014 г. зарегистрирован по месту жительства: п<данные изъяты>, в данном жилом помещении административный истец проживает
с супругой с 1998 года, а в последующем с дочерьми 2000, 2004 и 2007 годов рождения, и в соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) с указного времени ФИО1 с супругой не относятся к членам семьи собственников жилых помещений, то есть отца административного истца –
ФИО5 и матери супруги административного истца – ФИО4, поскольку они более 20 лет совместно не проживают с указанными собственниками жилых помещений.

Представитель административных ответчиков просил суд отказать
в удовлетворении административного искового заявления, поскольку ФИО1, будучи обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, как член семьи собственника жилого помещения, утратил право пользования указанным жильём,
так как добровольно выселился из него и на административного истца с этого времени распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что административный истец достиг предельного возраста пребывания на военной службе и его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.

ФИО1 до исключения из списков личного состава <данные изъяты> 18 мая 2018 г. обратился с заявлением о принятии его четырёх членов семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в г. Мытищи Московской области.

Решением жилищной комиссии от 22 сентября 2018 г. (протокол № <данные изъяты>) ФИО1 и членам его семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, поскольку административный истец 26 февраля 2014 г. намерено ухудшили свои жилищные условия, добровольно снявшись с регистрационного учёта, тем самым выселившись
из жилого помещения, расположенного по адресу: п<данные изъяты>, принадлежавшего до 22 мая 2015 г. его отцу – ФИО5, чем утратил право пользования указанным жильём, в связи с чем на административного истца распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

Члены семьи административного истца – супруга и дочери 2000, 2004 и
2007 годов рождения также намерено ухудшили свои жилищные условия, добровольно снявшись 26 февраля 2014 г. с регистрационного учёта, тем самым выселившись
из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего матери супруги административного истца – ФИО4, чем они утратил право пользования указанным жильём и на них распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя и представителя административных ответчиков, а также исследовав материалы дела,
суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным
в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или
за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов
в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок
не предусмотрен федеральным законом.

Для военнослужащих такой порядок установлен Федеральным законом
«О статусе военнослужащих», а по смыслу ст. 15 данного Федерального закона и жилищного законодательства, военнослужащий обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия,
в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом право членов семьи военнослужащего состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях зависит от возникновения такого права у самого военнослужащего.

Таким образом, 26 февраля 2014 г. административный истец и члены его семьи утратили право пользования вышеприведёнными жилыми помещениями, принадлежащим ФИО5 и ФИО4, чем ухудшили свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, поскольку имели право пользования жилыми помещениями, расположенными по адресам: <данные изъяты>, в связи с чем на ФИО1 и членов его семьи распространяются последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах на момент принятия жилищной комиссией решения
22 сентября 2018 г. (протокол № 37) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не истёк пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, после намеренного ухудшения жилищных условий.

Оценивая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу,
что жилищная комиссия правомерно отказала в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма административному истцу по основаниям, изложенным в оспариваемом решении,
в связи с чем данное административное исковое заявление ФИО1
не подлежит удовлетворению.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению,
то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда
через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий