Дело № 2а-26/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Фершампенуаз 12 января 2017 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Финогентовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области к Собрании. Депутатов Нагайбакского муниципального района о признании решения и бездействия в части не рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с требованием признать решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района № 84 от 24 ноября 2016 года незаконным, признать незаконным бездействие Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области выразившееся в нерассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2, ФИО4, являющееся обязательным, согласно п. 5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и обязать Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области принять решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2, ФИО4 на ближайшем заседании сессии.
В обоснование административного иска административный истец указал, что прокуратурой Нагайбакского района Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Собрании Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее - Собрание депутатов). По результатам проверки установлено, что депутатами Собрания депутатов ФИО3, ФИО2, ФИО4 предоставлены недостоверные сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. В связи с чем и.о. прокурора Нагайбакского района Батраевым Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Однако, Собранием депутатов Нагайбакского муниципального района вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ на котором вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, предоставивших недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не обсуждался, на голосование не выносился, что является недопустимым с точки зрения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель административного ответчика председатель Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО1 с требованиями не согласился. Суду пояснил, что Собрание депутатов района не бездействовало, представление прокурора района об устранении нарушения требований антикоррупционного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ обсуждалось постоянной мандатной комиссией по депутатской этике и регламенту. В ходе заседания установлены причины того, что депутатами ФИО3, ФИО2, ФИО4 предоставлены недостоверные сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. Ничего противозаконного в их действиях не установлено. В связи с чем вынесено решение Собрания депутатов № 84 от 24 ноября 2016 года, где фактически обсуждались все вопросы, поставленные представлением прокурора, приняты уточненные справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а также указано председателю Собрания депутатов района организовывать ежегодное обучение по заполнению данных видов справок.
Представитель по устному ходатайству административного ответчика ФИО5 с требованиями не согласился, суду пояснил, что все преддписания прокурора Нагайбакского района были рассмотрены на Собрании депутатов Нагайбакского муниципального района. Приняты меры к устранению допущенных нарушений, запрошены уточненные справки. Нарушения антикоррупционного законодательства в действиях депутатов не усматривает. Депутат ФИО4 допустила техническую ошибку, указав два земельных участка, как один. ФИО12 фигурирует учредителем <данные изъяты>», но установлено, что в последние 6 лет не осуществляет хозяйственную деятельность.
Заинтересованные лица депутаты Собрания депутатов ФИО3, ФИО12, ФИО4 также поддержали позицию административного ответчика и его представителя.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришёл к следующему.
Согласно положениям ст.ст.8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Непредставление указанными лицами, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение вышеперечисленных лиц от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Федеральным законом от 03.11.2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч.7.1 ст.40 изложена в новой редакции, предусматривающей, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. В силу ч.ч. 10.1, 11 ст.40 указанного Федерального закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Согласно п. п. 9, 10 ст. 23 Устава Нагайбакского муниципального района Челябинской области полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений установленных Федеральным законом № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Из материалов дела следует, что прокурором Нагайбакского района организована проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, и иных лиц их доходам, а также о соблюдении руководителями муниципальных учреждений обязанности о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Согласно имеющемуся в деле представлению прокурора района Нагайбакского района в ходе проведенной проверки выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, положений Указа Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, изменений в некоторые акты Президента РФ, а именно депутатами Собрания депутатов ФИО3, ФИО2, ФИО4 предоставлены недостоверные сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. Так в справке на имя ФИО3 в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указано недвижимое имущество, право собственности на которое, согласно сведениям из ЕГРП зарегистрировано на его имя (1/2 для в праве на не жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., 1/3 доля в праве на жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, 1/3 доля в праве на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок площадь. <данные изъяты> кв.м.) отсутствуют сведения о транспортном средстве в подразделе 3.2 «Транспортные средства» (<данные изъяты>). В подразделе 5.1 «Акции на иное участие в коммерческих организациях» не отражены данные, согласно сведениям, представленным МИФНС России № по Челябинской области об участии ФИО3 в качестве учредителя в КФХ ФИО11, СХПК «<данные изъяты>», а также о его регистрации в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства.
В справке на имя ФИО2 в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указано недвижимое имущество, право собственности на которое, согласно сведениям ЕГРП, зарегистрировано на её имя (3/4 долей в праве на 3-х комнатную квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м.,. В подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях» не отражены данные, согласно сведениям, предоставленным МИФНС России № по Челябинской области об участии ФИО2 в качестве учредителя в ООО «<данные изъяты>».
В справке на имя ФИО4 в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не указано недвижимое имущество, право собственности на которое, согласно сведениям из ЕГРП зарегистрировано на её имя ( два земельных участка).
Эти факты подтверждаются справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выписками из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, сведениями ГИБДД о зарегистрированных автомобилях.
Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Решением Совета депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 14 от 17.02. 2016 года были утверждены Положение о предоставлении депутатами в Собрание депутатов Нагайбакского муниципального района сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно п. 2. Положения депутат предоставляет вышеуказанные сведения ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным,
Из п. 3 следует, что сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются депутатом в постоянную мандатную комиссию по депутатской этике и Регламенту Собрания депутатов, включив в полномочие комиссии контроль за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п. 11 мандатная комиссия вправе получать от депутата пояснения по представленным им сведениям о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, полученным мандатной комиссией при осуществлении проверки.
На заседании мандатной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ обсужден вопрос о предоставлении неполных сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутатами ФИО3, ФИО2, ФИО4. Выяснены причины, по которым предоставлены неполные сведения.
Анализируя работу Совета депутатов по представлению прокурора Нагайбакского района по исполнению требований антикоррупционных законов, в части соблюдения депутатами ограничений и запретов и досрочного прекращения их полномочий, в случае их неисполнения, суд приходит к выводу, что Совет депутатов бездействовал, так как вопрос о прекращении полномочий депутатов ФИО3, ФИО2, ФИО4 на повестку дня заседаний Совета депутатов не выносился и не рассматривался.
Вместе с тем суд не может считать полностью незаконным решение Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 24 ноября 2016 года № 84. Из пяти пунктов требования прокурора не выполнено одно - не решён вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, путём вынесения на всеобщее голосование. В остальной части на сессии Собрания депутатов района признано, что сведения, представленные депутатами ФИО3, ФИО2, ФИО4 являются неполными, приняты уточнённые справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. Выяснены причины того, что депутатами поданы неполные сведения об имуществе. Председателю Собрания поручено организовывать ежегодное обучение депутатов по вопросам антикоррупционного законодательства, в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Учитывая изложенное суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора Нагайбакского района частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Нагайбакского района Челябинской области к Собранию депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области удовлетворить частично.
Признать решение Собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области № 84 от 24 ноября 2017 года незаконным в части нерассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО3, ФИО2, ФИО4.
Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области, а именно в не рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО3, ФИО2, ФИО4 и вынесения по нему решения.
Обязать Собрание депутатов Нагайбакского района Челябинской области вынести вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО3, ФИО2, ФИО4 на обсуждение и принять по нему решение на ближайшем заседании сессии Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: