ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/2022 от 02.03.2022 Наро-фоминского гарнизонного военного суда (Московская область)

КОПИЯ

Решение

именем Российской Федерации

2 марта 2022 г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Дерепко С.С., при секретаре судебного заседания Бирулиной Н.П., с участием административного истца Жекина П.А. и представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2А-26/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (<адрес>-Фоминский городской округ, <адрес>) (далее – военная комендатура Алабинского гарнизона) старшего лейтенанта Жекина Павла Александровича об оспаривании действий филиала Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>» (далее – Филиал), связанных с отказом в согласовании документов о возмещении командировочных расходов,

установил:

Жекин обратился в суд с административным иском, в котором первоначально оспорил решение сотрудника Филиала об отказе в возмещении дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) во время служебной командировки в период с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих требований заявитель указал, что во исполнение указаний вышестоящего воинского должностного лица и на основании приказа своего руководителя он направлялся из военной комендатуры Алабинского гарнизона (<адрес>-Фоминского г.о. <адрес>) для обучения на факультет переподготовки и повышения квалификации Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – ВУНЦ) (<адрес>). Решением старшего начальника был решен вопрос о проживании по месту командирования. При таких обстоятельствах он проходил переподготовку по очной форме и безвыездно проживал в гостиничном номере за счет государства. Возвратившись к постоянному месту службы, он представлял командованию отчетные документы для возмещения суточных, на что ДД.ММ.ГГГГ из Филиала поступил отказ со ссылкой на их ненадлежащее оформление, а именно на отсутствие в приказе о командировании указаний на необходимость непрерывного пребывания в пункте командировки при наличии возможности ежедневно возвращаться к месту службы или жительства по условиям сообщения между населенными пунктами. С учетом изложенного, считая оспариваемое решение незаконным, а свои права нарушенными, Жекин поставил вопрос об их восстановлении в судебном порядке путем возложения на финансовый орган обязанности по возмещению суточных в размере 9 000 рублей.

В судебном заседании, предварительно уточнив административные исковые требования, их и приведенные в обоснование административного иска доводы Жекин поддержал, в связи с чем просил суд признать незаконными действия Филиала, связанные с отказом в согласовании документов о возмещении командировочных расходов, а также возложить на этот финансовый орган обязанности по возмещению суточных за 30 дней нахождения в командировке с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 300 рублей в сутки, то есть на общую сумму 9000 рублей. Кроме того, в объяснениях административный истец дополнительно указал, что фактически закончил обучение ДД.ММ.ГГГГ, вечером тех же суток получил в ВУЗе необходимую документацию, сдал гостиничный номер и прибыл домой, а на следующий день явился на службу и доложил командованию о прибытии. При этом по месту командирования он находился безвыездно, обеспечивался только жильем, питался за свой счет и воинские перевозочные документы для следования к месту выполнения служебного задания и обратно не получал.

Представитель административного ответчика Демин возражал против предъявленных требований и в объяснениях указал, что после проверки документов Жекина о возмещении суточных уполномоченный сотрудник Филиала возвратил их без реализации, так как в телеграмме должностного лица регионального органа военной полиции и в приказе о командировании не имелось указаний о том, что выполнение заявителем служебного задания требовало непрерывного пребывания в пункте командировки, и по условиям сообщения у него отсутствовала возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства. А поскольку Жекин по условиям сообщения фактически имел реальную возможность ежедневно возвращаться к месту службы (жительства), то исходя из положений п. 134 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), Демин просил суд признать оспариваемые действия Филиала законными и обоснованными, вследствие чего отказать в удовлетворении разрешаемого административного иска.

Заслушав явившихся участников процесса, а также изучив материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Так, на основании п. 4 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок и условия командирования военнослужащих, если иное не определено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовала на момент издания приказа о направлении заявителя в командировку), служебные командировки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, организуются органами военного управления или уполномоченными командирами на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. При этом допускается направление военнослужащих к командировку на обучение с сохранением воинских должностей по месту военной службы на курсы системы повышения квалификации и переподготовки кадров (в том числе в образовательные организации и подразделения системы повышения квалификации и переподготовки кадров - по дневной форме обучения) на срок свыше 30 суток, но не более чем на один год. Продолжительность командировки исчисляется по количеству дней пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни. На командировочном удостоверении производятся отметки о датах прибытия военнослужащего в пункт (пункты) командировки и убытия из него (из них), заверенные гербовой печатью. Размещение военнослужащих, командированных в военные образовательные организации для обучения (переподготовки), организуется на их жилых фондах (или в полевых условиях).

Аналогичные по своему содержанию требования сформулированы в приказе министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определяющем порядок и условия командирования военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (начало действия документа – ДД.ММ.ГГГГ), где в пунктах 9, 13 и 16 также регламентировано, что направление военнослужащих в служебную командировку оформляется приказом командира воинской части по строевой части, в котором указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, воинская должность, цель, пункт и срок служебной командировки, порядок обеспечения бесплатным питанием в пути следования к месту служебной командировки и обратно (при его осуществлении), порядок проезда к месту командировки и обратно, факт предоставления бесплатного жилого помещения по месту командировки (в случае его предоставления), основания направления в служебную командировку. При этом такому военнослужащему выдается командировочное удостоверение, в котором указываются приведенные выше сведения, а также отметки по месту проведения служебной командировки о датах прибытия в пункты назначения, убытия из них, об обеспечении бесплатным питанием, о предоставлении бесплатного жилого помещения. Кроме того, прибывшему из командировки военнослужащему вменено в обязанность представление авансового отчета об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах.

В части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» закреплено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Как это следует из пунктов 1-3 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), при направлении военнослужащих в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются расходы по проезду, расходы по бронированию и найму жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения последних в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, определяют руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники. По возвращении из служебной командировки военнослужащие обязаны в течение 3 служебных дней представить авансовый отчет (отчет) об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданным им перед отъездом в служебную командировку денежным авансам на командировочные расходы. К авансовому отчету (отчету) прилагаются документы о бронировании и найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) и иных расходах, связанных со служебной командировкой.

В свою очередь, согласно пунктам 134 и 138 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Военнослужащим, имеющим по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в приказе соответствующего командира о командировании, а также возвратившимся из командировки в день убытия, суточные не возмещаются. Возмещение суточных, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, за исключением случаев, когда их продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в силу приведенных норм в их взаимосвязи возникновение дополнительных расходов (суточных) в связи со служебной командировкой напрямую связано с местом проживания военнослужащего во время пребывания в командировке, то есть единственным и обязательным условием для их возмещения является проживание военнослужащего во время выполнения служебного задания вне места постоянного жительства. Исключением из общего правила применительно к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации, является случай, когда выполнение им служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, а по условиям сообщения имеется возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства. При этом относительно данных обстоятельств должно быть конкретное указание в приказе соответствующего командира (начальника) о командировании военнослужащего.

В соответствии с Порядком организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием и другими выплатами производится, в том числе через управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - УФО). При этом УФО самостоятельно определяют финансово-расчетные пункты (далее - ФРП) и должностных лиц по ведению бухгалтерского учета за воинскую часть, состоящую на финансовом обеспечении. Приказом руководителя УФО закрепляется ФРП или должностные лица, осуществляющие ведение бухгалтерского учета за воинскую часть, и назначается должностное лицо, выполняющее функции главного бухгалтера воинской части. Общие требования к графику документооборота определяются указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил). УФО обеспечивает начисление и выплату денежного довольствия, отдельных и иных выплат военнослужащим, установленных федеральным законодательством, для чего воинской частью в порядке взаимодействия направляются документы, связанные с расчетами по денежному довольствию, социальными выплатами, пособиями и компенсациями. Проверка первичных учетных (сводных) документов осуществляется на соответствие требованиям к оформлению, наличию обязательных реквизитов, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, и положениями правовых актов Министерства обороны Российской Федерации. При выявлении нарушения правильности оформления первичных учетных (сводных) документов, УФО или должностные лица, осуществляющие ведение бухгалтерского учета за воинские части, состоящие на финансовом обеспечении, возвращают их в воинскую часть с письменным обоснованием причин возврата.

Подобные по своему содержанию требования содержатся в Методических указаниях территориальным финансовым органам и командирам воинских частей по порядку взаимодействия и организации обеспечения военнослужащих при направлении в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденных заместителем министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Из телеграммы Врио начальника регионального управления военной полиции по ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ней подчиненному военному коменданту Алабинского гарнизона даны указания о направлении в период с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ Жекина для обучения в интересах военной полиции по программе дополнительного профессионального образования на факультете переподготовки и повышения квалификации ВУНЦ (<адрес>); здесь же определенно, что его проживание будет обеспечено военной учебной организацией, а финансирование поездки следует произвести за счет лимитов денежных средств на командировочные расходы.

Согласно изданным на основании упомянутой телеграммы приказам по военной комендатуре Алабинского гарнизона:

- от ДД.ММ.ГГГГ – Жекин полагается убывшим с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ в ВУНЦ (факультет переподготовки и повышения квалификации, <адрес>) для обучения в интересах военной полиции, с проживанием в ВУНЦ, в без постановки на котловое довольствие, без выдачи ВПД и с последующей оплатой командировочных расходов согласно п. 9 Плана служебных командировок;

- от ДД.ММ.ГГГГ – Жекин полагается прибывшим 16 октября того же года из служебной командировки – из ВУНЦ к постоянному месту службы.

Аналогичные по своему содержанию сведения содержатся в командировочном удостоверении , где кроме того имеются служебные отметки о датах прибытия Жекина в пункт назначения ДД.ММ.ГГГГ и возвращения к постоянному месту службы ДД.ММ.ГГГГ, а также информация о необеспечении его питанием по месту командирования.

В соответствии с планом служебных командировок военной комендатуры Алабинского гарнизона на 2021 год в пункте 9 предусмотрено проведение мероприятий по повышению сотрудниками военной полиции своей квалификации с формированием объема бюджетных ассигнований на эти цели.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Жекину за счет оплаченного военным ведомством жилищного фонда в гостинице «Маршал» (<адрес>) ФГУП «Управление гостиничным хозяйством» МО РФ с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялось одно койко-место стоимостью 1000 рублей в сутки в двухместном номере 413, где он временно и безвыездно проживал весь указанный период; питанием не обеспечивался и дополнительные услуги не получал.

Согласно выпискам из приказов начальника ВУНЦ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ слушатель Жекин 17 сентября того же года полагается прибывшим безвыездно для обучения на факультете повышения квалификации (<адрес>), а ДД.ММ.ГГГГ – убывшим к постоянному месту службы.

На основании графика-календаря и регламента служебного времени переменного состава ВУНЦ занятия по очной форме обучения для группы повышения квалификации военных специалистов органов военной полиции проводились с 17 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, ежедневно (кроме воскресенья) с 8 часов 45 минут и до 18 часов 15 минут.

Копией удостоверения УПК подтверждается, что Жекин с 17 сентября по ДД.ММ.ГГГГ повысил свою квалификацию в ВУНЦ по программе повышения квалификации военных специалистов органов военной полиции в объеме 216 часов.

На основании имеющихся в деле учетных данных Жекин фактически проживает в <адрес>.

Как это следует из авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного соответствующим руководителем, и реестра приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ, Жекиным в порядке отчетности в Филиал представлены сведения об израсходованных в связи с выполнением служебного задания суммах – суточных в размере 9000 рублей из расчета 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Согласно копии договора на обслуживание , а также выпискам из приказов от ДД.ММ.ГГГГ-лс и от ДД.ММ.ГГГГ Филиал осуществляет финансово-экономическое обеспечение военной комендатуры Алабинского гарнизона, а бухгалтер ФИО5 от имени и по поручению начальника этого филиала назначена выполняющей работы по обработке и проверке документов для возмещения командировочных расходов военнослужащим названной организации.

На основании листа разногласий К сотрудник филиала Лисовец, не оспаривая факт исполнения старшим лейтенантом Жекиным обязанностей военной службы в командировке, ДД.ММ.ГГГГ возвратила военному коменданту Алабинского гарнизона без реализации первичные финансовые документы о возмещении упомянутому военнослужащему командировочных расходов, поскольку вопреки требованиям п. 134 Порядка в телеграмме старшего военного начальника и в приказе о командировании не содержатся указания о том, что выполнение им служебного задания требует непрерывного пребывания в пункте командировки, и по условиям сообщения отсутствует возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства.

Анализ исследованных доказательств в их совокупности позволяет суду считать установленным, что Жекин по существующим правилам направлялся из места прохождения военной службы (<адрес>-Фоминского г.о. <адрес>) в служебную командировку для выполнения служебного задания в другой населенный пункт (<адрес>) на территории Российской Федерации, где безвыездно проживал вне места постоянного жительства (<адрес>) и упомянутого места службы с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, а также не обеспечивался продовольствием в форме организации питания по месту служебной командировки. Более того, приказ военного коменданта Алабинского гарнизона об его командировании не содержал указания о том, что выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания подчиненного военнослужащего в пункте командировки, и по условиям сообщения у него имеется возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства.

Следовательно, в силу приведенного выше Жекин имеет право на возмещение по месту прохождения военной службы за счет средств федерального бюджета дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке в период с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ.

А поскольку при установленных обстоятельствах финансовым довольствующим органом Жекину фактически отказано в возмещении таких расходов, суд приходит к убеждению, что оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы.

При этом правовую позицию административного ответчика, сформулированную в листе разногласий и поддержанную в судебном заседании представителем Деминым, что отсутствие в телеграмме вышестоящего должностного лица и в приказе о командировании указаний необходимости непрерывного пребывания Жекина в пункте командировки при наличии у него возможности ежедневно возвращаться к месту военной службы (жительства) само по себе позволяло Филиалу оставить без реализации финансовые документы о возмещении заявителю командировочных расходов, суд находит основанной на неправильном понимании и применении норм, регулирующих спорные правоотношения, а потому ошибочной.

Напротив, как это видно из распорядительных документов, вопрос о проживании Жекина на время выполнения служебного задания за пределами места постоянного жительства и места службы был разрешен командованием путем его размещения за счет гостиничного фонда Министерства обороны Российской Федерации, тогда как ежедневное возвращение командированного военнослужащего к месту службы или жительства означало бы, что выделенные на эти цели военным ведомством бюджетные денежные средства были израсходованы безосновательно.

В части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действий организации, наделенной публичными полномочиями, судом при наличии на то оснований принимается решение об удовлетворении полностью заявленных требований о признании оспариваемых действий незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, выяснив при рассмотрении административного дела, что требования ведомственных актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на совершение оспариваемых действий соблюдены, суд по результатам соответствующей проверки приходит к выводу, что отказ Филиала в согласовании документов о возмещении командировочных расходов Жекину, имеющему право на выплату суточных в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за период с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы административного истца, а потому является незаконным, поскольку обратное по правилам ч. 11 ст. 226 КАС РФ не доказано Филиалом.

Следовательно, суд полагает необходимым удовлетворить данный административный иск в полном объеме с возложением на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав заявителя.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из уплаченной административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей, суд с учетом итогов рассмотрения дела и положений ст. 111 КАС РФ возмещает их Жекину за счет административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление Жекина Павла Александровича удовлетворить.

Действия филиала Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>», связанные с отказом Жекину П.А. в согласовании документов о возмещении дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) в период служебной командировки с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими его права и законные интересы.

Обязать филиал Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>» установленным порядком согласовать после поступления документы о возмещении Жекину П.А. дополнительных командировочных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), и возместить ему за счет средств федерального бюджета суточные в размере 9 000 (девять тысяч) рублей из расчета 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке с 16 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, включительно.

Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>» в пользу Жекина П.А. понесенные по делу судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

«Подпись»