ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/2024 от 17.01.2024 Козловского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-26/2024

21RS0007-01-2023-000574-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года г. Козловка

Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Даниловой О.В., с участием старшего помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Кудряшова К.В., представителя административного ответчика Шульга Н.В., представителей заинтересованных лиц Николаевой И.А. и Марковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями защитные сооружения гражданской обороны,

установил:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением (с последующим его уточнением – том 2 л.д. 53-59) к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) о возложении обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями защитные сооружения гражданской обороны.

Административный иск прокурора мотивирован тем, что прокуратурой района проверено исполнение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике), расположенным по адресу: ФИО1, <адрес>, законодательства, направленного на содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны (далее также – ЗС ГО).

Установлено, что на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике расположено 3 защитных сооружения гражданской обороны:

– защитное сооружение гражданской обороны – блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом, в соответствии с паспортом <число>, площадью 195 кв.м., вместимостью 350 человек, класс – противорадиационное укрытие с системой отопления, энергоснабжения и водоснабжения;

– защитное сооружение гражданской обороны (овощехранилище), в соответствии с паспортом <число>, площадью 175 кв.м., вместимостью 340 человек, класс – противорадиационное укрытие с системой энергоснабжения;

– защитное сооружение гражданской обороны (овощехранилище), в соответствии с паспортом <число>, площадью 360 кв.м., вместимостью 510 человек, класс – противорадиационное укрытие с системой энергоснабжения.

Требования к эксплуатации защитных сооружений установлены приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», которым утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).

Проверкой исполнения законодательства при эксплуатации защитного сооружения – противорадиационного укрытия (далее – ПРУ) – блок спортивного зала размером 12*24м с военным кабинетом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, установлены следующие нарушения Правил:

1. Согласно п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют системы вентиляции, водоснабжения, канализации и отключающие устройства.

1.2. В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют оборудование и имущество, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

1.3. В соответствии с п. 3.2.1. Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств.

По состоянию на <дата> ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике вход в ПРУ не оборудованы герметическими дверьми.

1.4. В силу п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

По состоянию на <дата> в ПРУ отсутствует сантехническое оборудование.

2. Проверкой исполнения законодательства при эксплуатации защитного сооружения – ПРУ – овощехранилище ФКУ ИК-5 УФСИН России по ФИО1-Чувашии, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, установлены следующие нарушения Правил.

2.1. Согласно п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют системы вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления и отключающие устройства.

2.2. В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют оборудование и имущество, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

2.3. В соответствии с п. 3.2.1. Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств.

По состоянию на <дата> ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике вход в ПРУ не оборудован герметическими дверьми.

2.4. В силу п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

По состоянию на <дата> в ПРУ отсутствует сантехническое оборудование.

3. Проверкой исполнения законодательства при эксплуатации защитного сооружения – ПРУ – овощехранилище ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, установлены следующие нарушения Правил.

3.1. Согласно п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют системы вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления и отключающие устройства.

3.2. В силу п. 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают в себя, в том числе, установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

По состоянию на 31.10.2023 в ПРУ отсутствуют оборудование и имущество, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18.

3.3. В соответствии с п. 3.2.1. Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств.

По состоянию на <дата> ФКУ ИК-5 УФСИН России по ФИО1 вход в ПРУ не оборудован герметическими дверьми.

3.4. В силу п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

По состоянию на <дата> в ПРУ отсутствует сантехническое оборудование.

Собственником защитных сооружений в противорадиационных укрытиях (блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом и два овощехранилища) с кадастровыми номерами 21:12:123204:324, 21:12:123204:265, 21:12:123204:264 является Российская Федерация в лице ФСИН России.

В соответствии с положениями ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты недвижимого имущества – защитные сооружения в противорадиационных укрытиях (блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом и два овощехранилища) переданы ФСИН России по договору в оперативное управление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике.

Из пп. 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 следует, что к полномочиям ФСИН России относится, в том числе:

– осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

– полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– эксплуатация, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.

Вместе с тем ФСИН России в течение длительного периода времени не принимаются меры по приведению в нормативное состояние защитных сооружений гражданской обороны – противорадиационных укрытий (блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом и два овощехранилища).

Указанное бездействие по содержанию противорадиационных укрытий, как указано в административном иске прокурора, несет в себе общественную опасность, поскольку их ненадлежащее содержание влечет ухудшение защитных характеристик ПРУ, что в свою очередь создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан при его использовании в военное время, в также вследствие угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, прокурор просит:

признать бездействие ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по финансовому обеспечению требований законодательства к эксплуатации защитных сооружений в противорадиационных укрытиях (блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом и два овощехранилища), расположенных по адресу: ФИО1, <адрес>, незаконным.

возложить на ФСИН России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы:

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - блока спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, системой вентиляции, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - овощехранилище, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес> системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - овощехранилище, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес> системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

В судебном заседании старший помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Кудряшов К.В. административное исковое заявление поддержал полностью по вышеприведенным основаниям.

Представитель административного ответчика Шульга Н.В. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления полностью.

В своих возражениях представитель административного ответчика приводит доводы о том, что в соответствии с п. 2.5.2 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике для достижения целей деятельности указанного учреждения именно оно осуществляет, в том числе, эксплуатацию зданий, помещений и имущества учреждения, эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию. Готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны обеспечивают руководители организаций, на учете которых они находятся.

В соответствии с договором о передаче имущества в оперативное управление <число> от <дата> учредитель передал учреждению в оперативное управление федеральное имущество с целью осуществления задач, возложенных на Учреждения уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п. 1.1): действие договора распространяется также на имущество, созданное или приобретенное учреждением в результате его деятельности и отраженное в балансе учреждения (п. 1.5); учреждение обязуется: осуществлять в отношении переданного ему в оперативное управление имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества, нести расходы по содержанию переданного имущества, поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт (п.п. 2.1.1., 2.1.4).

Кроме того, по мнению представителя административного ответчика, понуждение ФСИН России к выполнению работ по оборудованию противорадиационных укрытий, указанных в исковом заявлении, системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, т.е. реконструкции и капитальному ремонту имеющихся объектов уголовно-исполнительной системы, что непосредственно связано с необходимостью выделения соответствующего финансирования, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

В дополнение к изложенному административный ответчик полагает, что выполнение работ, указанных в п. 2 административного искового заявления, в настоящее время нецелесообразно, поскольку в сохранении существующего статуса защитного сооружения гражданской обороны как «противорадиационное укрытие» отсутствует необходимость, что подтверждено соответствующими письмами ГУ МЧС России по Чувашской Республике, администрации Козловского района Чувашской Республики и Прокуратуры Чувашской Республики.

Представитель заинтересованного лица – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике Николаева И.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала. Из письменного отзыва заинтересованного лица (том 1 л.д. 113-114) следует, что в ГУ МЧС России по Чувашской Республике уже направлен пакет документов для согласования по изменению типа защитных сооружений с типа «противорадиационное укрытие» на тип «укрытие простейшее».

Представитель заинтересованного лица – администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Маркова А.А. разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо – ГУ МЧС России по Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, направив письменный отзыв, в котором требования прокурора поддержало.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является представление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Согласно пункту 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе:

установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18;

оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;

закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;

открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения.

В силу пункта 1.2 Правил требования таких Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ (противорадиационных укрытий) и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

Судом установлено, что на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по адресу: ФИО1, <адрес> находятся три ЗС ГО:

блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом, площадью 195 кв.м., вместимостью 350 человек, класс – противорадиационное укрытие;

защитное сооружение гражданской обороны (овощехранилище), площадью 175 кв.м., вместимостью 340 человек, класс – противорадиационное укрытие;

защитное сооружение гражданской обороны (овощехранилище), площадью 360 кв.м., вместимостью 510 человек, класс – противорадиационное укрытие.

Статус названных объектов как противорадиационных укрытий подтвержден наличием паспортов ПРУ и нахождением на учете, следовательно, на данный объект распространяются требования Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (том 1 л.д. 43-45).

Противорадиационные укрытия находятся в собственности Российской Федерации (том 2 л.д. 88-96) и по договору <число> от <дата> переданы ФСИН России в оперативное управление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике (том 2 л.д. 15-49).

Проведенной прокуратурой Козловского района Чувашской Республики выявлены следующие нарушения:

блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом не оборудован системой вентиляции, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также не оснащен оборудованием и имуществом согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

овощехранилище (паспорт ЗС ГО <число>) не оборудовано системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также не оснащено оборудованием и имуществом согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

овощехранилище (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) не оборудовано системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также не оснащено оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Вышеприведенные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583, в судебном заседании административным ответчиком не оспаривались, а также подтверждаются актами оценки содержания и использования ЗС ГО от <дата> (том 1 л.д. 46-51).

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Поскольку приведенные в административном иске ЗС ГО не утратили такого статуса, и находятся в ненадлежащем техническом состоянии, не обеспечивающем необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях, суд соглашается с прокурором, что такое бездействие со стороны собственника объектов ГО – Российской Федерации в лице ФСИН России нарушает права неопределенного круга лиц.

Доводы представителя административного ответчика о том, что ФСИН России не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу положений договора <число> от <дата> именно ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике обязано нести расходы по содержанию переданного имущества, поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт, подлежат отклонению.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 следует, что к полномочиям ФСИН России относится, в том числе полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, именно Российская Федерации в лице ФСИН России несет бремя содержания принадлежащих ей ЗС ГО, расположенных на территории подведомственного учреждения – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике.

Кроме того, административный иск прокурора не основан на ненадлежащем исполнении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике своих обязательств в рамках договора <число> от <дата>, заключенного в публичных интересах.

При этом в судебном заседании представителями административного ответчика и заинтересованного лица подтверждено, что ненадлежащее техническое состояние ЗС ГО, расположенных на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике, выявленное в результате прокурорской проверки, является не следствием бездействия ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике, как стороны договора о передаче имущества в оперативное управление, - указанные в административном иске ПРУ изначально передавались не соответствующими требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583.

Из содержания пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний и статьи 6 Бюджетного кодекса РФ следует, что именно ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике в адрес УФСИН России по Чувашской Республике неоднократно, в том числе в целях исполнения представлений Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, направлялись письма, направленные на включение имеющихся ЗС ГО в проект программы капитального ремонта объектов УИС, однако мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, длительное время остаются без соответствующего финансового обеспечения со стороны ФСИН России.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица, о том, что выполнение работ, указанных в административном исковом заявлении, в настоящее время нецелесообразно, в связи с планируемым изменением статуса ЗС ГО на «укрытие простейшее», отклоняются судом, поскольку их действующий статус как «противорадиационных укрытий» подтвержден паспортами ЗС ГО, что влечет необходимость обеспечения соблюдения требований к их эксплуатации в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583.

При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.

С учетом характера заявленных прокурором требований, суд в соответствии со статьей 187 КАС РФ считает необходимым указать предельный срок для исполнения решения суда – 24 месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Козловского района Чувашской Республики к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями защитные сооружения гражданской обороны удовлетворить.

Признать бездействие Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по финансовому обеспечению требований законодательства к эксплуатации защитных сооружений в противорадиационных укрытиях (блок спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом и два овощехранилища), расположенных по адресу: ФИО1, <адрес>, незаконным.

Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы:

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - блока спортивного зала размером 12х24м с военным кабинетом, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, системой вентиляции, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - овощехранилище, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес> системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

по оборудованию противорадиационного укрытия (паспорт защитного сооружения гражданской обороны <число>) - овощехранилище, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес> системой вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации и отключающих устройств; герметическими дверьми на входах в ПРУ; сантехническим оборудованием, а также по оснащению оборудованием и имуществом, согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении № 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий, судья Ефимов О.Н.

Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2024 года.

Председательствующий, судья Ефимов О.Н.