ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2700/19 от 16.08.2019 Динского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0014-01-2019-003492-91 к делу № 2а-2700/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ст-ца Динская 16 августа 2019 г.

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Николаевой Т.П.,

при секретаре Колбасиной Ю.В.,

с участием

административного истца ФИО1,

административного ответчика Трофименко А.И.,

помощника прокурора Величко Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии Динская, Территориальной избирательной комиссии Динская, председателю Центральной избирательной комиссии, прокурору Динского района Краснодарского края о признании незаконным действий (бездействий) ТИК, решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ТИК Динская о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

В обоснование заявленных требований указано, что Решением территориальной избирательной комиссии (ТИК Динская) от 31 июля 2019 г., ФИО1 отказано в регистрации его кандидатуры в качестве самовыдвиженца в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского р-на четвёртого созыва, по Васюринскому четырехмандатному избирательному округу № 4. Основанием отказа в регистрации кандидатом, было мнение членов ТИК, что административным истцом поздно сданы подписные листы избирателей в его поддержку. Считает данное решение необоснованным, заведомо незаконным и пристрастным, нарушающим избирательные права Лилейкинаи избирательные права поддержавших его выдвижение избирателей.

В территориальную избирательную комиссию Динского р-на, примерно 15.07.2018г., истцом было вручено уведомление об его самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета Васюринского поселения и одновременно было вручено заявление о согласии баллотироваться в кандидаты депутатов, с приложением необходимых для регистрации копий документов. Член ТИК Динская, отказала в приеме документов, поскольку в них не был указан ИНН, номер которого он не помнил. При повторной попытке сдать документы, другой член ТИК Динская, заявила, что ИНН не надо указывать в заявлении о согласии баллотироваться, поскольку истец не является индивидуальным предпринимателем.

Члены ТИК обязаны были принять и зарегистрировать уведомление и заявление о согласии баллотироваться в день его первого обращения в ТИК и далее на компьютере ТИК, с его флеш-карты, где имелись файлы с электронными копиями документов, предоставленных в ТИК, члены ТИК должны были внести в них необходимые дополнения и уточнения или предоставить ФИО1 компьютер, для возможности исправления моих документов, в чем было незаконно отказано.

Только с третьей попытки, 22.07.2019г. на личном приеме в ТИК были приняты уведомление о самовыдвижении ФИО1 в депутаты Совета ст. Васюринской и заявление об его согласии баллотироваться в депутаты данного Совета, с приложением копий необходимых документов для регистрации его кандидатуры, как самовыдвиженца. Считает, что члены ТИК осознанно воспрепятствовали приему его документов, чтобы оттянуть это действие до даты окончательного их приема и этим создать препятствие, как самовыдвиженцу участвовать в выборах, назначенных на 08.09.2019г., чтобы больше мест оставить кандидатам партий, членами которых являются члены ТИК.

Как изложено в законе от 12.06.2002 №67-ФЗ, после официального приема членами ТИК 22.07.2019г. избирательных документов о самовыдвижении, на следующий день, он вправе собирать подписи избирателей в свою поддержку. Поскольку, в законодательстве РФ о муниципальных выборах нет ни каких конкретных сведений о сроке, в течение которого кандидат вправе собрать подписи в свою поддержку и представить подписные листы в ТИК, поэтому, при сдаче избирательных документов 22.07.2019г., спросил у нескольких членов ТИК Динская, до какого числа, он обязан собрать подписи в свою поддержку и представить в ТИК подписные листы, на что члены ТИК ответили, что самовыдвиженец обязаны все знать самостоятельно. В СМИ, в том числе по телевидению, председатель ЦИК РФ обращала внимание членов избирательных комиссий в РФ, что они обязаны помогать выдвиженцам и кандидатам на выборах и объяснять им избирательную процедуру, а не осознанно воспрепятствовать самовыдвиженцам в регистрации его кандидатуры.

Не получив от членов ТИК информацию о сроке сбора подписей, времени и дате последнего дня сдачи подписных листов в ТИК, ФИО1 предположил, что у него есть ни менее пяти (максимум 10) дней на сбор подписей. Сразу, после сдачи документов в ТИК, возможности собрать подписи не было. Предполагая, что срок для сбора подписей ещё не истек, на личном приеме в ТИК Динская 26.07.2019г., он повторно обратился к членам ТИК, чтобы выяснить, в какой срок ему необходимо собрать подписи избирателей в свою поддержку, на что получил ответ, что подписные листы уже не принимают, поскольку последний день их приема был 24.07.2019г.

Административному истцу стало известно позже, что члены ТИК Динская согласовывали дату и время сдачи документов, до 18 часов 24.07.2019г., с кандидатами и их представителями от партий, членами которых являлись и члены ТИК, а ФИО1, как самовыдвиженцу, в этом было незаконно отказано, что является очевидно умышленным грубым и существенным нарушением его избирательных прав членами ТИК с целью не допустить в кандидаты для участия в выборах депутатов местного самоуправления.

В соответствии со смыслом постановления ЦИК РФ от 11.06.2014г. № 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» и ф/закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», все кандидаты, включая самовыдвиженцев, должны иметь равные условия для возможности согласования с членами ТИК, в данном случае Динская, времени и даты вручения документов в ТИК для регистрации своей кандидатуры - что в отношении истца, как самовыдвиженца, осознанно не было исполнено членами ТИК Динская, которые по требованию закона о выборах и в соответствии с п. 2.4 методических рекомендаций ЦИК РФ, обязаны были согласовать с ним время и дату окончательного приема подписных листов и протокола к ним, но члены ТИК осознанно отказались сообщить эту информацию, при этом, время и дата приема подписных листов, членами ТИК согласовывались с кандидатами от партий, членами которой они сами являлись.

Примерно в 17 часов 26.07.2019г. перед выходными днями, ФИО1 позвонила член ТИК и сообщила, что 29.07.2019г. в 13 часов состоится заседание ТИК, и он приглашен в нем присутствовать. На вопрос, имеет ли он право вручить на данном заседании ТИК отсутствующие подписные листы, которые необходимо приобщить к заявлению для регистрации в качестве кандидата самовыдвиженца, член ТИК ответила, что не знает.

Из смысла п. 4.6; п. 4.12.2 методических рекомендаций ЦИК РФ и норм закона о выборах от 12.06.2002 №67-ФЗ вытекает, что за день до заседания ТИК Динская о рассмотрении вопроса о регистрации кандидатуры, он вправе приобщить к своему своевременно зарегистрированному заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, отсутствующие на это время документы необходимые для его регистрации в качестве кандидата, а именно, подписные листы и протокол к ним.

Согласно указанным нормам права и звонку члена ТИК 26.07.2019 г., истец сделал вывод, что им ещё не было утеряно право представить членам ТИК отсутствующие документы, подписные листы и протокол, которые должны быть приобщены к зарегистрированному своевременно, до18 часов 24.07.2019г. заявлению о согласии баллотироваться в депутаты Совета. В субботу 27 июля 2019г., ФИО1 собрал необходимые 14 подписей в свою поддержку, как кандидата самовыдвиженца.

В понедельник 29.07.2019г. истцу необходимо было в Краснодар и на случай, если он не успеет к 13 часам на заседание ТИК в ст. Динскую, примерно в 9 часов 30 минут, по пути в Краснодар через Динскую, он сдал заявление членам ТИК, адресованное в заседание ТИК, которое должно состояться в 13 часов и приобщил к данному заявлению оригиналы подписных листов и протокол, пояснив, что вручает данное заявление с приложением, в заседание ТИК на 13 часов для сведения, что они собраны, и он специально не подписывает подписные листы, как сборщик подписей и кандидат, чтобы они не считались принятыми до принятия решения ТИК о том, что к его зарегистрированному своевременно заявлению о согласии баллотироваться в депутаты, не приобщены документы, необходимые для регистрации моей кандидатуры, а именно, подписные листы. Член ТИК принимавшая документы, посоветовавшись с председателем ТИК Трофименко, объявила, что в данном случае, ТИК не имеет права принимать это заявление и приобщенные к нему подписные листы, поскольку он обязан был сдать эти документы ни позднее 24.07.2019г., но как исключение они примут заявление с приложением, даже если подписные листы без подписи кандидата, но составят об этом акт. В акте от 29.07.2019г. не изложено, что подписные листы и протокол к ним, по требованию ФИО1 официально приобщены к его избирательным документам для регистрации его кандидатуры. Поскольку данные документы не подписаны, ТИК не имеет права считать подписные листы и протокол к ним официально принятыми. Истец намерен был подписать подписные листы и протокол сразу же после вынесения решения ТИК и вручить их в ТИК официально.

На заседание ТИК в 13 часов председательствующий ТИК Динская, Трофименко заявил, что поскольку подписные листы вручены истцом в ТИК за три часа до заседания ТИК, комиссия отказывается выносить какое-либо решение и указывать в нем какие документы отсутствуют среди его избирательных документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата и о возможности предоставить в ТИК отсутствующие документы в трехдневный срок, но ни позже, чем за один день до заседания ТИК по рассмотрению вопроса об его регистрации кандидатом в депутаты. Без внимания членов ТИК осталось его возражение председательствующему Трофименко, что подписные листы и протокол к ним, были вручены членам ТИК на временное хранение исключительно на случай, вдруг он опоздает на заседание ТИК, но чтобы комиссия была в курсе, что подписи собраны и что подписные листы будут официально вручены членам ТИК сразу после вручения ему решения ТИК от 29.07.2019г. с указанием, какие документы отсутствуют в его избирательных документах, необходимых для регистрации и в данном решении ТИК обязана указать, как и в какой срок, ему необходимо устранить эти недостатки за один день до заседания ТИК по вопросу об его регистрации.

Председательствующий Трофименко заявил в заседании 29.07.2019г., что ТИК лишь принимает документы от кандидатов, а подписаны они или нет, их не касается и дальше, в грубой форме заявил, что ФИО1 свободен и должен покинуть заседание ТИК.

Сразу после этого, истец обратился в прокуратуру Динского р-на с заявлением на заведомо незаконные действия председателя ТИК Трофименко, который практически выгнал его с заседания ТИК и заведомо незаконно отказал в принятии соответствующего решения ТИК и незамедлительного его вручения.

На следующий день, 30.07.2019г., примерно в 10 часов, истцу вновь позвонила член ТИК Динская и сообщила, что 30.07.2019г., в 13 часов вновь состоится заседание ТИК и что будет вынесено решение ТИК по его избирательным документам на предмет отсутствия в них документов необходимых для регистрации, как кандидата самовыдвиженца. Данное заседание ТИК Динская состоялось 30.07.2019г. в 13 часов, где ФИО1 вручили решение ТИК от 30.07.2019г. и приложение к нему с той же датой и номером, в котором изложено, что рассмотрение вопроса об его регистрации в качестве кандидата самовыдвиженца в депутаты Васюринского сельского поселения Динского р-на, состоится 31.07.2019г., в 13 часов. Председатель ТИК Динская, в заседании ТИК 30.07.2019г., на просьбу истца, после принятия решения по его избирательным документам, предоставить возможность подписать подписные листы и протокол к ним, навязал членам ТИК своё мнение об отказе официально приобщить к избирательным документам подписные листы (как отсутствующие документы) на том основании, что они вручены в ТИК после 18 часов 26.07.2019г., за три часа до вчерашнего заседания ТИК. В заседании ТИК 30.07.2019г., остались без внимания доводы, что в соответствии с методическими рекомендациями ЦИК РФ и законодательством РФ о выборах, за два дня до заседания ТИК о рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, запрещается уточнять и вносить изменения в подписные листы, но истец вправе приобщить подписные листы, к уже зарегистрированному заявлению о согласии баллотироваться, как отсутствующие документы необходимые, дляего регистрации кандидатом самовыдвиженцем. В своём решении от 30.07.2019г., члены ТИК обязаны были указать, какие документы не приобщены к его зарегистрированному заявлению о согласии баллотироваться в депутаты, и до какого числа, он имеет право устранить эти недостатки, как это требует законодательство РФ о выборах и методические рекомендации ЦИК РФ. Считает, что члены ТИК, после вынесения решения от 30.07.2019г. незаконно отказали в праве подписать подписные листы и протокол к ним и не законно отказались официально принять подписные листы и приобщить их к его заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, как самовыдвиженец.

В заседании ТИК, состоявшемся31.07.2019г., по рассмотрению его регистрации кандидатом, ФИО1 было заявлено, что данное заседание заведомо незаконное, т.е. не легитимное, поскольку должно состояться только через три дня, т.е. ни ранее 02.07.2019г., после заседания ТИК 30.07.2019г. по рассмотрению вопроса о недостатках в его избирательных документах, необходимых для регистрации и о возможности их устранения. Председатель ТИК объявил, что текущее заседание ТИК законное, и оно продолжилось. В заседании ТИК 31.07.2019г., истцом было сделано заявление, что 22.07.2019г. отказав по его просьбе согласовать время и дату своевременного вручения в ТИК подписных листов и протокола к ним, члены ТИК осознанно в вели его в глубокое заблуждение о сроке сдачи подписных листов и протокола к ним, что явилось прямой причиной задержки сбора подписей избирателей в его поддержку, поскольку членами ТИК, осознанно был лишен информации о сроке сбора подписей избирателей и о дате вручения в ТИК документов, необходимых для его регистрации, что является неоспоримым доказательством того, что невручение подписных листов в срок до 18 часов 24.07.2019г. произошло по прямой вине членов ТИК. В заседании ТИК 31.07.2019г., ФИО1 заявил членам ТИК, что они также осознанно ввели его в заблуждение 26.07.2019г., когда заявили на личном приеме, что уже бессмысленно собирать подписи избирателей, т.к. срок их вручения в ТИК истек 24.07.2019г., что было заведомо неверно потому, что как изложено выше, за три дня, но, ни позже, чем за день до заседания ТИК по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, он вправе приобщить отсутствующие документы, подписные листы и протокол к ним, к своему своевременно, зарегистрированному (до 18 часов 24.07.2019г.) заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. В заседании ТИК 31.07.2019г. ФИО1 было заявлено, что собрание ТИК Динская, обязаны признать допущенные членами ТИК в отношении негонарушения процедуры проведения сбора документов существенными, нарушившими его избирательные права и с учетом этого зарегистрировать его, как кандидата самовыдвиженца. На просьбу к собранию ТИК 31.08.2019г., с учетом изложенного выше, принять решение об его регистрации, как кандидата самовыдвиженца, решением ТИК Динская от 31.07.2019г. мне заведомо незаконно отказано в регистрации кандидатуры ФИО1 в депутаты Совета ст. Васюринской.

Нарушение избирательных прав истца выражено в том, что члены ТИК Динская дважды осознанно ввели его в глубокое заблуждение. Первый раз, отказав в законном порядке согласовать с ним время и день предоставления в ТИК подписных листов и протокола к ним, второй раз - грубейшим нарушением процессуального срока проведения заседания 31.07.2019г. о рассмотрении вопросов о регистрации кандидатов, которое состоялось ни через три дня, после заседания ТИК, а 30.07.2019г., по рассмотрению вопроса о недостатках избирательных документов и по их устранению, что требует поименованный выше избирательный закон, а состоялось прямо перед этим заседанием, чтобы полностью лишить истца возможности в течение двух дней, за день перед заседанием ТИК по рассмотрению вопроса о регистрации, приобщить к его своевременно зарегистрированному заявлению о согласии баллотироваться в депутаты, отсутствующие документы - подписные листы и протокол.

Изложенными выше действиями (бездействием) и решениями членов ТИК Динская от 30.07.2019г. и от 31.07.2019г. и её председателем существенно нарушено избирательное право истца, что поставило его, как самовыдвиженца в кандидаты на должность депутата Совета ст. Васюринской, в абсолютно неравные, не приемлемые ине исполнимые условия для предоставления в ТИК необходимых для регистрации документов.

Обращение истца в ЦИК РФ, через интернет-приемную, вместо надлежащего рассмотрения и принятия соответствующих мер по обеспечению законности избирательной компании в Динском р-не, незаконно направлено в краевую ОИК, бездействие (действие) которой повлекло произвол ТИК.

Отсутствие в ф/законе от 12.06.2002 №67-ФЗ, фиксированного срока сбора подписей после сдачи избирательных документов об участии в выборах, вводят в заблуждение самовыдвиженцев новичков, как в случае истца и дают членам ТИК возможность для мошенничества при приеме документов поскольку в данном законе не четко изложено, какие документы самовыдвиженцы обязаны предоставить в ТИК за 45 дней до дня голосования, только уведомление о выдвижении своей кандидатуры и заявления о согласии баллотироваться в депутаты или в том числе подписные листы, которые самовыдвиженец обязан приобщить к заявлению о согласии баллотироваться.

Члены ТИК Динская и её председатель, осознанно воспользовались неопытностью истца и отсутствием в законодательстве конкретно изложенных правил сбора подписей, всё вместе и каждое в отдельности указанные выше грубые нарушения избирательного законодательства РФ членами ТИК Динская, создали ФИО1 препятствие для возможности реализовать своё конституционное право гарантированное ст. 32 Конституции РФ, участвовать в выборах в качестве самовыдвиженца и быть избранным на должность депутата Совета Васюринского сельского поселения Динского района.

В поименованном законе, в разделе о муниципальных выборах, необходимо было конкретно указать, что после сдачи избирательных документов в ТИК, уведомления о самовыдвижении и заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, как самовыдвиженец, выдвинувший свою кандидатуру вправе собирать подписи избирателей в свою поддержку и обязан предоставить подписные листы и протокол к ним, ни позже чем за 45 дней до даты назначенных выборов. В таком случае, даже неопытным новичкам была бы понятна процедура подачи документов на регистрацию своей кандидатуры и отпала бы необходимость самовыдвиженцам, унижаясь выпытывать у членов ТИК сведения о сроке для сбора подписей и своевременной сдачи подписных листов, что также лишит членов ТИК фальсификаций по регистрации кандидатов.

Чтобы полностью лишить ТИК возможности манипуляции с регистрацией кандидатов в муниципальных выборах, в законе необходимо указать фиксированную дату собрания ТИК по рассмотрению вопросов о недостатках в избирательных документах, препятствующих регистрации кандидатов, а именно, данное заседание ТИК должно быть проведено в первый рабочий день начала сорока пятидневного срока до назначенных выборов, отсюда вытекает, что заседание ТИК о рассмотрении вопроса о регистрации кандидатов, обязано быть назначено через два рабочих дня, на третий после заседания о проверке наличия всех избирательных документов. В этом случае, кандидатам будут гарантированы равноправные условия для сбора подписей и по регистрации кандидатов, в том числе для самовыдвиженцев.

Просит суд признать действия (бездействие) ТИК Динская заведомо незаконными, нарушившими избирательные права административного истца и права поддержавших его избирателей; отменить решения ТИК от 30.07.2019г. и от 31.07.2019г., обязать ТИК Динская назначить заседание и принять решение о регистрации ФИО1, как кандидата самовыдвиженца в депутаты Совета ст. Васюринской, предоставив ему возможность подписать подписные листы и считать их надлежаще приобщенными к его заявлению о согласии баллотироваться в депутаты Совета ст. Васюринской.

В судебном заседании административный истец ФИО1, административный иск поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что действующим законодательством запрещено вносить изменения в подписные листы, однако запрета на их приобщение законом не установлено. ТИК Динская отказала ему в согласовании срока сдачи документов, при этом с кандидатами от партий, сроки согласовывались. Считает, что ТИК Динская были созданы неравные условия по отношению к другим кандидатам. Члены комиссии могли предупредить его, что подписные листы нужно представить в ТИК в течение двух дней. Собрание проведено не законно, с нарушением предусмотренной законом процедуры. Настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик - председатель ТИК Динская Трофименко А.И. административный иск не признал. Пояснил суду, что действительно, 22.07.2019г. ФИО1 уведомил ТИК Динская о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета Васюринского сельского поселения по Васюринскому пятимандатному избирательному округу №4. Однако документы для регистрации – подписные листы, были представлены им в ТИК 29.07.2019г., в нарушение срока, истекшего в 18-00 часов 24 июля 2019г., за 45 дней до даты выборов, назначенных на 08.09.2019г. Федеральный закон не предусматривает действие избирательной комиссии при сдаче документов после установленного срока. Рабочей группой был составлен акт, в котором отражено о сдаче подписных листов 29.07.2019г. Решением от 30.07.2019г. ФИО1 был извещен о выявленных недостатках, а 31.07.2019г. территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты. Копии решений вручены истцу лично. Считает, что ТИК Динская приняты объективные и законные решения, необходимости назначать заседание через три дня не было, поскольку выявленные недостатки не могли быть устранены. После уведомления ТИК о своем выдвижении, кандидат должен собрать и представить пакет документов, требуемый для регистрации кандидата, в том числе и подписные листы. У ФИО1 на это было два дня. Фактических доказательств тому, о чем истец указывает в тексте административного иска, не представлено, доводы ФИО1 надуманны, письменных заявлений в ТИК не поступало, к нему лично, как к председателю, с жалобой на действия членов рабочей группы, истец не обращался.

Помощник прокурора Величко Д.Б. полагал, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.

Выслушав участников процесса, изучив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии сч. 2 ст. 239 КАС РФ ич. 1 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты вправе оспаривать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

В силу частей 1 и 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах; административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Административное исковое заявление ФИО1 поступило в суд 12.08.2019г. в пределах предусмотренного законом срока на его подачу.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие ввыборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Подпунктом «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать глав муниципальных образований и депутатов представительных органов самоуправления в Краснодарском крае, устанавливаются Законом Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края № 966-КЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих указанные сведения.

Пунктом 10 ст. 19 Закона предусмотрено, что кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения либо избирательным объединением, представляет в избирательную комиссию, в полномочиях которой находится вопрос их регистрации, документы о его выдвижении, указанные в частях 2, 4 и 4.1 настоящей статьи, и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 68, 70 и 71 настоящего Закона.

Необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ч.1 ст. 19.1 Закона Краснодарского края № 966-КЗ).

Согласно ч.1 ст. 71 Закона Краснодарского края № 966-КЗ, кандидат, выдвинутый впорядке самовыдвижения, представляет не позднее 18-00 часов по местному времени срока, указанного в ч.1 ст. 18 настоящего Закона, но до представления необходимых для его регистрации документов, и в установленном настоящим Законом порядке в избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, указанные в частях 2 и 4 ст. 19 настоящего Закона.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 22.07.2019г. уведомил ТИК Динская о своем выдвижении, как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Совета четвертого созыва Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому пятимандатному избирательному округу №4 (л.д. 34).

В тот же день от административного истца в ТИК Динская поступило заявление административного истца о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета четвертого созыва Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому пятимандатному избирательному округу №4 (л.д. 33).

О приеме документов ФИО1 выдано подтверждение. Всего передано 8 документов на 8 листах: уведомление, заявление, копии документов - удостоверяющего личность, о профессиональном образовании, пенсионного удостоверения, свидетельства о перемене отчества, автобиография, а также заявление об отказе в создании избирательного фонда и финансирования избирательной компании (л.д. 32).

Из акта приема документов от 29.07.2019г. следует, что ФИО1 представил для регистрации подписные листы на 5 листах, содержащих 14 подписей избирателей в его поддержку как кандидата в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района и протокол об итогах сбора подписей 29.07.2019г. в 09-35 часов (л.д. 30).

Решением ТИК Динская от 30.07.2019г. № 117/2022 кандидат в депутаты ФИО1 извещен о выявленных недостатках в документах, представленных им в территориальную избирательную комиссию Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации. В извещении указано о представлении в ТИК Динская подписных листов по истечении установленного законом срока (л.д. 35-37).

В регистрации кандидату в депутаты Совета Васюринского сельского поселения Динского района по Васюринскому четырехмандатному избирательному округу № 4 ФИО1 решением ТИК Динская от 31.07.2019г. № 118/2071 отказано в соответствие с п.п. в. п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, п.п. 3 п.1 ч.2 ст. 74 Закона Краснодарского края № 966-КЗ (л.д. 39-41).

Статьей 21 Закона Краснодарского края № 966-КЗ установлен порядок представления избирательных документов для регистрации кандидатов.

Так, кандидат… не позднее, чем до 18-00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования представляет для регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, избирательные документы, указанные в ч. 1 ст. 73 настоящего Закона.

В случае представления в избирательную комиссию кандидатом документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, после истечения указанного срока избирательная комиссия отказывает в приеме документов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 23 настоящего Закона.

По факту представления избирательной комиссии установленных для регистрации документов после истечения срока, указанного в настоящей части, составляется акт, в котором отражается дата и время представления документов. Кандидат, представляющий документы после установленного срока, должен быть ознакомлен с актом и вправе получить его копию.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», срок для представления документов, необходимых для регистрации кандидата, истек в 18-00 часов 24 июля 2019г.

В силу ст. 73 указанного Закона, административный истец должен был представить для своей регистрации в ТИК Динская также следующие избирательные документы:

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей) и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей).

Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат (доверенное лицо) внесли оформленные в соответствии с требованиями закона субъекта Российской Федерации документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии (Рабочей группы) до истечения установленного срока.

Данные документы регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией соответствующей избирательной комиссии по делопроизводству для регистрации входящих документов, если не установлен иной порядок регистрации. Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.

На момент истечения установленного законодательством о выборах срока представления кандидатами в депутаты документов, необходимых для регистрации, административным истцом не были представлены подписные листы и протокол об итогах сбора подписей.

Доводы ФИО1 о намеренном введении его в заблуждение членами ТИК Динская о сроках представления указанных документов не могут быть приняты судом, т.к. эти сроки четко определены Законом Краснодарского края - не позднее, чем до 18-00 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования.

День голосования – 08.09.2019г. общеизвестен, сведения опубликованы в средствах массовой информации.

Убеждение административного истца о наличии у него возможности представить в ТИК подписные листы и протокол об итогах сбора подписей после принятия ТИК решения о выявленных недостатках основаны на неверном толковании закона.

Так, согласно ч.1.1 ст. 23 упомянутого Закона Краснодарского края № 966-КЗ, избирательная комиссия не вправе самостоятельно восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата (в том числе подписных листов), муниципального списка кандидатов.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Данная статья предусматривает возможность кандидатам в депутаты исправить ошибки, либо устранить неточности в документах, представленных на регистрацию. Исключение составляют подписные листы, вносить уточнения и дополнения в которые, запрещено. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные настоящим Законом сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата. Таким образом, законодательством о выборах предусмотрено представление в ТИК всех требуемых для регистрации кандидата документов до истечения установленного срока – за 45 дней до выборов. Иное нарушило бы принцип равенства кандидатов, определенный ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ.

В соответствии с п.п. в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005г. № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Поскольку среди документов, представленных ФИО1 на регистрацию, отсутствовали подписные листы, были представлены за пределами установленного законом срока, ТИК Динская законно и обоснованно приняла решение об отказе в регистрации кандидата.

Доводы иска о нарушении ТИК Динская сроков назначения заседания для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата (на следующий день после выявления недостатков), не могут являться основаниями к удовлетворению административного иска.

Статьей 21 Закона Краснодарского края № 966-КЗ предусмотрено, в случае представления в избирательную комиссию кандидатом документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, после истечения указанного срока, избирательная комиссия отказывает в приеме документов.

В соответствии с данной нормой, членами ТИК Динская составлен акт, в котором зафиксировано нарушение истцом срока представления подписных листов и протокола об итогах сбора подписей.

Суд полагает, что Решение ТИК Динская 30.07.2019г. об извещении ФИО1 о выявленных недостатках принято излишне, указанные недостатки не устранимы, т.к. несвоевременное представление требуемых для регистрации кандидата документов влечет отказ в регистрации кандидата.

В ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения нарушения избирательных прав административного истца как со стороны председателя ТИК Динская, так и принятыми территориально избирательной комиссией Динская решениями, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Согласно частям 4, 5 ст. 38 КАС РФ, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Заявленные в качестве ответчиков по настоящему административному иску председатель Центральной избирательной комиссии и прокурор Динского района Краснодарского края ненадлежащие ответчики по настоящему делу, требований к ним не предъявлено, сведений о том, каким образом ими нарушены права ФИО1, текст иска не содержит.

Административный иск в связи с сокращенным сроком рассмотрении данной категории дел принят судом к производству без оплаты ФИО1 государственной пошлины. Сведений о наличии у административного истца льгот, позволявших бы освободить его от уплаты госпошлины, не имеется. С учетом требований ст. 111 КАС РФ, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного истца в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к председателю Территориальной избирательной комиссии Динская, Территориальной избирательной комиссии Динская, председателю Центральной избирательной комиссии, прокурору Динского района Краснодарского края о признании незаконным действий (бездействий) ТИК, решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата – оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2019г.

Председательствующий: Т.П. Николаева