ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2700/20 от 27.10.2020 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2700/2020

УИД: 42RS0005-01-2020-005323-48


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

«27» октября 2020 года г.Кемерово

Заводский районный суд г.Кемерово в составе:

председательствующего: Сумарокова С.И.,

при секретаре: Альбек Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» о ликвидации юридического лица и исключении из реестра,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост», в котором просит ликвидировать юридическое лицо и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Иск обоснован тем, что ответчик был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований абз.4, 5 п.2 ст.19, п.1 ст.12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольничестве (волонтерстве)» у фонда отсутствует благотворительная деятельность, направленная на достижение целей, ради которых создан фонд. За 2017 год деятельность фондом не осуществлялась.

В нарушение п.1 ст.17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» у фонда отсутствуют собственные благотворительные программы, содержащие мероприятия, направленные на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям фонда.

В нарушение требований п.2,3 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольничестве (волонтерстве)» в установленным законом срок (в ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени отчет о благотворительной деятельности фонда за ДД.ММ.ГГГГ в Управление не представлен.

В нарушение п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчетных документов за ДД.ММ.ГГГГ фондом не исполнена.

В нарушение требований п.7 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены сведения о действительном адресе места нахождения фонда и документы, необходимые для внесения изменений в устав фонда и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Неоднократное не предоставление организацией сведений в соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебное заседание представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» в лице Орловой Т.Н., Козьминой Л.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Орлова Т.Н. посредством телефонограммы сообщила, что не возражает против удовлетворения иска.

Представитель УФНС по Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ч.4 ст.263 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно п.1 Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1313, функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции РФ.

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно п.2,3 ст.19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п.3, п.3.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Судом установлено, что на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ учредителями ФИО3 и ФИО2 было принято решение утвердить Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» (л.д.8-15).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о государственной регистрации создания Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» (л.д.16).

Запись об организации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, адресом (местом нахождения) согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является: <адрес>, имеются сведения об учредителях- ФИО3 и ФИО2 (л.д.18-20).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в адрес Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> сообщено, что финансово-хозяйственная деятельность в отчетный период ДД.ММ.ГГГГ фондом не осуществлялась. Денежные средства на расчетный счет не поступали. Наемных работников не было. Директору заработная плата не начислялась и не выплачивалась. В отчетном периоде благотворительные программы не разрабатывались и не утверждались, благотворительная деятельность не осуществлялась. Благотворительная деятельность не осуществлялась в виду отсутствия руководителя ФИО2, которая по семейным обстоятельствам была вынуждена выехать за пределы <адрес> на длительный период (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> направлено предупреждение, в котором указано на то, что исходя из представленного отчета о благотворительной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ следует, что благотворительная деятельность, благотворительные программы фондом не осуществлялись с момента его регистрации, благотворительная деятельность фондом не осуществлялась (л.д.22-23).

Согласно информационных писем Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> ответчик неоднократно был предупрежден о необходимости представить отчет о благотворительной деятельности в соответствии с п.2, 3 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26, 53-55).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> направлено предупреждение, в котором указано на то, что фонд в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлен отчет о благотворительной деятельности, в связи с чем предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения обязанности, предусмотренной п.3 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (л.д.34-35), срок был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-39).

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ – в установленный законом срок не представлен в Управление отчет о благотворительной деятельности за 2018 года (л.д.27-29).

Постановлением мирового судьи судебного участка Заводского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения (л.д.30-31).

Как указывает истец, отчет о благотворительной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление ответчиком также не представлен.

Таким образом, указанные обстоятельства и представленные доказательства свидетельствуют о том, что административным ответчиком неоднократно нарушены требования, предусмотренного выше законодательства по предоставлению отчетов о благотворительной деятельности, созданию благотворительных программ. Факт непредставления вышеуказанных сведений с учетом письменных пояснений учредителя фонда ФИО2 свидетельствует о фактическом прекращении деятельности организации в качестве юридического лица, которая не осуществляет свою деятельность в течении длительного периода времени.

Данные нарушения признаются судом грубыми нарушениями, т.к. фондом не организуется деятельность в соответствии с нормами собственного устава в течении длительного периода времени (л.д.8-13), одновременно нарушаются нормы действующего законодательства, предусмотренного к благотворительным фондам.

Доказательств обратного ответчиком в лице его представителей суду не представлено, напротив ФИО2 посредством телефонограммы пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства в силу положений п.3 ст.20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ, пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований и ликвидации юридического лица.

Ликвидация фонда в качестве юридического лица с исключением его из единого государственного реестра юридических лиц не лишает данную организацию возможности вновь приобрести статус юридического лица.

Руководствуясь ст.262,264, ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» о ликвидации юридического лица и исключении из реестра удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» (<данные изъяты>).

Исключить Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Заводский районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27.10.2020.

Председательствующий: (подпись) С.И.Сумароков