ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/18 от 15.11.2018 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-270/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Лазо Лазовский район Приморский край 15 ноября 2018 года

Лазовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Дубовец О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, возложении обязанности принять решение о приостановлении рассмотрения заявления, подготовить и направить возможные варианты схемы размещения земельного участка, предоставить утвержденный перечень земельных участков и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, возложении обязанности принять решение о приостановлении рассмотрения заявления, подготовить и направить возможные варианты схемы размещения земельного участка, предоставить утвержденный перечень земельных участков и взыскании расходов по уплате государственной пошлины, указав, что 17 марта 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 01.05.2016 года № 119-ФЗ) он обратился в администрацию Лазовского муниципального района с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м. приложив копию документа, удостоверяющего личность.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ администрация Лазовского муниципального района Приморского края перенаправила заявление в администрацию Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края.

Решением администрации Преображенского городского поселения от 21 марта 2017 года административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений.

Не согласившись с решением органа местного самоуправления, административный истец обратился в суд с административным иском об его оспаривании и возложении обязанности предоставить земельный участок в безвозмездное пользование.

Решением Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года отказ признан незаконным, на уполномоченный орган возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 17 марта 2017 года повторно.

Определением Лазовского районного суда Приморского края от 06 февраля 2018 года отказано администрации Преображенского городского поселения в прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения решения Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года.

Решением администрации Преображенского городского поселения, изложенным в письме от 08 февраля 2018 года, административному истцу повторно отказано в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м., поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предварительном согласовании предоставления участка и срок действия такого решения не истек.

Считая указанное решение администрации Преображенского городского поселения незаконным, административный истец обратился в суд с иском о его отмене и возложении обязанности предоставить земельный участок в безвозмездное пользование.

Решением Лазовского районного суда Приморского края от 06 июня 2018 года административные исковые требования удовлетворены в части, решение администрации Преображенского городского поселения от 08 февраля 2018 года признано незаконным и отменено, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от 17 марта 2017 года о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9372,9 кв. м.

Во исполнение решения Лазовского районного суда Приморского края от 06 июня 2018 года, администрацией Преображенского городского поселения решением от 12 октября 2018 года, оформленным письмом от 15 октября 2018 года , административному истцу в третий раз отказано в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м., поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ).

Административный истец считает указанное решение незаконным, противоречащим требованиям ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, поскольку административным ответчиком не было принято решение о приостановлении рассмотрения его заявления; не были подготовлены и направлены административному истцу возможные варианты схемы размещения земельного участка, соответствующие критериям испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9372,9 кв. м. (удаленность от побережья, удаленность от населенного пункта, удаленность от инженерной инфраструктуры, соразмерность площади, назначение земель); не был предоставлен перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование административному истцу.

С учетом изложенного, административный истец полагает, что административный ответчик неоднократно нарушал его гражданские права, систематически уклонялся от исполнения решения суда и своими действиями дискредитировал органы исполнительной власти Российской Федерации, просит суд признать незаконным и отменить решение администрации Преображенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9372,9 кв. м.; обязать административного ответчика выполнить требования ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ: принять решение о приостановлении рассмотрения его заявления; подготовить и направить административному истцу возможные варианты схемы размещения земельного участка, соответствующие критериям испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м, (удаленность от побережья, удаленность от населенного пункта, удаленность от инженерной инфраструктуры, соразмерность площади, назначение земель и т.п.); предоставить утвержденный перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование административному истцу; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Преображенского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменные возражения по административному иску, в которых указал, что от исполнения решения Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года, административный ответчик не уклонялся, а не мог его исполнить, так как ФИС «На Дальний Восток» не позволяла повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17 марта 2017 года в связи с принятием по данному заявлению решения от 21 марта 2017 года. Определением Лазовского районного суда Приморского края от 06 февраля 2018 года, административному ответчику было отказано в прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения решения Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года. Повторно заявление ФИО1 было рассмотрено административным ответчиком 08 февраля 2018 года и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании п. 6 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ. Исполняя решение Лазовского районного суда Приморского края от 06 июня 2018 года, административный ответчик 12 октября 2018 года в третий раз рассмотрел заявление ФИО1 и отказал административному истцу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, так как испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования ФИО3 Административным ответчиком не осуществлены действия, предусмотренные ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ в связи с ее введением в действие после обращения ФИО1 с заявлением от 17 марта 2018 года. Кроме того, заявление ФИО1 подано на ранее сформированный земельный участок, в связи с чем, направить заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), не представляется возможным. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, административный ответчик не мог дискредитировать органы исполнительной власти. В связи с изложенным, просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 4 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, введенному Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 1, а также пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено право граждан Российской Федерации на предоставление им в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, исходя из расчёта не более одного гектара на каждого гражданина.

Согласно п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона, предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством (далее - уполномоченный орган).

Статьей 5 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на основании этого федерального закона, который, в частности, возлагает на уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассмотреть поступившее заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (часть 5).

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ по результатам рассмотрения и проверки заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, которое направляет заявителю.

Статьей 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 17 марта 2017 года обратился в администрацию Лазовского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9372,9 кв. м. На основании п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, администрация Лазовского муниципального района Приморского края перенаправила заявление ФИО1 в администрацию Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края.

21 марта 2017 года администрацией Преображенского городского поселения было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка на основании пункта 16 статьи 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ.

Не согласившись с решением уполномоченного органа, ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании данного решения и возложении обязанности предоставить земельный участок в безвозмездное пользование.

Решением Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года отказ в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование признан незаконным, на уполномоченный орган возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 17 марта 2017 года повторно.

Определением Лазовского районного суда Приморского края от 06 февраля 2018 года отказано администрации Преображенского городского поселения в прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения решения Лазовского районного суда Приморского края от 14 июля 2017 года.

По результатам повторного рассмотрения заявления ФИО1, администрацией Преображенского городского поселения было принято решение, изложенное в письме от 08 февраля 2018 года об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 6 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ в связи с принятием уполномоченным органом в отношении испрашиваемого земельного участка решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, срок действия которого не истек.

Указанное решение признано незаконным и отменено Лазовским районным судом Приморского края от 06 июня 2018 года. Признавая решение администрации Преображенского городского поселения, изложенное в письме от 08 февраля 2018 года , суд установил, что ФИО3 через Федеральную информационную систему «На Дальний Восток» (ФИС «На Дальний Восток») 31 января 2017 года подала заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9360,5 кв. м. На основании заявления ФИО3, постановлением администрации Преображенского городского поселения -п от 27.02.2017 года утверждена схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте; 07 марта 2017 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет, координаты характерных точек границ земельного участка полностью соответствуют характерным точкам границ земельного участка, указанным в схеме, приложенной к заявлению ФИО3; 14 марта 2017 года посредством ФИС «На Дальний Восток» ФИО3 направлен проект договора безвозмездного пользования земельным участком и 31 марта 2017 года между администрацией Преображенского городского поселения и ФИО3 заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок пять лет; 11 апреля 2017 года произведена государственная регистрация обременения в отношении спорного земельного участка в виде безвозмездного срочного пользования на основании вышеуказанного договора от 31 марта 2017 года.

Согласно ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, решением администрации Преображенского городского поселения от 12 октября 2018 года, изложенным в письме от 15 октября 2018 года , ФИО1 на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, отказано.

Давая оценку указанным обстоятельствам, суд приходит к выводу о нарушении административным ответчиком прав и законных интересов административного истца, поскольку оспариваемое решение принято администрацией Преображенского городского поселения с нарушением требований ч. 4.1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, подлежащей применению на момент повторного рассмотрения заявления ФИО1 и принятия органом местного самоуправления решения в пределах предоставленных ему полномочий.

Принимая во внимание изложенное, административное исковое требование ФИО1 о признании незаконным и отмене оспариваемого решения административного ответчика об отказе в предоставление земельного участка в безвозмездное пользование подлежит удовлетворению.

Разрешая административное исковое требование о возложении на администрацию Преображенского городского поселения обязанности принять решение о приостановлении рассмотрения заявления ФИО1, подготовить и направить административному истцу возможные варианты схемы размещения земельного участка, соответствующие критериям испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м, (удаленность от побережья, удаленность от населенного пункта, удаленность от инженерной инфраструктуры, соразмерность площади, назначение земель и т.п.), предоставить утвержденный перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование административному истцу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, при этом, в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации, суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции.

Поскольку рассмотрение заявлений граждан о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков и принятие по ним решений входит в компетенцию администрации Преображенского городского поселения, надлежащим способом восстановления прав ФИО1 в соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ будет являться возложение обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17 марта 2017 года в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ.

Кроме того, на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные административным истцом по данному делу в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от обязанности по возмещению судебных расходов, состоящих, в том числе, из государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, возложении обязанности принять решение о приостановлении рассмотрения заявления, подготовить и направить возможные варианты схемы размещения земельного участка, предоставить утвержденный перечень земельных участков и взыскании расходов по уплате государственной пошлины, - удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить решение администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 12 октября 2018 года, изложенное в письме от 15 октября 2018 года об отказе ФИО1 в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м.

Обязать администрацию Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17 марта 2017 года о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9372,9 кв. м. в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Взыскать с администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18 ноября 2018 года.

Судья Е.В. Волкова