ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/18 от 20.12.2018 Бондарского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-270/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бондари. 20 декабря 2018 года

Бондарский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Пичугина В.В.,

с участием представителя административного истца, заместителя прокурора Бондарского района Тамбовской области Андреева А.С.,

представителя административного ответчика администрации Бондарского района Тамбовской области Аппоротова В.С.,

при секретаре Клейменовой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Бондарского района к администрации Бондарского района Тамбовской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бондарского района Тамбовской области обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с административным иском в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к администрации Бондарского района Тамбовской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу произвести ремонт и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части автодороги «Бондари – Пахотный Угол-Кривополянье» протяженностью 7,9 км с устройством асфальтобетонного покрытия (ПК)+000 км+7+900 км).

В административном иске указано, что прокуратурой Бондарского района по результатам проверки установлено, что на автодороге «Бондари - Пахотный Угол- Кривополянье» имеется повреждения дорожного полотна, превышающие допустимые размеры, предусмотренные ГОСТом Р50597-2017 (участок дороги ПК 0+000км 7+900 км).

Имеющимися нарушениями не обеспечиваются безопасность дорожного движения, нарушаются права неопределенного круга лиц, создается угроза жизни, здоровья и имущества владельцев транспортных средств и их пассажиров.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Бондарского района Андреев А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Бондарского района Аппоротов В.С. находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку истцом не доказано, что имеющиеся повреждения автодороги не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Напротив администрацией предприняты необходимые меры по организации ремонта участка автомобильной дорого Бондари- Пахотный Угол – Кривополянье. Так постановлением администрации Тамбовской области от 20.06.2013 года № 640 утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 годы, в которой определяются конкретные направления расходования бюджетных средств, предусматривающий расходы на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Данная дорога была включена в программу. В 2017 году дорога отремонтирована в щебеночном исполнении на сумму 15844940 рублей. В 2018 году отремонтировано 1,4 км дороги на сумму 3000000 рублей. Планируется провести работы на сумму 10010000рублей. Конечный срок выполнения работ 01.09.2019 года. Финансирование работ производится в соответствии с утвержденными лимитами финансирования. У администрации района нет возможности провести ремонт на указанную сумму за счет бюджета дорожного фонда Бондарского района.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Кривополянского сельсовета в своём заявлении просит дело рассмотреть в её отсутствие, иск находит подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве начальник управления Чурилов А.Э. указал, что на администрацию Бондарского района как на орган местного самоуправления законом возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность, в том числе содержать в нормативном состоянии и ремонтировать автомобильные дороги в границах муниципального района, обеспечивать безопасность дорожного движения на них.

Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области и администрации Кривополянского сельсовета.

Суд, рассмотрев материалы административного дела, доводы лиц участвующих в деле, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (ч. ч. 1, 3 ст. 17 указанного Закона).

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15).

Пунктом 4 чт.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, и что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а так же требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения регулируется ГОСТ Р 50597 – 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, превышающие предельно-допустимые размеры.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Бондарского района Тамбовской области проверки выявлено, что покрытие проезжей части автодороги «Бондари-Пахотный Угол-Кривополянье», по которой проходит маршрут «Школьного автобуса» имеет повреждения дорожного полотна, превышающие допустимые размеры, предусмотренные ГОСТом Р50597-2017( участок дороги ПК 0+000км7+900 км.).

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела актами обследования автодороги и фотоматериалами к ним от 20.09.2018 г. и 20.11.2018 года.

Отделением ГИБДД МО МВД России «Рассказовский» в суд представлены следующие данные. 5.12.2018 года проведено дополнительное обследование улично - дорожной сети автодороги «Бондари - Пахотный Угол - Кривополянье» из которого установлено, что 1,4 км. отремонтировано в щебеночном исполнении. На остальной дороге имеются местами просадки и колейность, размеры которых превышают допустимые ГОСТом. По данной автодороге проходит маршрут школьного автобуса. Главе Бондарского района Тамбовской области выдано предписание об устранении причин и условий, способствующих реализации безопасности граждан и общественной безопасности. Дорожное покрытие автодороги не обеспечивает безопасность дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, так как отсутствие надлежащего дорожного покрытия нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Доводы представителя административного ответчика Аппоротова В.С. о том, что администрацией района принимаются меры к устранению нарушения, суд признает несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств о проведении ремонта дороги суду не представлено.

Из имеющихся в материалах дела письменных ответов администрации Бондарского района следует, что проектно-сметная документация на ремонт автодороги «Бондари-Пахотный Угол- Кривополянье» разработана, и даже часть дороги отремонтирована, но в связи с отсутствием финансирования работы по ремонту не проведены.

Однако, отсутствие денежных средств не освобождает администрацию Бондарского района от принятия необходимых мер по организации работ по ремонту дорог местного значения и не может быть положено в основу решения суда об отказе в удовлетворении законного и обоснованного административного иска прокурора.

В судебном заседании установлено, что состояние автомобильной дороги не отвечает требованиям технического регламента и не обеспечивает безопасность дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц в указанной сфере правоотношений, создается угроза жизни, здоровью и имуществу владельцев транспортных средств и их пассажиров, в том числе малолетних детей, поскольку по указанным дорогам проходят маршруты движения школьных автобусов.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Бондарского района в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бондарского района удовлетворить.

Обязать администрацию Бондарского района Тамбовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу произвести ремонт и привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части автодороги Бондари – Пахотный Угол-Кривополянье, протяженностью 7,9 км., устройством асфальтобетонного покрытия (ПК)+000 км 7+900 км).

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Бондарский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Пичугин

Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2018 года

Председательствующий: В.В. Пичугин