Решение Именем Российской Федерации 15 ноября 2019 г. г. Симферополь Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Котова П.Н., при секретаре судебного заседания Курочка В.А., с участием представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-270/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> капитана ФИО2 об оспаривании действий начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанных с выплатой денежного довольствия не в полном объеме, установил: ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: - признать незаконными действия ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» (далее – 6 ФЭС) связанные с отказом в выплате ему командировочных расходов и удержанием из денежного довольствия денежных средств; - взыскать с 6 ФЭС в его пользу указанные денежные средства; - обязать командира войсковой части <данные изъяты> издать приказ на выплату командировочных расходов в полном объеме; После уточнения требований административный истец просит: - признать незаконными действия 6 ФЭС связанные с отказом в возмещении ему командировочных расходов, возникших в связи с проживанием вне места постоянной дислокации воинской части за период с 1 по 31 июля 2019 г., в выплате надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (далее – надбавка) за период с 1 по 14 августа 2019 г., а также с удержанием из его денежного довольствия денежных средств в счет погашения аванса в размере 22290 рублей 34 копейки; - обязать 6 ФЭС возместить командировочные расходы и выплатить надбавку за указанные периоды, а также выплатить удержанные денежные средства в указанном размере; - обязать командира войсковой части <данные изъяты> издать приказ на выплату командировочных расходов в полном объеме. Надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания административный истец и командир войсковой части <данные изъяты> в суд не прибыли. В обоснование требований административный истец указал, что в период с 1 по 31 июля 2019 г. на основании телеграммы начальника морской авиации и противовоздушной обороны Черноморского флота (далее - МА и ПВО ЧФ) и приказа командира воинской части находился в служебной командировке в г. Петрозаводске для принятия участия в Главном военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем был получен и израсходован аванс в размере 64100 рублей, а также потрачены личные денежные средства в размере 16500 рублей в связи с проживанием в гостинице. Жильем для временного проживания не обеспечивался. Направленный в 6 ФЭС авансовый отчет с приложениями, возвращен без реализации. В период с 1 по 14 августа 2019 г. на основании телеграммы МА и ПВО ЧФ, участвуя в учениях «Океанский щит – 2019», выполнял служебное задание в г. Мончегорске, за которое, на основании приказа командира воинской части, ему была положена к выплате надбавка в размере 2 % от оклада по воинской должности, однако данный приказ командира войсковой части <данные изъяты> был не реализован. Кроме того, 10 октября 2019 г. узнал об удержании 6 ФЭС из денежного довольствия 22290 рублей 34 копейки без его согласия в целях погашения выданного аванса. Представитель начальника 6 ФЭС ФИО1 требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции представитель пояснил, что административным истцом авансовый отчет после командировки в установленные сроки представлен не был. Одновременно он в письменном виде дал свое согласи на удержание невозвращенной суммы аванса в случает его неиспользования, в связи с чем было произведено удержание из его денежного довольствия. Отказ в выплате надбавки за период с 1 по 14 августа 2019 г. обусловлен указанием в телеграмме командующего и приказе командира на нахождение административного истца в командировке. Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В суде установлено, что ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в должности начальника связи-штурмана авиационной эскадрильи. В период с 1 по 31 июля 2019 г. административный истец в составе летного звена принимал участие в воздушном показе авиационной техники Главного военно-морского парада, который проводился в г. Петрозаводске. При этом в указанный период административный истец жилым помещением не обеспечивался в связи с чем проживал в гостинице. Перед убытием в составе летного звена для принятия участия в параде административным истцом был получен аванс, который был использован на оплату проживания в гостинице. По прибытию в воинскую часть административному истцу не были возмещены затраты на проживание в гостинице, а также из его денежного довольствия в счет возмещения ранее выданного аванса начальником 6 ФЭС в сентябре 2019 г. были удержаны денежные средства в размере 22290 рублей 34 копейки без проведения разбирательства. Также в суде установлено, что административный истец в период с 1 по 14 августа 2019 г. участвовал в учениях, выполняя служебное задание в г. Мончегорске. Однако приказ командира воинской части об установлении административному истцу надбавки в размере 2 % от оклада по воинской должности за указанный период возвращен начальником 6 ФЭС без реализации, поскольку из представленных документов не усматривается факт непосредственного участия административного истца в мероприятиях, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 844дсп. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами. Согласно выписке из плана служебных командировок Южного военного округа на 2019 г. (Черноморского флота) от 26 декабря 2018 г. запланирована служебная командировка для военнослужащих войсковой части <данные изъяты> с целью принятия участия в Главном военно-морском параде с местом проживания в гостинице. Из копии телеграммы начальника МА и ПВО ЧФ от 21 июня 2019 г. № 53/2/216/1411 следует, что командиру войсковой части <данные изъяты> предписано командировать административного истца в г. Петрозаводск для принятия участия в Главном параде ВМФ, а также оплатить командировочные расходы установленным порядком. Согласно копии выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 25 июня 2019 г. № 731 административный истец направлен в служебную командировку для участия в воздушном показе авиационной техники Главного парада ВМФ в г. Санкт-Петербурге с 1 июля по 10 августа 2019 г., с выдачей аванса на проживание. Из копии командировочного удостоверения от 27 июня 2019 г. № 355 усматриваются даты прибытия и убытия административного истца к местам исполнения соответствующих заданий, которые соответствуют указаниям должностных лиц, изложенным в телеграммах. Согласно копии заявления административного истца от 24 июня 2019 г. на выдачу аванса в размере 64100 рублей, начальником 6 ФЭС было разрешен к выдаче аванс. Факт оплаты административным истцом проживания подтверждается копиями счетов, чеков и справок ООО «Русстрой», что не оспаривалось административным ответчиком. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14 ноября 2019 г. ООО «Русстрой» разрешено заниматься деятельностью гостиниц и прочих мест для временного проживания. Из копии справки войсковой части <данные изъяты> от 25 июля 2019 г. № 993 следует, что в данной воинской части в период с 1 июля по 10 августа 2019 г. отсутствовал жилой фонд для проживания военнослужащих войсковой части 59882. Согласно сообщению начальника 6 ФЭС от 9 октября 2019 г. № 3/3432 документы на оплату расходов военнослужащих, в том числе административного истца, за участи в Главном военно-морском параде, возвращены в связи с отнесением указанного мероприятия к боевой подготовке и необходимости установления надбавки 2 % от оклада по воинской должности. Из представленных начальником 6 ФЭС расчетов следует, что в сентябре 2019 г. из денежного довольствия административного истца удержано 22290 рублей 34 копейки в счет погашения аванса на командировочные расходы. Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 25 сентября № 344 административному истцу установлена к выплате надбавка 2 % от оклада по должности за период с 1 по 14 августа 2019 г. Из сообщения начальника 6 ФЭС от 11 ноября 2019 г. № 4/4247 следует, что документы (приказ командира воинской части и обосновывающие документы) на выплату административному истцу надбавки возвращены, поскольку не усматривается факт непосредственного участия административного истца в мероприятиях, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 844дсп. Согласно копии представления заместителя военного прокурора-войсковая часть от 28 октября 2019 г. в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что должностными лицами 6 ФЭС были возвращены авансовые отчеты, в том числе и административного истца. Пункт 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусматривая в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязанности военнослужащих по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, отражению вооруженного нападения, выполнению задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и предоставляя им в связи с этим социальные гарантии и компенсации, а также определяя ответственность военнослужащих, федеральный законодатель исходил из принципа единства правового статуса лиц, проходящих военную службу. Таким образом, основы правового статуса военнослужащих, определенные с учетом необходимости обеспечить эффективную деятельность военной организации государства, воинскую дисциплину, неукоснительное исполнение военнослужащими своих обязанностей и надлежащую защиту их интересов, в равной мере установлены для всех лиц, проходящих военную службу. В соответствии с п. 1, 3 и 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, в том числе обеспечение органами военного управления реализации военнослужащими прав, социальных гарантий и компенсаций при исполнении ими обязанностей военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» установлено, что порядок и размеры возмещения военнослужащим суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, определяют руководители федеральных органов исполнительной власти – главные распорядители средств федерального бюджета. Вместе с тем согласно подпункту «и» пункта 125 Порядка, не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 Порядка. В пункте 58 Порядка предусмотрено, что военнослужащим за период непосредственного участия в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 844дсп утвержден Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. В указанный перечень включены стратегические учения и полеты воздушных судов. Анализ фактических обстоятельств, установленных в суде на основании совокупности исследованных доказательств, связанных с направлением истца в г. Петрозаводск, а также с целями и задачами его пребывания там, свидетельствует, что по смыслу вышеприведенных норм данная поездка была обусловлена осуществлением полетов воздушных судов в составе авиационной группы и с учетом характера этих мероприятий не являлась командировкой. Вопреки мнению истца, само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в данном конкретном случае не может повлечь возникновения у него права на получение командировочных расходов за период нахождения вне места постоянной дислокации воинской части на территории других воинских частей и изменить существо реально имевших место правоотношений. Вместе с тем проживание военнослужащего за счет личных средств в месте дислокации воинской части, в которую он прибыл для выполнения служебного задания, ведомственными нормативными актами не предусмотрено. Согласно п. 4 и 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» указанный Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. При этом в соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 3, ст. 7, ч. 1 ст. 8 этого же Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб (далее - ущерб), который представляет собой утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. В случае если причины ущерба, его размер и виновные лица не установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, в результате ревизии, проверки, дознания или следствия, командир обязан провести административное расследование. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. В суд не были представлены доказательства, свидетельствующие о проведении в отношении ФИО2 административного расследования, которым установлена вина военнослужащего, размер причиненного ущерба, а также приказ командира воинской части об удержании денежных средств из денежного довольствия административного истца. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые действия начальника 6 ФЭС, связанные с отказом в возмещении административному истцу расходов, связанных с проживанием за свой счет в месте выполнения служебного задания, с учетом ранее полученного аванса удержанием из его денежного довольствия 22290 рублей 34 коп., в счет погашения аванса на командировочные, а также связанные с отказом в выплате ФИО2 надбавки на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 25 сентября 2019 г., следует признать незаконными, а требования административного истца в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не был установленным порядком представлен авансовый отчет, а также ссылку на ст. 137 Трудового кодекса суд признает ошибочной, поскольку указанные затраты не относятся к командировочным расходам, а являются убытками военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, а денежные средства, выданные административному истцу в качестве аванса, переданы ему под отчет, в связи с чем могут быть отнесены к ущербу, возмещение которого урегулировано специальным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Что же касается требований административного истца о возложении на командира воинской части обязанности издать приказ о выплате командировочных расходов в полном объеме, то указанные требования не подлежат удовлетворению, поскольку административный истец в командировке не находился. На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, решил: административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично. Признать незаконными действия начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с удержанием из денежного довольствия ФИО2 денежных средств на сумму 22290 рублей 34 коп., в счет погашения аванса на командировочные расходы. Признать незаконными действия начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с отказом в возмещении убытков понесенных ФИО2 в связи с исполнением служебного задания в период с 1 по 31 июля 2019 г. Признать незаконными действия начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с невыплатой ФИО3 надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за период с 1 по 14 августа 2019 г. Обязать начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» в течение 14 дней со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда возместить ФИО2 убытки понесенные им в связи с исполнением служебного задания в период с 1 по 31 июля 2019 г., а также произвести выплату административному истцу: - ранее удержанных из денежного довольствия административного истца денежных средств на сумму 22290 рублей 34 коп., в счет погашения аванса на командировочные расходы; - надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за период с 1 по 14 августа 2019 г., о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу. В удовлетворении требований ФИО2 о возложении обязанности на командира войсковой части <данные изъяты> издать приказ о выплате командировочных расходов, отказать. Взыскать с филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО2 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий П.Н. Котов |