ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/20 от 03.11.2020 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

административное дело № 2а-270/2020

г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего – Черноротова А.А.,

с участием административного истца Малкина В.В., его представителя Артемова В.А.,

представителя административных ответчиков ФГКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ», войсковой части 0000<данные изъяты> Жагина Д.И.

при секретаре судебного заседания Козицком Н.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 0000<данные изъяты>Малкина В.В. об оспаривании бездействия Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (далее – ДС Росгвардии), ФГКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» (далее – УрО ВНГ), войсковой части 0000 об оспаривании бездействия данных органов по выплате жилищной субсидии и возложении на данные органы обязанности по предоставлению жилищной субсидии,

установил:

Малкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу в войсковой части 0000. Решением жилищной комиссии воинской части от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Решением этой же жилищной комиссии путем обеспечения его жилищной субсидией. Однако, до настоящего времени соответствующими должностными лицами не принято решение о выплате ему положенной жилищной субсидии.

На основании изложенного административный истец Малкин просит суд:

- признать незаконным бездействие войсковой части 0000 по невыплате жилищной субсидии и возложении на воинскую часть обязанности в направлении в ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» дополнительных документов связанных с прохождением Малкиным В.В. военной службы, участию в боевых действиях, копии жилищного дела, приказов о прохождении им военной службы и увольнении в запас, документов связанных с имеющимися у Малкина В.В. хроническими заболеваниями;

- возложить на ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» обязанности в принятии от войсковой части 0000 необходимых документов по вопросу выплаты Малкину жилищной субсидии и направлении этих документов в Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ для истребования дополнительных средств федерального бюджета;

- возложить на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ обязанности по принятию необходимых документов от войсковой части 0000 и ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» по вопросу реализации Малкиным права на жилищное обеспечение в виде жилищной субсидии, истребовании лимитов из федерального бюджета на выплату данной жилищной субсидии.

В судебном заседании административный истец и его представитель Артемов поддержали указанные требования и настаивали на их удовлетворении.

Представитель административных ответчиков: УрО ВНГ и войсковой части 0000 - Жагин требования Малкина не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что все действия направленные на реализацию жилищных прав Малкина, должностные лица воинской части выполнили в полном объеме, административный истец поставлен на учет в реестре военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии, при этом в жилищном законодательстве закреплен принцип очередности жилищного обеспечения военнослужащих, исходя из даты их принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Льготного основания для обеспечения во внеочередном порядке Малкин не имеет. В этой связи не может быть принято решение о предоставлении Малкину жилищной субсидии ранее других военнослужащих.

Представитель административного ответчика: ДС Росгвардии – Спирин в суд не прибыл, в своих письменных возражениях требований административного истца не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись при этом, на то, что жилищная субсидия является формой обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Основанием для принятия уполномоченным органом решения о выплате жилищной субсидии является наличие лимитов бюджетных средств, в настоящее время необходимые лимиты бюджетных средств отсутствуют, при этом по поступлении этих лимитов жилищные субсидии распределяются между военнослужащими согласно очередности в зависимости от даты принятия на учет, льготного основания обеспечения субсидией. Малкин приоритетного права обеспечения жилищной субсидией не имеет.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Основание и порядок обеспечения военнослужащих жилым помещением на период прохождения военной службы и после ее окончания определен Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с данным кодексом другими Федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами.

В ч. 1 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем, ч. 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление вне очереди денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом вне очереди военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим - гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым, в соответствии с другими Федеральными законами, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Частью 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также предусмотрено внеочередное предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

На основании решения жилищной комиссии войсковой части 0000, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Малкин был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания.

Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ Малкин просил обеспечить его жилищной субсидией на одного человека.

Решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указанная просьба административного истца была удовлетворена и Малкин был включен в соответствующий реестр военнослужащих.

Согласно информационной справки начальника отдела организации обеспечения постоянным жильем управления жилищной политики и имущественных отношений ДС Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ Малкин по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится в реестре на получение жилищной субсидии под номером «».

Из сообщения руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Малкин включен в реестр военнослужащих данного федерального органа с ДД.ММ.ГГГГ (с даты принятия на жилищный учет жилищной комиссией войсковой части 0000). В 2019 году жилищной субсидией было обеспечено <данные изъяты> очередников, лимиты финансирования на 2020 год позволили обеспечить жилищной субсидией 25 человек, при этом данные граждане имели право на внеочередное обеспечение. С учетом доведенных лимитов бюджетных ассигнований на жилищное обеспечение ДС Росгвардии рассматривается вопрос о прелоставлении жилищной субсидии принятым на учет до июня 2019 г. военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы и имеющим право на внеочередное обеспечение жильем. При этом лимиты бюджетных обязательств для обеспечения субсидией очередников войсковой части 0000 в 2019, 2020 г.г. не доводились.

Также из данного сообщения следует, что соответствующие заявки на финансирование обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы направлялись своевременно и в установленном порядке. Также Росгвардия направляла ряд писем по увеличению лимитов бюджетных обязательств на жилищное обеспечение.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Таким образом, перед административным истцом также имеются лица, претендующие на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне очереди не имеет, поскольку право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Малкина, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При этом военный суд констатирует, что административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих его право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией.

Более того, административный истец в судебном заседании сам отрицал наличие у себя каких-либо оснований для предоставления ему субсидии во внеочередном порядке.

Довод представителя административного истца о наличии таких прав у Малкина ничем не подтверждено, как участник боевых действий Малкин не имеет преимущественное право на предоставление жилищной субсидии, поскольку ч. 10 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на него не распространяется, так как Малкин проходил военную службу во внутренних войсках МВД России, сотрудником органов внутренних дел не являлся, что подтверждается его послужным списком.

Социальные гарантии ветеранам боевых действий предусмотренные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в части жилищного обеспечения Малкина, как ветерана боевых действий в данном конкретном случае на Малкина не распространяются, поскольку полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан, ставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федераций, а ставшим на жилищный учет после ДД.ММ.ГГГГ в порядке определенном ЖК РФ, а не федеральным органом государственной власти в котором предусмотрена военная служба.

С учетом изложенного невыплата до настоящего времени Малкину жилищной субсидии обусловлено наличием такого права у других военнослужащих, равно с ним претендующих на эту форму обеспечения, то есть объективными причинами, что не может свидетельствовать о допущении нарушений в данном вопросе со стороны как войсковой части 0000, Уральского округа войск национальной гвардии РФ, Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, поскольку данные органы выполнили все необходимые действия для жилищного обеспечения административного истца.

Согласно сведениям из единого Реестра лиц, состоявших на жилищном учете, командованием войсковой части 0000 ежеквартально направляются сведения о потребности в финансировании жилищной субсидии в Уральский округ войск национальной гвардии РФ, который обобщает поступившие сведения и представляет их в Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ для выделения жилых помещений и субсидий военнослужащим признанным нуждающимся.

Однако, как пояснил в ходе судебного заседания представитель административных ответчиков Уральский округ войск национальной гвардии РФ и войсковой части 0000 - Жагин, в настоящее время денежных средств для обеспечения Малкина жилищной субсидией не поступило.

При таких обстоятельствах суд полагает, что командованием войсковой части 0000, командованием Уральского округа войск национальной гвардии РФ, руководством Департамента строительства и самой Федеральной службой войск национальной гвардии РФ принимаются все исчерпывающие меры по соблюдению прав и законных интересов Малкина и нарушений законодательства, связанных с невыплатой субсидии для приобретения или строительства жилого помещения Малкину, не установлено.

Такой вывод суда согласуется с правовыми позициями, изложенными в п. 5 Обзора практики рассмотрения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по избранному месту жительства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ

Доводы Малкина об обратном несостоятельны и основаны на ошибочном толковании норм законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований административного искового заявления Малкина В.В. о признании незаконным бездействия войсковой части 0000 по невыплате жилищной субсидии и возложении на воинскую часть обязанности в направлении в ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» дополнительных документов связанных с прохождением Малкиным В.В. военной службы, участию в боевых действиях, копии жилищного дела, приказов о прохождении им военной службы и увольнении в запас, документов связанных с имеющимися у Малкина В.В. хроническими заболеваниями; о возложении на ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» обязанности в принятии от войсковой части 0000 необходимых документов по вопросу выплаты Малкину В.В. жилищной субсидии и направлении этих документов в Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ для истребования дополнительных средств федерального бюджета; о возложении на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ обязанности по принятию необходимых документов от войсковой части 0000 и ФКУ «Управление Уральского округа войск национальной гвардии РФ» по вопросу реализации Малкиным В.В. права на жилищное обеспечение в виде жилищной субсидии, истребовании лимитов из федерального бюджета на выплату данной жилищной субсидии – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 13 ноября 2020 г.

Судья

А.А. Черноротов