РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 27 апреля 2021 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максиян О.Г.,
при секретаре Наговициной О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Жеблахтинскому сельскому Совету депутатов о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ермаковского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Жеблахтинскому сельскому Совету депутатов о признании решения от 02.10.2020 года о вынесении предупреждения депутатам Жеблахтинского сельского совета депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в связи неисполнением антикоррупционной обязанности и досрочном прекращении их полномочий, мотивировав требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Жеблахтинского сельского Совета депутатов при предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе данной проверки установлено, что на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Жеблахтинский сельсовет от 09.09.2018 № «О регистрации избранных депутатов Жеблахтинского сельского Совета депутатов по одному одномандатному избирательному округу» зарегистрированы депутатами по одному многомандатному округу: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Решением от 14.09.2020 № избирательной комиссией муниципального образования Жеблахтинский сельсовет на должность главы Жеблахтинского сельсовета зарегистрирован ФИО7, который исполняет полномочия председателя Жеблахтинского сельского Совета депутатов в соответствии с Уставом Жеблахтинского сельсовета.
Председателю Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района начальником управления Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений направлена информация от 16.09.2020 года № о неисполнении депутатами указанными депутатами обязанности по представлению сведений имущественного характера за 2019 год и необходимости прекращения их депутатских полномочий.
Согласно протоколу № от 02.10.2020 и принятого депутатами представительного органа решения депутатам Жеблахтинского сельского Совета депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 вынесено предупреждение о неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Степанова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании председатель Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района ФИО8 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, и дополнительно пояснил, что он является главой сельсовета и исполняет полномочия председателя Жеблахтинского сельского Совета депутатов. Декларации за 2019 год ими были составлены, однако в соответствии с требованиями закона в адрес Губернатора Красноярского края направлены не были.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО3, ФИО6 в судебном заседании пояснили, что декларации о доходах за 2019 год ими были составлены, однако в соответствии с требованиями закона в адрес Губернатора Красноярского края направлены не были, так как они не знали о необходимости самостоятельного направления деклараций в адрес Губернатора Красноярского края.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Выслушав участников процесса и мнение участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат– член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата представительного органа сельского поселения, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные законоположения нашли свое отражение и в п.п.2.1 и 6.1 ст.2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений", согласно которым лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края:
а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая оплату труда, денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий депутата на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе (п.2.1). Далее по тексту сведения о доходах.
Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения, указанные в пункте 2.1 настоящей статьи, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе. В случае, предусмотренном пунктом 2.2 настоящей статьи, данным лицом представляются сведения, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.6.1).
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Устава Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края депутат должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами (п.11 ч.1 ст.28 названного Устава).
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно ч.1 ст.77 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Пунктом 1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жеблахтинский сельский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Жеблахтинский сельсовет, находящийся в границах Ермаковского района Красноярского края, и осуществляет деятельность, в том числе и в соответствии с Уставом Жеблахтинского сельсовета.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Жеблахтинский сельсовет от 09.09.2018 №ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 зарегистрированы депутатами Жеблахтинского сельского Совета депутатов по одному одномандатному округу.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Жеблахтинский сельсовет от 14.09.2015 № ФИО8 зарегистрирован на должность главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, который в соответствии с ч.1 ст.19 Устава Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края исполняет полномочия председателя Совета депутатов.
В письме начальника управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованном Председателю Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО8, указано, что депутатами ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 сведения о доходах или сведения о совершении сделок Губернатору Красноярского края в установленные сроки за 2019 год не представлены, а также обращено внимание на то, что неисполнение депутатом обязанности, установленной законодательством о противодействии коррупции, является основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Однако, председатель Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО8 и вышеперечисленные депутаты, зная об обязанности представления сведений о доходах, возложенной на них указанным законодательством о противодействии коррупции, соглашаясь с допущенными ими нарушениями (протокол заседания Совета депутатов Жеблахтинского сельсовета № от 02.10.2020), 02.10.2020 приняли решение № о вынесении им предупреждения, что не предусмотрено этим законодательством (ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ), в соответствии с которым безальтернативно должны быть досрочно прекращены их депутатские полномочия.
Продолжение деятельности депутата, нарушившего закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов их избирателей. Непринятие представительным органом решения в соответствии с федеральным законодательством нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.
Таким образом, у суда имеются все правовые основания для признания решения Жеблахтинского сельского Совета депутатов от 02.10.2020 № «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» незаконным.
Также, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о прекращении досрочно полномочий депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 подлежат частичному удовлетворению, поскольку ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, являясь депутатами Жеблахтинского сельского Совета депутатов, нарушили требования Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции", не предоставив в установленный срок Губернатору Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2017 № сведения о своих доходах за 2019 год.
При этом, оснований для удовлетворения исковых требований относительно досрочного прекращения полномочий депутата ФИО8, у суда не имеется, поскольку как указано выше, ФИО8 является главой Жеблахтинского сельсовета, и на основании устава Жеблахтинского сельсовета, исполняет обязанности председателя Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края, при этом достоверных доказательств того, что он является депутатом, а так же того, что он был избран председателем совета депутатов из числа депутатов, стороной истца суду не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что как следует из официального интернет сайта, ФИО8 предоставил сведения о своих доходах за 2019 год в установленный законодательством о противодействии коррупции срок (30.04.2020) как глава Жеблахтинского сельсовета, что свидетельствует об исполнении им действующего законодательства.
Судом не принимается во внимание довод председателя Жеблахтинского сельского Совета депутатов ФИО8 о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов может быть принято только представительным органом (Советом депутатов), поскольку им уже принято такое решение по данному вопросу 02.10.2020 №, в связи с чем, оснований для возложения на Жеблахтинский сельский Совет депутатов обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, у суда не имеется.
Также судом отклоняется довод председателя Жеблахтинского сельского Совета депутатов ФИО8 о том, что на Совет депутатов не возложена обязанность принимать только решение о досрочном прекращении полномочий депутатов в случае допущения нарушения законодательства с их стороны, поскольку последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным (ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Жеблахтинского сельского Совета депутатов от 02.10.2020 № «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» со дня его принятия.
Прекратить досрочно полномочия депутатов Жеблахтинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Максиян
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 11.05.2021 года.