ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-271-2021220029-01-2021-000424-21 от 15.07.2021 Кулундинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-271-2021 22RS0029-01-2021-000424-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2021 года с.Кулунда

Судья Кулундинского районного суда Алтайского края Балухина В.Н., при секретаре Белан Е.В.,

С участием прокурора Зайцева Н.Л., представителя ответчика ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Кулундинского района к Администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по организации уличного освещения и обязании совершения действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кулундинского района обратился с указанным административным иском к Администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации сельсовета, выразившееся в непринятии мер по организации уличного освещения на территории <...> Кулундинского района, Алтайского края и обязать Администрации сельсовета в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать уличное освещение на данной улице. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №131), к вопросам местного значения сельского поселения относятся, среди прочего, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Статья 45.1. ФЗ №№№ определяет содержание правил благоустройства территории муниципального образования. Согласно положениям п.4 ч.2 вышеуказанной статьи правила могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

В силу положений п.п. 4,17 ст.2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 №29-ЗС «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае», правила могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, а также вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Правила благоустройства муниципального образования – муниципальный правовой акт и такой акт утвержден Решением Собрания депутатов Кулундинского сельсовета от 29.12.2020. П.3.4 Правил к элементам благоустройства относят в том числе элементы освещения.

Кроме того, в соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов Кулундинского района от 10.11.2020 № 241, решением Собрания депутатов Кулундинского сельсовета от 10.11.2020 № 174 заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения администрацией Кулундинского района Алтайского края администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района.

В соответствии с п.1.1.2 Соглашения администрация поселения приняла на себя осуществление отдельных полномочий, в числе которых Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.6.9.1 ГОСТ 50597-2017. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (Приказ Росстандарта от 26.09.2017 средняя освещенность дорог должна бытьне ниже значений, указанных в ГОСТе 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТе Р 52766.

Проверкой прокуратуры в 2020г было установлено нарушение в данной сфере, результатом чего явилось внесение представление об устранении данных нарушений, однако до настоящего времени меры к их устранению административным ответчиком не предприняты. Указанное нарушает права неопределенного круга лиц на их комфортность и безопасность условий проживания, безопасность дорожного движения.

В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме, пояснив, что какие-либо обстоятельства, в том числе недостаточность финансовых средств не могут иметь значение, так как устранение нарушений прав граждан не может быть с этим связано.

Представитель административного истца с требованиями прокурора не согласен, указав, что требования прокурора о организации уличного освещения на отдельной улице является нецелесообраным, он должен решаться в комплексе освещения всей территории данного участка, что является затратным, а Администрация сельсовета не имеет в данное время финансовых возможностей, принятых в рамках бюджета на 2020год. В данном случае необходимо сделать проект, технологическую документацию, составить смету, что потребует значительных финансовых вложений. Администрация сельсовета уделяет внимание уличному освещению на территории сельсовета, проводит иные мероприятия по благоустройству, определяет перечень наиболее первоочередных задач в этом направлении и в данном направлении необходимо привлечение средств различных бюджетов, а не только сельского.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в микрорайоне Солнечный по ул.Солнечная, с.Кулунда отсутствует уличное освещение. Прокуратурой Кулундинского района в 2020 году проведена проверка по указанному факту, результатом чего явилось внесения представления в адрес администрации Кулундинского сельсовета об устранении нарушений. Администрацией сельсовета в соответствии с целью устранения данных нарушений принимаются меры, о чем свидетельствует представленная суду переписка с сетевой компанией «Алтайкрайэнерго», получены технические условия на разработку проекта уличного освещения, однако до настоящего времени организация уличного освещения не произведена.

Указанные обстоятельства признаются административным ответчиком.

Не оспаривается сторонами и наличие по данной улице работающих линий электропередач.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №131), к вопросам местного значения сельского поселения относятся, среди прочего, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии со ст.2 ФЗ №131 правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

В силу положений п.11 ч.10 ст.35 ФЗ №131 утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Статья 45.1. ФЗ №131 определяет содержание правил благоустройства территории муниципального образования. Согласно положениям п.4 ч.2 вышеуказанной статьи правила могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

Аналогичные положения закреплены п.п. 4,17 ст.2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 №29-ЗС «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае». Решением Собрания депутатов Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края от 29.12.2020 №184 утверждены правила благоустройства территории муниципального образования Кулундинский сельсовета Кулундинского района Алтайского края (далее по тексту-Правила).

Согласно п.1.1 Правил благоустройства территории Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края устанавливают единые и обязательные к исполнению на территории Кулундинского сельсовета нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории поселения, в том числе требования по содержанию зданий (включая индивидуальные жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены и прилегающей территории, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц).

В соответствии с п.1.5 Правил, благоустройство территории – комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории поселения.

Согласно положений п.3.4 Правил, к элементам благоустройства относят, в том числе элементы освещения.

Согласно п.п. 5.3.1, п. 5.3 Правил все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. Собственники сетей наружного освещения и эксплуатирующие организации должны обеспечивать содержание сетей и их конструктивных элементов в исправном состоянии, обеспечивать надлежащую эксплуатацию и проведение текущих и капитальных ремонтов.

В соответствии с пп. 5.3.4 Правил количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10 процентов от их общего числа, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Согласно пп. 5.3.5 Правил срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения. Массовое отключение светильников (более 25 процентов) должно быть устранено в течение одних суток.

В соответствии с положениями пп. 8.1, п.8. Правил контроль за соблюдением требований, установленными настоящими Правилами, осуществляет администрация поселения в соответствии с полномочиями.

Согласно п.7.5.1.14 СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», средняя освещенность Eср и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать определенным показателям, установленным данным СНиП.

В соответствии с ч.2 ст.18 ФЗ №131, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов Кулундинского района от 10.11.2020 № 241, решением Собрания депутатов Кулундинского сельсовета от 10.11.2020 № 174 заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения администрацией Кулундинского района Алтайского края администрации Кулундинского сельсовета Кулундинского района.

В соответствии с п.1.1.2 Соглашения администрация поселения приняла на себя осуществление отдельных полномочий, в числе которых Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) Средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Таким образом, учитывая данные требования закона и принимая во внимание доказательства представленные административным ответчиком, суд приходит к выводу, что ответственность за уличное освещение лежит на администрации сельсовета. Такое освещение на ул.Солнечная с.Кулунда отсутствует.

Нарушения, имевшие место в данном случае, были выявлены прокурором в январе 2020г., на что было указано в представлении прокурора от 08.01.2020 об устранении нарушений законодательства, однако в настоящее время установлено, что администрацией Кулундинского сельсовета Кулундинского района не организовано уличное освещение на ул.Солнечная с.Кулунда.

В ответе на представление указано, что администрацией сельсовета подготовится пакет документов для устранения нарушений, однако для организации освещения собственных бюджетных средств не достаточно.

Вместе с тем, конкретных мер по разрешению данного нарушения органом местного самоуправления до настоящего времени меры к устранению нарушений не приняты, то есть имеет место бездействие.

Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост противоправных деяний, создает предпосылки для роста количества дорожных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в темное время суток.

Ссылки представителя ответчика на недостаточность финансирование, вмешательства прокурора в хозяйственную, финансовую работу сельского поселения путем предъявления такого требования в судебном порядке основаны на неверном толковании норм права и судом во внимание не принимаются. Не принимаются во внимание и ссылки представителя на то, что заявитель, обратившийся в прокуратуру на нарушение своих прав в этой части, не проживает на указанной улице, а лишь имеет в собственности недвижимое имущество, так как данное обстоятельство не имеет значения для дела.

Наличие переписки административного истца с АО «СК Алтайкрайэнерго» не свидетельствует об устранении выявленных нарушений, как не имеющая какого-либо результата в восстановлении нарушенных прав граждан.

Вместе с тем, суд находит обоснованным с учетом материального положения административного ответчика, сложности разрешения вопроса устранения этого нарушения прав граждан, процедуры решения такого рода работ и необходимости изыскания дополнительных расходов для этого срок, в течение которого прокурор просит устранить данное нарушение.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кулундинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Кулундинского сельсовета Кулундинского района, выразившееся в непринятии мер по организации уличного освещения на территории <...> Кулундинского района Алтайского края.

Обязать администрацию Кулундинского сельсовета Кулундинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать уличное освещение на территории <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья В.Н.Балухина