ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2711/2021 от 17.11.2021 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-2711/2021

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута 17 ноября 2021 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Селезнева С.В.,

при секретаре судебного заседания Лариной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» к Печорскому отделу Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным и отмене предписания от <дата>...,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с исковым требованием, указывая на отсутствие законных оснований для вынесения предписания, обосновывая свои требования тем, что спор об установлении окладов работников в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением является индивидуальным трудовым спором, поскольку требует установления в каждом конкретном случае всех обстоятельств дела, в том числе, производства расчёта размера оклада каждого работника в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами. Полагает, что у работников, обратившихся в надзорный орган, отсутствовали препятствия для обращения в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, к числу которых не относится Государственная инспекция труда, которая по результатам проведения проверки по жалобе работника выдаёт работодателю предписание для устранения нарушений; выдача предписания за пределами сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ, в течение которого работник имел право требовать судебной защиты своих прав, приводит к нарушению баланса интересов сторон трудового спора. Проверка в отношении ООО «Водоканал» проводилась в период с <дата>, срок для разрешения индивидуального трудового спора наступает не ранее <дата>, при этом в каждом случае он индивидуален.

Представитель административного истца, представитель Печорского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми, будучи извещёнными о судебном разбирательстве, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие, их явка не была признана судом обязательной, в связи с чем, дело рассмотрено с участием явившихся лиц.

Представителем Печорского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что, в ходе проведённой внеплановой проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о явном нарушении административным истцом требований трудового законодательства в части нарушений требований ч. 1, 2, 5 ст. 135 ТК РФ. Работодателем работникам ООО «Водоканал» тарифный оклад, равный минимальной месячной ставке не начислялся в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве. Довод административного истца о том, что инспекция труда вышла за пределы своей компетенции, разрешив индивидуальный трудовой спор не состоятелен, поскольку под индивидуальным трудовым спором, по смыслу ст. 381 ТК РФ, понимаются неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства. В настоящем случае, контролирующим органом выявлены нарушения трудового законодательства со стороны работодателя. Указание административного истца на то, что в данном случае имеет место пропуск срока, установленного ч. 2 ст. 392 ТК РФ, также является несостоятельным, поскольку указанной нормой предусмотрен срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, однако, в данном случае, оспаривается предписание контролирующего органа, а не разрешается индивидуальный трудовой спор.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы проведенной Печорским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проверки, суд приходит к следующему.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 ТК РФ).

В силу абзаца 1 части 1 статьи 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 357 ТК РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифными системами оплаты труда являются системы, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства (абз. 8 ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ)

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

<дата> Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на <дата> действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до <дата> включительно.

Согласно п. 1.3 ОТС жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях N 1, N 4 и N 5 к ОТС).

Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, следовательно, ООО «Водоканал» относится к организации, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.

ОТС прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <дата>, регистрационный N ..., размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru) и опубликовано в газете "Солидарность".

Письмом Минтруда России от <дата>... в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

В установленный ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ срок, в порядке, установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ, мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС ООО «Водоканал» не направил, следовательно, ОТС считается распространенным на ООО «Водоканал».

В адрес Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» <дата> Печорским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми вынесено предписание № ..., которым на ООО «Водоканал» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, в срок до <дата> установить оклад всем сотрудникам ООО «Водоканал» в соответствии с Отраслевым Тарифным Соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве; произвести перерасчет и выплатить недополученные денежные средства всем сотрудникам ООО «Водоканал», в том числе, и выплаты за привлечение к работе в праздничные дни, к сверхурочной работе и выплаты за выслугу лет в соответствии с Отраслевым Тарифным Соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве за период с <дата>. В Приложении 2 к Предписанию приведен список сотрудников ООО «Водоканал».

В Печорский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми поступили обращения граждан: М. (№ ...), Р. (№ ...), М. (№ ...), С. (№ ...), Х. (№ ...), Х. (№ ...), Л. (№ ...), К. (№ ...) об установлении работодателем ООО «Водоканал» работникам по занимаемым должностям оклада по занимаемым должностям ниже установленного в соответствии с Отраслевым Тарифным Соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на <дата>.

Согласно Акту внеплановой документарной проверки от <дата>, по результатам документарной проверки, проведенной в соответствии с решением заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по охране труда) Н. от <дата>..., действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на <дата>. распространяется на ООО «Водоканал», и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников ООО «Водоканал». В нарушение ч. 1, 2, 5 ст. 135 ТК РФ работникам ООО «Водоканал» тарифный оклад, равный минимальной месячной ставке не начислялся в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также выплаты за привлечение к работе в праздничные дни, к сверхурочной работе и выплаты за выслугу лет не начислялись и не оплачивались.

В соответствии с положениями ч. 1 ст.381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Из материалов дела не усматривается, что на момент принятия оспариваемого предписания существовал индивидуальный трудовой спор между работниками и ООО«Водоканал» по факту трудовых отношений.

Вопреки доводам административного искового заявления, обращение граждан в граждан о нарушениях их трудовых прав, а именно, содержащие требования об обязании работодателя установить оклады в соответствии с Отраслевым Тарифным Соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на <дата>., не носят характер индивидуального трудового спора, а представляют собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.

В данном случае государственная инспекция труда, при вынесении предписания по результатам проведения внеплановой документарной проверки от <дата> в соответствии с решением заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по охране труда) Н. от <дата>..., в ходе которой выявлен факт нарушения трудового законодательства, а именно, не начислении работникам ООО «Водоканал» тарифного оклада, равного минимальной месячной ставке соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, действовала в рамках реализации полномочий по защите трудовых прав работников, предусмотренных статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, посредством федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соответствующего целям федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а не осуществляла, вопреки доводам административного искового заявления, функцию органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В связи с изложенным, довод административного искового заявления о вынесении предписания за пределами срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, регламентирующей сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, признается судом несостоятельным, так как факт наличия трудового спора материалами дела не подтвержден.

Оспариваемые предписание вынесено административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушают.

С учётом изложенного оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.

Общество ходатайствует об отсрочке уплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления.

Неуплата государственной пошлины обоснована введением процедуры банкротства и отсутствием на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина устанавливается для организаций - 2 000 рублей

В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В обоснование ходатайства представлены сведения ИФНС о наличии расчетных счетов в отношении ООО «Водоканал», справка банка об остатке денежных средств на счете и очереди не исполненных в срок распоряжений.

Учитывая имущественное положение административного истца, а также то обстоятельство, что в отношении ООО «Водоканал» введена процедура банкротства – конкурсное производство, суд считает ходатайство административного истца об освобождении от уплаты государственной пошлины подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В требованиях административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» к Печорскому отделу Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании незаконным и отмене предписания от <дата>..., отказать.

Ходатайство ООО «Водоканал» об освобождении уплаты государственной пошлины – удовлетворить.

Освободить общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» от уплаты государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий

С С.В. Селезнев