Дело № 2а-2711/2021
55RS0007-01-2021-003978-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Н.С. Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Омска к Администрации города Омска о признании недействующим в части постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Омска обратился в суд с названным выше административным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой г.Омска проведена проверка законности постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей», по результатам которой установлены нарушения. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг. Данным Постановлением органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, не позднее 1 июня 2021 г. Подпунктом «в» п. 4 Общих требований определены исчерпывающие требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом. Согласно пункту 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается, в том числе, основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, в том числе: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего документа, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. Пунктом 7 Общих требований предусмотрено, что требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают, в том числе, следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: возврат средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей, указанных в подпункте «м» пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей); штрафные санкции (при необходимости); иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).
Процессуальный истец указывает, что в ходе антикоррупционной экспертизы Порядка установлено, что пунктом 37 предусмотрено, что получатель гранта, отказавшийся от заключения соглашения, не может претендовать на получение гранта в последующие три года. Кроме того, п/п 6 п. 12 Порядка в качестве основания для отказа в предоставлении гранта предусмотрено истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения. Административный истец полагает, что, Порядком предусмотрены чрезмерные условия для отказа в предоставлении гранта, а также самовольно установлены запреты на участие в конкурсе, для лиц, отказавшихся от заключения соглашения. В свою очередь не принимаются во внимание возможные причины такого отказа, а также не обосновывается необходимость таких ограничений. В указанной части, как полагает истец, Порядок имеет признаки коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Истец также указывает, что пп. 7, 8 Порядка предусмотрены условия предоставления грантов, а также требования, которым должны соответствовать получатели гранта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения. Данные пункты не содержат требования об истечении менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения. В связи с чем, административный истец полагает, что в указанной части Порядок имеет признаки коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - нормативные коллизии.
19.03.2021 прокуратурой города Омска в Администрацию города Омска внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов. 01.04.2021 Администрацией города Омска в удовлетворении требований прокурора отказано. В ответе на требование прокуратуры администрация г. Омска указывает на то, что предусмотренная пунктом 37 Порядка норма, согласно которой получатель гранта, отказавшийся от заключения соглашения о предоставлении гранта, не может претендовать на получение гранта в последующие три года, является мерой ответственностью, установленной во исполнение подпункта «б» пункта 7 Общих требований, согласно которому требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают, в том числе меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Постановлением правительства РФ от 03.10.2020 № 1599 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2020 № 1599 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Правилами.
Согласно пункту 9 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российском Федерации.
Административный истец полагает, что, субсидия считается предоставленной хозяйствующему субъекту после подписания соответствующего соглашения, в связи с чем, установление Порядком мер ответственности в отношении лиц, не заключавших с администрацией г. Омска указанных соглашений (отказавшихся от их заключения), противоречит подпункту «б» пункта 7 Общих требований. Административный истец также полагает, что положения Порядка, исключающие возможность претендовать на получение гранта в последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, фактически исключает возможность отказа от заключения соглашения по любым причинам, в том числе независящим от претендента на получение субсидий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Административный истец полагает, что Положения порядка, исключающие возможность претендовать на получение гранта в последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, приводят к ограничению конкуренции среди исполнителей образовательных услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом уточненных в письменной форме и принятых судом исковых требований административный истец просил признать недействующим, с момента вступления в законную силу, п/п. 6 п. 12, п. 37 постановления Администрации города Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенным учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей», в части установления запрета претендовать на получение гранта в последующие три года для получателя гранта, отказавшегося от заключения соглашения, а также установления основания для отказа в предоставлении гранта - истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения. Обязать Администрацию города Омска опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В судебном заседании представитель процессуального истца М.Т.В., действующая на основании удостоверения, административный иск с учетом его уточнений поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Администрации г.Омска А.В.Е. полагала, что исковые требования являются необоснованными, поскольку нормативный акт в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица департамента образования Администрации г.Омска Н.А.С., действующая на основании доверенности, полагала, что правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Исследовав законность муниципального правового акта в процессуальных пределах, определенных главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), заслушав процессуальные позиции лиц, участвующих в деле, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Положениями ст.208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что надзор за исполнением законов и законностью правовых актов является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях закона.
Одной из правовых форм прокурорского реагирования на факты нарушения закона является обращение в суд с требованием о признании правового акта недействительным (ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Омска в рамках осуществления нормоконтроля проведена проверка законности положений постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (далее – Порядок предоставления грантов) (л.д.59-66).
Нормативный правовой акт опубликован в газете «Третья столица» № 60 от 17.12.2020.
Из содержания муниципального акта следует, что он принят в целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", на основании распоряжения Правительства Омской области от 27 июня 2019 года N 119-рп "О мерах по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в 2020 - 2022 годах", постановления Правительства Омской области от 15 апреля 2020 года N 144-п "О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Омской области", приказа Министерства образования Омской области от 1 июня 2020 года N 40 "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Омской области", постановления Администрации города Омска от 21 октября 2020 года N 640-п "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Омске".
Рассматриваемый Порядок предоставления грантов устанавливает цель, условия и порядок предоставления из бюджета города Омска грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - гранты), категории получателей грантов, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов и ответственность за их несоблюдение.
В качестве нормативных положений, не соответствующих требованиям законодательства прокурором квалифицированы пункт 37 Порядка предоставления грантов, который предусматривает, что получатель гранта, отказавшийся от заключения соглашения, не может претендовать на получение гранта в последующие три года, а также п/п 6 п. 12 Порядка предоставления грантов, который предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении гранта истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения.
Процессуальный истец полагает, что названными нормативными положениями предусмотрены чрезмерные условия для отказа в предоставлении гранта, а также самовольно установлены запреты на участие в конкурсе, для лиц, отказавшихся от заключения соглашения. В свою очередь не принимаются во внимание возможные причины такого отказа, а также не обосновывается необходимость таких ограничений.
Учитывая процессуальные пределы деятельности суда, определенные главой 21 КАС РФ, а также принимая во внимание процессуальные позиции участников процесса, суд исходит из того, что в силу положений п. 8 ст.213 КАС РФ по настоящему делу юридическое значение имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 пункта 8 ст.213 КАС РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Основу правового регулирования, в том числе установление правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, определение государственных гарантий его осуществления составляет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Одной из правовых форм реализации местного самоуправления в Российской Федерации являются муниципальные правовые акты.
Компетенционные основы органов местного самоуправления в сфере правотворчества определены в ст.7 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что муниципальные правовые акты могут быть приняты по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации о передаче государственных полномочий.
Российская правовая система в качестве основополагающих принципов провозглашает принцип верховенства закона и иерархичности правовой системы. Часть 4 статьи 7 Закона № 131 определяет место муниципальных правовых актов в системе правовых актов Российской Федерации: муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вследствие того, что органы местного самоуправления являются соответствующим звеном публичной власти, муниципальные правовые не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов РФ. Муниципальные правовые акты носят подзаконный характер.
Таким образом, правотворчество органов местного самоуправления допустимо исключительно в правовых рамках, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
В силу ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Данные субсидии предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Положениями ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 (далее – Общие требования).
Подпунктом «в» п. 4 Общих требований определены исчерпывающие требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом.
Согласно пункту 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается, в том числе, основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, в том числе:
-несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего документа, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
-установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
Пунктом 7 Общих требований предусмотрено, что требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают, в том числе, следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий:
-возврат средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей, указанных в подпункте «м» пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей);
-штрафные санкции (при необходимости);
-иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).
Совокупный анализ нормативных положений п/п. 6 п. 12, п. 37 постановления Администрации города Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенным учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей», предусматривающих установление запрета претендовать на получение гранта в последующие три года для получателя гранта, отказавшегося от заключения соглашения, а также установление основания для отказа в предоставлении гранта - истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения, свидетельствует об установлении в муниципальном акте чрезмерных условий для отказа в предоставлении гранта, а также об установлении запрета на участие в конкурсе, для лиц, отказавшихся от заключения соглашения. При этом, постановление Администрации города Омска от 15.12.2020 № 732-п не содержит положений, закрепляющих учет каких-либо возможных причин такого отказа, а также не обосновывается необходимость таких ограничений.
В указанной части Порядок предоставления грантов имеет признаки коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
В свою очередь, п.п. 7, 8 Порядка предоставления грантов предусмотрены условия предоставления грантов, а также требования, которым должны соответствовать получатели гранта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения. Данные пункты не содержат требования об истечении менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения.
Суд соглашается с процессуальной позицией прокурора о том, что в указанной части Порядок предоставления грантов имеет признаки коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно - содержит нормативные коллизии.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Омска в Администрацию города Омска внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Омска в удовлетворении требований прокурора отказано. В ответе на требование прокуратуры администрация г. Омска указывает на то, что предусмотренная пунктом 37 Порядка предоставления грантов норма, согласно которой получатель гранта, отказавшийся от заключения соглашения о предоставлении гранта, не может претендовать на получение гранта в последующие три года, является мерой ответственности, установленной во исполнение подпункта «б» пункта 7 Общих требований, согласно которому требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и
порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают, в том числе меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Постановлением правительства РФ от 03.10.2020 № 1599 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат (далее - Правила).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2020 № 1599 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Правилами.
Согласно пункту 9 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российском Федерации.
Таким образом, субсидия считается предоставленной хозяйствующему субъекту после подписания соответствующего соглашения, в связи с чем, установление Порядком предоставления грантов мер ответственности в отношении лиц, не заключавших с администрацией г. Омска указанных соглашений (отказавшихся от их заключения), противоречит подпункту «б» пункта 7 Общих требований.
Основываясь на приведенном выше правовом анализе, суд приходит к убеждению о том, что оспариваемые положения Порядка предоставления грантов, исключающие возможность претендовать на получение гранта в последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, фактически исключают возможность отказа от заключения соглашения по любым причинам, в том числе независящим от претендента на получение субсидий.
Однако, положениями п.1 ст.421 ГК РФ закреплено правило свободы договора.
Исходя из правовой природы соглашения, предусмотренного оспариваемым Порядком предоставления грантов, претендент на предоставление гранта, как сторона по договору, добровольно принимает на себя оговоренные соглашения обязательств.
В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Соответственно, вышестоящим законом определены возможные меры воздействия на уклоняющуюся от заключения договора сторону.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закон от 26.07.2006 № 105-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п/п 6 п. 3 Положения о системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15.04.2020 № 144-п «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Омской области», в соответствии с которым был утвержден оспариваемый Порядок предоставления грантов, одним из основных принципов системы персонифицированного финансирования дополнительного образования является равный доступ исполнителей образовательных услуг на условиях отсутствия ограничения конкуренции в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования.
В силу п/п «в» п. 4.4 Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467, развитие конкуренции в сфере дополнительного образования детей посредством предоставления равных условий доступа исполнителей образовательных услуг к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для реализации дополнительных общеобразовательных программ является одним из принципов обеспечения персонифицированного учета детей и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации.
С учетом приведенного выше системного анализа, суд находит обоснованными доводы процессуального истца о том, что оспариваемые положения Порядка предоставления грантов, исключающие возможность претендовать на получение гранта в последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, приводят к ограничению конкуренции среди исполнителей образовательных услуг, что является недопустимым на уровне муниципального правового регулирования.
Основываясь на сравнительном анализе оспариваемых нормативных положений Порядка предоставления грантов с приведенными выше федеральными нормами, суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование в подпункте 6 пункта 12, пункте 37 установлено органом местного самоуправления с превышением предоставленных полномочий и в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу.
В этой связи, суд признает оспариваемые положения подпункта 6 пункта 12, пункт 37 Порядка предоставления грантов противоречащими федеральному законодательству.
В силу положений п.п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из положений п.п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ следует, что в резолютивной части судебного акта при удовлетворении требования об оспаривании нормативного акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Проанализировав обоснованность иска в процессуальных пределах, определённых главой 21 КАС РФ, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ
Р Е Ш И Л
Административное исковое заявление прокурора г.Омска удовлетворить.
Признать недействующими, с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 6 пункта 12, пункт 37 постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей», в части установления запрета претендовать на получение гранта последующие три года для получателя гранта, отказавшегося от заключения соглашения, а также установления основания для отказа в предоставлении гранта – истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения.
Обязать Администрацию города Омска опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Мотивированное решение составлено 03.09.2021