Дело № 2а – 2712/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
20 февраля 2019 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Петровой М.В.
при секретаре Суржиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Кургана к УФССП России по Курганской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Кургана обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Курганской области об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указано, что в отношении Администрации г. Кургана судебным приставом-исполнителем 06.12.2016 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству № №, возбужденному на основании исполнительного листа Курганского городского суда по делу № 2-9978/16 о возложении на Администрацию города Кургана обязательства предоставить ФИО1 на состав семьи из двух человек совместно с сыном ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 20,2 кв.м.
Администрация г. Кургана относится к органам местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.
Постановление о взыскании исполнительского сбора возлагает на Администрацию г. Кургана дополнительные финансовые расходы, которые не предусмотрены Решением Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2019». Администрация г. Кургана, являясь не просто юридическим лицом, а органом местного самоуправления, обладающим специальной правоспособностью, в силу прямого указания закона может быть привлечена к ответственности, исключительно на основании решения соответствующего суда.
Просит освободить Администрацию г. Кургана от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства № №.
Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Установлено, что решением Курганского городского суда Курганской области от 25.08.2016, вступившим в законную силу 01.10.2016, удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. На Администрацию города Кургана возложена обязанность предоставить ФИО1 на состав семьи из двух человек совместно с сыном ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 20,2 кв.м.
02.11.2016 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП по Курганской области возбуждено исполнительное производство № №, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.12.2016 с должника Администрации г. Кургана взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
На сегодняшний день судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, на что указано, в том числе в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П.
Администрация города Кургана согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования города Кургана относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.
В соответствии со ст. 32 Бюджетного Кодекса Российской Федерации все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Постановление о взыскании исполнительского сбора возлагает на Администрацию г. Кургана дополнительные финансовые расходы, которые не предусмотрены Решением Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 06.10.2013 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2013 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Исполнение судебного решения Администрацией города Кургана неразрывно взаимосвязано с наступлением иных юридических фактов и событий.
Кроме этого, исполнение подобной категории решений в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок объективно невозможно, поскольку законодательством установлена специальная процедура как бюджетного планирования соответствующих расходов, что связано с существенными временными затратами.
В установленный для добровольного исполнения решения суда срок, Администрацией города Кургана не исполнены требования исполнительного документа, о возложении обязанности предоставить ФИО1 на состав семьи из двух человек совместно с сыном ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 20,2 кв.м. Вины Администрации г. Кургана судом не усматривается.
Таким образом, суд считает взыскание исполнительского сбора с истца при отсутствии его вины необоснованным.
Руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Администрации г. Кургана к УФССП России по Курганской области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Кургана от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд.
Судья
Курганского городского суда М.В. Петрова