ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2712/2022 от 11.05.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2712/2022

64RS0045-01-2022-004612-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Бакшеевой В.А,

с участием представителя административного истца Еганян Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к автономной некоммерческой организации «Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации», заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области администрация муниципального образования «Горд Саратов» о признании регистрации некоммерческой организации недействительной, о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указывает, что Автономная некоммерческая организация «Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации» (далее - Организация) согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), создана 15.07.1998 путем реорганизации в форме преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно- практическое объединение ЭРГ Лтд», созданного 05.11.1991 с наименованием «Малое предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью «ЭРГ Лтд», и зарегистрирована администрацией Кировского района г. Саратова 15.07.1998, Межрайонной инспекцией МНС России по Кировскому району г. Саратова 10.12.2002 присвоен основной государственный регистрационный номер 1026402673351. Организация состоит на учете в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) с 05.04.2021, учетный номер

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: <адрес><адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - председатель ликвидационной комиссии - Абросимов А.В.

Управлением была проведена плановая документарная проверка Организации в период с 10.01.2022 по 04.02.2022 на предмет соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Согласно представленным на проверку документам, а также пояснениям руководителя, Организация по указанному адресу не находится. Организацией представлен договор от 01.07.2021 безвозмездного пользования помещением, согласно которому ФИО8. - собственник помещения, передает Организации в безвозмездное пользование нежилое помещение площадью 25,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон) некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организация не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса и не внесла соответствующие изменения в сведения об адресе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Организация в проверяемом периоде осуществляла свою деятельность а основании Устава, утвержденного Протоколом собрания № 11 от 07.07.1998 далее - Устав. Устав Организации не в полной мере соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а именно п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1, п. 2 ст. 24 Закона, поскольку в видах деятельности Организации (раздел 2 устава) не закреплен вид предпринимательской деятельности Организации в виде создания хозяйственных обществ или участия в них и не указаны виды приносящей доход деятельности по приобретению и реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав

Организацией в проверяемом периоде не соблюдалась периодичность проведения заседаний высшего коллегиального органа Организации

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией. Однако, лица, являющиеся работниками Организации, составляют более чем одну треть общего числа коллегиального высшего органа управления - Общего собрания учредителей Организации.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Организация нарушила требования ст. 32 Закона, так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2006 - 2019 гг., не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, за 2019, 2020 гг. - не позднее 01.07.2020

В связи с нарушением ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были направлены письменные предупреждения за непредставление отчетности № 87 от 03.06.2021, № 182 от 26.07.2021, № 212 от 18.08.2021 о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Организация создана 15.07.1998 путем реорганизации в форме преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно-практическое объединение ЭРГ Лтд», созданного 05.11.1991 с наименованием «Малое предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью «ЭРГ Лтд» и является ее правопреемником (Создание юридического лица путем реорганизации до 01.07.2002 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ОГРН от 10.12.2002).

Согласно п.1 ст. 13 Закона, действовавшего в редакции по состоянию на дату принятии решения о преобразовании Организации некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Создание некоммерческой организации путем реорганизации коммерческой организации в некоммерческую является грубым, неустранимым нарушением законодательства Российской Федерации, влечет ликвидацию организации в судебном порядке на основании пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения Закона, административный истец просит суд принять решение о признании регистрации Организации недействительной, ликвидации Организации в качестве юридического лица и об его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Еганян Л.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Саратовской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного ответчика и остальных заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо мотивированных возражений относительно заявленных требований, не представили.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст. 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно п. 3 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации».

В соответствии с п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как установлено в судебном заседании, Организация создана 15.07.1998 путем реорганизации в форме преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно- практическое объединение ЭРГ Лтд», созданного 05.11.1991 с наименованием «Малое предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью «ЭРГ Лтд», и зарегистрирована администрацией Кировского района г. Саратова 15.07.1998, Межрайонной инспекцией МНС России по Кировскому району г. Саратова 10.12.2002 присвоен основной государственный регистрационный номер 1026402673351.

Организация состоит на учете в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) с 05.04.2021, учетный номер 6414050326

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации является: <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - председатель ликвидационной комиссии - ФИО9.

Управлением была проведена плановая документарная проверка Организации в период с 10.01.2022 по 04.02.2022 на предмет соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В ходе проверки было выявлено, что деятельность Организации осуществляется с нарушением пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

Управлением установлено, что связь с Организацией по юридическому адресу не осуществляется, поскольку распоряжение Управления от 15.12.2021 № 01-05-98 и уведомление Управления от 15.12.2021 № 64/03-10811 о проведении плановой документарной проверки Организации, направленные Управлением в адрес Организации, вернулись в Управление с отметкой «из-за отсутствия адресата».

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организация не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса и не внесла соответствующие изменения в сведения об адресе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Организация в проверяемом периоде осуществляла свою деятельность а основании Устава, утвержденного Протоколом собрания № 11 от 07.07.1998. Устав Организации не в полной мере соответствует действующему законодательству Российской Федерации. В соответствии с п. 1.2 устава Организация имеет статус негосударственного образовательного учреждения. Согласно п. 2.1 устава организация создана для осуществления в том числе образовательной деятельности

Устав в части определения статуса негосударственного образовательного учреждения не соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 19.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку в ставе не определены тип образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

- В разделе 2 устава Организации «Цели Организации» в перечне видов предпринимательской и приносящей доход деятельности прямо предусмотрено осуществление Организацией коммерческой деятельности самостоятельно, без образования хозяйственного общества, что не соответствует правовому статусу некоммерческой организации, а также не определен закрытый перечень видов деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В силу п. 2 ст. 24 Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В нарушение правового статуса некоммерческих организаций, уставом Организации предусмотрено наличие вкладов учредителей в уставной фонд, переход вкладов собственникам, что не предусмотрено действующим законодательством для некоммерческих организаций.

Таким образом, устав Организации не соответствует п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1, п. 2 ст. 24 Закона, поскольку в видах деятельности Организации (раздел 2 устава) не закреплен вид предпринимательской деятельности Организации в виде создания хозяйственных обществ или участия в них и не указаны виды приносящей доход деятельности по приобретению и реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

Согласно пп. 6.2 - 6.5 Устава в состав Совета учредителей входят все учредители Организации. Решения Совета учредителей принимаются единогласно всеми учредителями Организации. Заседания Совета учредителей проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Совет учредителей правомочно при присутствии на нем не менее 2/3 учредителей Организации. В состав Совета учредителей входят три учредителя Организации: ФИО12 На проверку представлены копии протоколов заседаний Совета учредителей Организации от 17.09.2021, 14.12.2021. Организацией в проверяемом периоде не соблюдалась периодичность проведения заседаний высшего коллегиального органа Организации.

Согласно анализу представленных на проверку протоколов заседаний Общего собрания учредителей установлено, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Совета учредителей, предусмотренные п. 6.2 Устава, п. 3 ст. 27, п. 3 ст. 29 Закона, рассматривались на заседаниях не в полном объеме, а именно, определение порядка распоряжения имуществом Организации и использование прибыли.

В соответствии с п. 5 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Согласно представленным Организацией на проверку документам двое из трех членов Общего собрания учредителей Организации является работниками Организации, а именно учредитель Организации А.В. ФИО11 состоит в должности директора Организации (трудовой договор от 15.07.2018), ФИО10. состоит в должности бухгалтера Организации (трудовой договор №2 от 30.12.2019).

Учитывая изложенное, лица, являющиеся работниками Организации, составляют более чем одну треть общего числа коллегиального высшего органа управления - Общего собрания учредителей Организации.

Таким образом, Организацией нарушены п. 2 ст. 14, п. 5 ст. 29 Закона, так как лица, являющиеся работниками Организации, составляют более чем одну треть общего числа членов Общего собрания учредителей Организации.

Согласно анализу представленных на проверку протоколов заседаний Общего собрания учредителей за проверяемый период установлено, что контрольно-ревизионный орган в Организации не сформирован.

Учитывая изложенное, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ, а также п. 6.8 Устава Организации, так как в Организации не сформирован и не осуществлял деятельность контрольно-ревизионный орган.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В ходе ревизии было установлено, что Организация нарушила требования ст. 32 Закона, так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2006 - 2019 гг., не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, за 2019, 2020 гг. - не позднее 01.07.2020.

Также, в нарушение ст. 32 Закона, Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет; предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона, за 2009 - 2020 гг.

В связи с нарушением ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации были направлены письменные предупреждения за непредставление отчетности № 87 от 03.06.2021, № 182 от 26.07.2021, № 212 от 18.08.2021 о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона.

В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. Указанные предупреждения были направлены Управлением заказным почтовым отправлением по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ (проезд Мурманский, д. 3, г. Саратов). Однако данные предупреждения вернулись в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что свидетельствует об отсутствии Организации по юридическому адресу.

Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены п. 7 ст. 32 Закона и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129- ФЗ, так как Организация не проинформировала Управление об изменении адреса (места нахождения) Организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса и не внесла соответствующие изменения в сведения об адресе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Организация создана 15.07.1998 путем реорганизации в форме преобразования Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно-практическое объединение ЭРГ Лтд», созданного 05.11.1991 с наименованием «Малое предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью «ЭРГ Лтд» и является ее правопреемником (Создание юридического лица путем реорганизации до 01.07.2002 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ОГРН 1026402673351 от 10.12.2002).

Указанные сведения о преобразовании Организации из коммерческой организации в некоммерческую содержатся в уставе Организации (п. 1.1. устава Организации) и в учетном деле Организации. Регистрация создания Организации путем преобразования из коммерческой организации осуществлена администрацией Кировского района г. Саратова, являющейся структурным подразделением, администрации города Саратова, регистрационный № 3150508 от 15.07.1998.

По состоянию на дату принятия решения о преобразовании (15.07.1998) ТОО «Научно-практическое объединение ЭРГ Лтд» действовал Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно ст. 1 Закона, действовавшего на момент создания организации путем преобразования из коммерческого юридического лица, Закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций

Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 13 Закона, действовавшего в редакции по состоянию на дату принятии решения о преобразовании Организации некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Создание некоммерческой организации путем реорганизации коммерческой организации в некоммерческую является грубым, неустранимым нарушением законодательства Российской Федерации, влечет ликвидацию организации в судебном порядке на основании пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Неустранимыми являются нарушения, связанные с незаконным преобразованием коммерческой организации в некоммерческую, в том числе выразившиеся в рамках универсального правопреемства, осуществления длительного времени деятельности организации вне рамок правового поля, предусмотренного государством для некоммерческих организаций.

Организация с момента внесения изменений в Федеральный закон Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 18.04.2006, на основании п. 3 ст. 32 Закона, обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, начиная с отчетности за 2006 год, формы и сроки которой определяются уполномоченным органом.

Организацией вышеуказанное требование не исполнялось на постоянной основе с 2007 года.

С момента поступления документов в адрес Организации были вынесены предупреждения, направленные на необходимость устранения нарушения п. 3 - п.3.2 ст. 32 Закона, в части предоставления отчетности за периоды с 2006 по 2021 год. Предупреждения исполнены не были. При проведении проверки обязанность по предоставлению отчетности не исполнена.

Таким образом, при проведении проверки выявлены грубые, неустранимые. нарушения закона при создании организации, а также неоднократное неисполнение требований действующего законодательства.

Выявленные нарушения административным ответчиком в установленный срок устранены не были. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В силу пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию автономной некоммерческой организации «Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации»

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации».

Исключить автономную некоммерческую организацию «Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 17 мая 2022 года.

Судья Ю.В. Медная