Дело №2а-2718/2017 08 августа 2017 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца – ст.помощника Тосненского городского прокурора Барышниковой Л.Н.,
представителя административного ответчика Хохловой Л.П.,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тосненского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к совету депутатов Лисинского сельского поселения об обязании принять нормативный правовой акт, разместить на официальном сайте поселения сведения о доходах, расходах депутатов и иных обязательствах имущественного характера,
установил:
Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к совету депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу разработать нормативный правовой акт, регламентирующий этот порядок, разместить на официальном сайте поселения сведения о доходах, расходах и иных обязательствах имущественного характера, представленных депутатами Совета депутатов Лисинского сельского поселения за отчётный 2016 год.
В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в Лисинском сельском поселении отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения в сети «Интернет» на официальном сайте поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, в том числе депутатами Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. Требования прокурора основаны на ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2, ч.6 ст.8, ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Несмотря на внесенное ранее представление Тосненского городского прокурора от 25.03.2017 советом депутатов этого поселения не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы реализации главой Лисинского сельского поселения требований антикоррупционного законодательства. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, что создает условия для коррупционных проявлений, нарушает права неопределенного круга лиц на доступ граждан и организаций к сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности в Лисинском сельском поселении, что является основанием для обращения прокурора с административным иском (л.д.3-7).
В ходе судебного разбирательства административный истец частично изменил предмет иска, просил вместо разработки нормативного правового акта принять его.
В судебном заседании представитель административного истца Барышникова Л.Н. отказалась от административного иска в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», производство по делу в этой части прекращено, остальные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Хохлова Л.П. административный иск не признала, пояснила, что проект данного нормативного акта разработан. Действующее законодательство не наделило органы прокуратуры полномочиями по определению сроков разработки нормативных правовых актов и требованиями их разработки. Считает, что требование разработать в месячный срок тот или иной нормативный правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства. Требование по размещению информации и порядке размещения информации вышло в апреле 2017 года, данное требование невозможно удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, суд пришёл к следующему.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции в Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введена часть 7.4 следующего содержания сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Судом установлено, что Тосненским городским прокурором 25.03.2017 председателю совета депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области внесено представление №07-54-2017/99, в котором указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в Лисинском сельском поселении отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения в сети «Интернет» на официальном сайте Лисинского поселения сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. Депутаты представительного органа муниципального образования Ленинградской области, в том числе, осуществляющие полномочия на непостоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей. Порядок сбора и хранения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов совета депутатов МО Лисинское сельское поселения не определен. На официальном сайте Лисинского поселения не размещены сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера депутатов Лисинского сельского поселения за 2015 год. Прокурор потребовал рассмотреть это представление на ближайшем заседании совета депутатов, принять меры к устранению указанных нарушений и недопущению их впредь (л.д.8-11).
Представление было рассмотрено на заседании совета депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области 26 апреля 2017 года и признано обоснованным (л.д.12).
08 августа 2017 года в Тосненскую городскую прокуратуру направлен проект решения совета депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и членов их семей на официальном сайте Лисинского сельского поселения и (или) предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» (л.д.43).
Исходя из положений ч.1 ст.124 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 4 статьи 216 КАС Российской Федерации - в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В соответствии с принципом разделения властей возложение в других случаях на орган местного самоуправления обязанности принять нормативный правовой акт не входит в полномочия органов судебной власти, что подтверждается практикой Конституционного Суда Российской Федерации при обнаружении пробелов и коллизий давать рекомендации о необходимости законодательного регулирования тех или иных общественных отношений", поэтому требование прокурора об обязании совета депутатов принять нормативный правовой акт, регулирующий спорные правоотношения, удовлетворено быть не может.
Поскольку в настоящее время отсутствует правовая норма, согласно которой именно совет депутатов размещает на официальном сайте поселения сведения о доходах, расходах и иных обязательствах имущественного характера, представленных депутатами Совета депутатов Лисинского сельского поселения, суд отказывает в удовлетворении этого требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Тосненскому городскому прокурору Ленинградской области отказать в удовлетворении административного иска к совету депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; разместить на официальном сайте поселения сведения о доходах, расходах и иных обязательствах имущественного характера, представленных депутатами Совета депутатов Лисинского сельского поселения за отчётный 2016 год.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (13 августа 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.
Судья: подпись