Дело № 2а-67/2020
УИД 29RS0008-01-2019-003853-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2020 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при помощнике Ермиловой А.С.,
с участием административного ответчика Меркуловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Меркуловой Надежде Геннадьевне о взыскании недоимки,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС России № 1 по АО и НАО) обратилась в суд с указанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога за 2017 год. Поэтому на уплату налога ответчику было направлено налоговое уведомление, которое добровольно не исполнено. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщику в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени, направлено требование. Недоимка не уплачена. Ранее вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки был отменен 14 июня 2019 года.
Представитель административного истца МИФНС России № 1 по АО и НАО в судебное заседание не явился, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных дополнениях по иску указано, что недоимка по транспортному налогу за 2017 год является текущей задолженностью у административного ответчика, поскольку 02 февраля 2017 Арбитражным судом Архангельской области вынесено определение о принятии заявления Меркуловой Н.Г. о признании её банкротом и возбуждении производства по делу №. Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, т.е. плательщиком налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства.
Административный ответчик Меркулова Н.Г. пояснила, что согласна оплатить транспортный налог за 2017 год до момента передачи автомобиля финансовому управляющему.
Заинтересованные лица финансовые управляющие Непеин В.А., Чепурная Л.Ф. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо Арбитражный управляющий Живалковская И.В. в судебное заседание не явилась, представила отзыв по иску, из которого следует, что текущими признаются платежи в отношении административного ответчика, срок уплаты по которым наступил после 02 февраля 2017 года. С учетом того, что транспортное средство было в пользовании у ответчика до 09 августа 2017 года, считает, что налог подлежит взысканию за период с 02 февраля по 08 августа 2017 года.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы, судприходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Как следует из ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Транспортный налог согласно ст. 356 НК РФ вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 01 октября 2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон «О транспортном налоге») транспортный налог введен в действие и обязателен к уплате на территории Архангельской области.
Ставки транспортного налога в соответствии со ст. 1 Закона «О транспортном налоге» установлены в зависимости от мощности двигателя.
В силу положений ст. 2 Закона «О транспортном налоге» уплата транспортного налога производится в наличной или безналичной форме в соответствии с п. 4 ст. 58 НК РФ.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Судом установлено, что на имя административного ответчика в 2017 году был зарегистрирован автомобиль Форд Фокус государственный регистрационный знак К543 РВ 29 (снятие с регистрационного учета 26 февраля 2019 года).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02 февраля 2017 года принято к производству заявление Меркуловой Н.Г. о признании её несостоятельным банкротом, возбуждено производство по делу (дело А05-13036/2016).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 апреля 2017 года должник признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим назначен Непеин В.А.
Определением суда от 09 августа 2017 года финансовым управляющим утверждена Живалковская И.В.
Определением суда от 12 марта 2018 года финансовым управляющим утверждена Чепурная Л.Ф.
Определением суда от 14 ноября 2018 года окончена процедура реализации имущества должника Меркуловой Н.Г. и она в силу ст. 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» освобождена от дальнейшего требования кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Как следует из материалов дела, налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от 05 сентября 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 3002 рубля, по сроку уплаты налога до 03 декабря 2018 года.
Поскольку налоговое уведомление добровольно административным ответчиком не исполнено, направлено требование № по состоянию на 18 декабря 2018 года об уплате налога и пени, срок уплаты по требованию до 17 января 2019 года. Пени начислены за период со 04 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года в сумме 10 рублей 54 копейки.
Указанные выше налоговые уведомление и требование были направлены административному ответчику заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовыми реестрами на отправку заказных писем, поэтому положения ст. ст. 69, 70 НК РФ соблюдены.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год возникла после даты принятия судом заявления о признании Меркуловой Н.Г. банкротом, то недоимка за 2017 год является текущей в силу положений ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Положения ст. 5 названного Закона распространяется и в отношении пени, начисленной за период с 04 по 17 декабря 2018 года.
В силу императивных положений ст. ст. 357, 358 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного средства признается лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость исключительно от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от фактического наличия или отсутствия транспортного средства у налогоплательщика.
Открытие в отношении Меркуловой Н.Г. процедуры банкротства, признание её несостоятельным (банкротом), передача имущества финансовому управляющему, и последующее прекращение процедуры, не может являться основанием для освобождения ее, как физического лица, от исполнения возложенной на нее законом обязанности по уплате транспортного налога.
Административным ответчиком доказательств принятия своевременных мер по снятию с регистрационного учета транспортного средства, а также обстоятельств, препятствующих своевременному снятию автомобиля с учета не представлено.
Поскольку административным ответчиком недоимка по требованию не была уплачена добровольно, налоговый орган 22 мая 2019 года обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, срок для обращения к мировому судье, предусмотренный ст. 48 НК РФ, не пропущен.
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки вынесен мировым судьей, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области, 27 мая 2019 года.
14 июня 2019 года судебный приказ отменен по заявлению должника.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец с административным исковым заявлением о взыскании с ответчика указанной выше недоимки обратился в Котласский городской суд 11 ноября 2019 года, т.е. в срок.
Расчет начисления недоимки судом проверен и признан верным, ответчиком иного расчета недоимки не представлено.
Таким образом, из представленных материалов дела, налоговых уведомления и требования об уплате недоимки, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания недоимки налоговым органом была соблюдена, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Доказательств, подтверждающих оплату недоимки, административным ответчиком не представлено.
В связи с чем, суд считает требование о взыскании с ответчика недоимки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Меркуловой Надежде Геннадьевне о взыскании недоимки удовлетворить.
Взыскать с Меркуловой Надежды Геннадьевны, проживающей по адресу: ...., недоимку в размере 3012 рублей 54 копейки.
Взысканную сумму перечислить на реквизиты: счет 40101810500000010003 отделение Архангельск, БИК 041117001, ИНН 2904009699 УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 2904):
КБК 18210604012021000110, ОКАТО 11710000 - транспортный налог в сумме 3002 рубля;
КБК 18210604012022100110, ОКАТО 11710000 - пени по транспортному налогу в сумме 10 рублей 54 копейки.
Взыскать с Меркуловой Надежды Геннадьевны в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 13 января 2020 года.