ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2718/2015 от 02.12.2015 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2718/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2015 года город Крымск

Судья Крымского районного суда Лях Д.Г.

рассмотрев дело по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании бездействия администрации в части не осуществления перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным, и обязании осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,

У С Т А Н О В И Л:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района о признании бездействия администрации в части не осуществления перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным и обязании осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по исполнению органами власти и местного самоуправления законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе своевременной реализации утвержденных планов перехода на предоставление услуг в электронной форме и через многофункциональные центры, в ходе которой в деятельности должностных лиц администрации поселения выявлены пробелы в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления и факты ненадлежащего исполнения закона.

Так, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) вступил в силу со дня его официального опубликования 30.07.2010 года.

Согласно требованиям Закона № 210-ФЗ органами местного самоуправления должны быть приняты следующие нормативные правовые акты утверждающие: Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг (ч.15 ст.13 Закона №210-ФЗ); порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (ч.7 ст.11 Закона №210-ФЗ); об утверждении реестра муниципальных услуг (ст.11 Закона №210-ФЗ); об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ (п.3 ч.6 ст.15 Закона №210-ФЗ); об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг (п.3 ч.1 ст.9 Закона №210-ФЗ); об утверждении плана перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления (п.1 ч.4 ст.29 Закона №210-ФЗ), об утверждении перечня первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид (пп.2 п.1 Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2010 N 485 "О переходе к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края"), который подлежал принятию до 1 сентября 2010 года; административные регламенты по каждому виду оказываемых муниципальных услуг.

Однако администрацией Мерчанского сельского поселения не приняты нормативные правовые акты, утверждающие: порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг; порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг; об утверждении плана перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления; об утверждении реестра муниципальных услуг; об утверждении перечня первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид.

Кроме того, в нарушение требований закона завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в поселении не осуществлен, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, так как работа в данном направлении не организована надлежащим образом.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неполной реализации Закона № 210-ФЗ, не осуществлении перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, которые стали возможны из-за не ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации своих обязанностей, непринятия органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, регламентирующих работу в данном направлении.

Таким образом, администрацией нарушаются права неопределенного круга лиц - заявителей на предоставление муниципальной услуги в электронной форме.

Просит признать бездействие администрации Мерчанского сельского поселения МО Крымский район в части не осуществления перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным.

Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, а также принять нормативные правовые акты, утверждающие: план перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления; об утверждении реестра муниципальных услуг; перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид.

От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

От представителя административного ответчика главы Мерчанского сельского поселения Крымского района Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по исполнению органами власти и местного самоуправления законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе своевременной реализации утвержденных планов перехода на предоставление услуг в электронной форме и через многофункциональные центры, в ходе которой в деятельности должностных лиц администрации поселения выявлены пробелы в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления и факты ненадлежащего исполнения закона.

Так, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) вступил в силу со дня его официального опубликования 30.07.2010 года.

Согласно требованиям Закона № 210-ФЗ органами местного самоуправления должны быть приняты следующие нормативные правовые акты утверждающие: об утверждении плана перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления (п.1 ч.4 ст.29 Закона №210-ФЗ), об утверждении перечня первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид (пп.2 п.1 Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2010 N 485 "О переходе к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края"), который подлежал принятию до 1 сентября 2010 года; административные регламенты по каждому виду оказываемых муниципальных услуг.

Статьей 4 Закона № 210-ФЗ определены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии со ст. 6 Закона № 210-ФЗ в обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, входит, в том числе: обеспечение возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; предоставление в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 данного Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию; исполнение иных обязанностей в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. 1 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 данного Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

Статьей 10 Закона № 210-ФЗ предусмотрены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», Постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2010 № 485 «О переходе к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края» (вместе с «Порядком перехода к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края») завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде планировались до 1 января 2014года.

Однако при проведении проверки реализации Закона № 210-ФЗ администрацией Мерчанского сельского поселения установлено, что ею не приняты нормативные правовые акты: об утверждении плана перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления; об утверждении перечня первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид.

Кроме того, в нарушение требований закона завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в поселении не осуществлен, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, так как работа в данном направлении не организована надлежащим образом.

Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении требований Закона № 210-ФЗ, не осуществлении перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, которые стали возможны из-за не ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации своих обязанностей, непринятия органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, регламентирующих работу в данном направлении.

Кроме того, администрацией поселения нарушаются требования ст.ст. 14, 16, 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», так как Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; открытость процедур оказания поддержки.

Таким образом, администрацией нарушаются права неопределенного круга лиц - заявителей на предоставление муниципальной услуги в электронной форме, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляет Крымскому межрайонному прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора - удовлетворить

Признать бездействие администрации Мерчанского сельского поселения МО Крымский район в части не осуществления перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным.

Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, а также принять нормативные правовые акты, утверждающие: план перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления; об утверждении реестра муниципальных услуг; перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления с учетом этапов перевода услуг в электронный вид.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись