Дело № 2а-271/2024 (2а-3019/2023)
УИД 26RS0024-01-2023-004677-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 09 января 2024 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Жилиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Невинномысска Ставропольского края к Невинномысскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, УФССП России по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Невинномысска Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к Невинномысскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, УФССП России по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов ФИО1 возбуждено исполнительное производство в отношении администрации города Невинномысска, на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом об обязании выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 10 «Золотой ключик» города Невинномысска (далее - МБДОУ № 10) денежные средства для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
В связи с тем, что решение Невинномысского городского суда вступило в силу 11.11.2021, предусмотреть денежные средства при подготовке проекта бюджета города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, не представлялось возможным.
В установленный срок исполнить возложенные обязательства администрацией города Невинномысска не представлялось возможным в силу особенностей бюджетного законодательства и принятия бюджета города Невинномысска на очередной финансовый год.
Выполнение установки в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук включало в себя разработку проектно – сметной документации, для определения стоимости всех работ; планирование в бюджете города Невинномысска на 2022 год расходов на указанные работы; осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; проведение работ по установке в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук.
МБДОУ № 10 была разработана проектно - сметная документация на установку в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук. Следовательно, часть решения Невинномысского городского суда была уже исполнена.
Сметная стоимость работ по установке в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук составляла 491 870,4 (четыреста девяносто одна тысяча восемьсот семьдесят рублей 4 копейки). Исполнение решения Невинномысского городского суда было возможно после выделения денежных средств, предусмотренных проектно-сметной документацией, из бюджета города на выполнение работ по установке в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Невинномысске, утвержденного решением Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о бюджетном процессе), составление проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период осуществляется на основании: прогноза социально-экономического развития города, уточненного по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому; основных направлений бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год и плановый период, основных направлений долговой политики города на очередной финансовый год и плановый период; бюджетного прогноза города (проекта бюджетного прогноза города, проекта изменений бюджетного прогноза города) на долгосрочный период; годового отчета об исполнении бюджета города и основных показателей ожидаемого исполнения бюджета города в текущем году; реестра расходных обязательств города; муниципальных программ города (проектов муниципальных программ города, проектов изменений муниципальных программ города).
Предварительный прогноз социально-экономического развития города, уточненный по состоянию на 1 октября текущего финансового года, одобряется на заседании администрации города и одновременно с принятием решения о внесении проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период направляется в Думу города.
Одобренный администрацией города проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период вносится главой города на рассмотрение в Думу города не позднее 15 ноября текущего года.
Более того, бюджет города Невинномысска на текущий 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годы был принят с дефицитом. Источником покрытия дефицита бюджета являются заемные средства кредитных организаций. В связи с этим денежные средства на указанные цели в бюджете города на 2022 год предусмотрены не были.
Решением Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете города Невинномысска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены денежные средства для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес> Денежные средства были доведены до МБДОУ № 10 путем заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В связи со своевременным и добровольным исполнением администрацией города Невинномысска Ставропольского края требований, содержащихся в исполнительном документе, а также на основании статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ«Об исполнительном производстве» исполнительное производство в отношении администрации города Невинномысска было окончено ДД.ММ.ГГГГ постановлением об окончании исполнительного производства, вынесенного ведущим судебным приставом- исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов ФИО1
С учетом всех обстоятельств, у администрации города возникли неустранимые обстоятельств, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный срок. Невозможность исполнения судебного решения обусловлена обстоятельствами, которые вне желания должника по исполнению судебного решения, в установленный срок не могли быть выполнены.
В соответствии с ч 1 ст. 105, ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении отсрочки. Взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям.
Принимая во внимание, отсутствие доказательств, свидетельствующих об уклонении администрации города Невинномысска от обязанности по исполнению исполнительного документа, считают, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета всех обстоятельств исполнительного производства, а также вины администрации города Невинномысска в неисполнении в срок исполнительного документа.
Вышеуказанные обстоятельства дела, свидетельствуют о том, что администрация города Невинномысска добросовестно принимала все меры по исполнению решения Невинномысского городского суда от 11.11.2021 г. по делу № 2-1902/2021, и не уклонялась от выполнения всех исполнительных действий в рамках исполнительного производства.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации г. Невинномысска Ставропольского края не явился, однако, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.
В судебное заседание представители административных ответчиков Невинномысского городского отделения судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, УФССП России по Ставропольскому краю не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела были надлежащим образом извещены, сведений о причине неявки суду не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело на основании ст. 150 КАС РФ в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав – исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника –организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника – организации – 50000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.ч. 6, 7 ст. 112 комментируемого Федерального закона).
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Судом установлено, что в Невинномысском городском отделении судебных приставов Главного управления ФССП России по Ставропольскому краю на исполнении находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом Ставропольского края по гражданскому делу № 2 – 1902 / 2021, на основании решения суда, вступившего в законную силу 15.11.2021 года, по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Невинномысска Ставропольского края, МБДОУ № 10 о возложении обязанности составить проектно-сметную документацию и выполнить установку в учреждении наружных металлических пожарных лестниц.
В соответствии с указанным решением суда на МБДОУ № 10 была возложена обязанность составить проектно-сметную документацию и выполнить установку в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес>, а на администрацию города была возложена обязанность выделить МБДОУ № 10 денежные средства для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по вышеуказанному адресу.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должникам был предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда в течении 5 дней.
Определением Невинномысского городского суда от 01.07.2022 года Администрации г. Невинномысска Ставропольского края было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Невинномысского городского суда Ставропольского края от 11.10.2021 года по гражданскому делу № 2 – 1902 / 2021 до 01.09.2023 года.
Определением Невинномысского городского суда от 26.07.2022 года Администрации г. Невинномысска Ставропольского края было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Невинномысского городского суда Ставропольского края от 11.10.2021 года по гражданскому делу № 2 – 1902 / 2021 до 01.05.2023 года.
Судом установлено, что в рамках исполнительного производства, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, в срок, установленный для добровольного исполнения, должники не исполнили надлежащим образом решение суда.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом – исполнителем Невинномысского городского отделения судебных приставов УФССП России по СК ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Невинномысска Ставропольского края исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Администрация города в обоснование административных исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора указала на отсутствие денежных средств, так как денежные средства при подготовке проекта бюджета города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы не были предусмотрены на эти цели, а именно, на выделение МБДОУ № 10 денежных средств для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении наружных металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес> однако, Решением Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Думы города Невинномысска от 17.12.2021 № 36-6 «О бюджете города Невинномысска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены денежные средства для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес> Денежные средства были доведены до МБДОУ № 10 путем заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1 – 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Из материалов административного дела усматривается, что Администрацией г. Невинномысска Ставропольского края принимались меры по исполнению решения суда.
С целью исполнения решения суда Решением Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Думы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете города Невинномысска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» были предусмотрены денежные средства для составления проектно-сметной документации и выполнения установки в учреждении металлических пожарных лестниц в количестве 4 штук по адресу: <адрес>. Денежные средства были доведены до МБДОУ № 10 путем заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Кроме того, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом – исполнителем Невинномысского городского отделения судебных приставов УФССП России по СК ФИО1 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с тем, что требования исполнительного производства выполнены в полном объеме.
Таким образом, поскольку Администрация г. Невинномысска Ставропольского края принимала все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что вина учреждения в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, отсутствует.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, суд считает, что Администрация г. Невинномысска Ставропольского края может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №, возложенного постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя Невинномысского городского отделения судебных приставов Главного управления ФССП по СК ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации г. Невинномысска Ставропольского края к Невинномысскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю, УФССП России по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № - удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления ведущего судебного пристава – исполнителя Невинномысскому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.Л. Жердева