ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2720/18 от 20.11.2018 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а -2720/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2018 года г.Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Шульга Е.А., при секретаре Несиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, 01 июня 2018 г. административный истец обратился в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением вх.№ <номер> о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м. в районе <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка для последующего принятия решения о получении в собственность бесплатно земельного участка согласно ст. 10 Закона Приморского края № 90-КЗ от 29.12.2003г. «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» как ветерану труда.

14 сентября 2018 года при обращении к ответчику была вручена заверенная копия письма исх.№ <номер> от <дата>, содержащего отказ в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, по основаниям, изложенным в ответе. При этом указанный ответ департамента, датированный 20.06.2016, ранее не был получен, почтовой корреспонденцией на адрес, указанный мной в заявлении, не поступил.

Считаю, что отказ Департамента в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, нарушает ее права на льготное предоставление как ветерану труда в собственность земельного участка и не соответствует закону по следующим основаниям.

В соответствии с п.9 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Мной к заявлению от <дата> вх.<номер> о предварительном согласовании и утверждении схемы приложена схема расположения земельного участка в форме электронного документа (на электронном носителе - диске) и дополнительно также приложена схема расположения земельного участка на бумажном носителе.

Замечаний к формату, содержанию, требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, приложенной к моему заявлению — нет. Оснований, для отказа в ее утверждении не имелось.

Ответчиком проигнорирована схема расположения земельного участка в форме электронного документа. В отказе ответчик сослался на замечания к схеме на бумажном носителе, а именно на ее несоответствие требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762. Однако данный приказ издан во исполнение ст.11.10 ЗК РФ, предусматривающей, что гражданин вправе ( но не обязан) обеспечить подготовку указанной схемы самостоятельно.

Также одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то, что часть заявленного участка площадью 3 кв.м расположена в красных линиях автодорог, относится к землям общего пользования и не подлежит приватизации

Однако в соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2006 № 363 сведения об утвержденной документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) должны быть отражены в ИСОГД (информационной системе обеспечения градостроительной деятельности), в том числе об утвержденных в законном порядке красных линиях.

Согласно письма департамента градостроительства Приморского края от <дата><номер>, направленному в адрес департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, отказы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края основаны на сведениях о красных линиях, которые в законном порядке не утверждались, в связи с чем информация об их наличии отсутствует в ИСОГД (информационной системе обеспечения градостроительной деятельности).

Из письма Департамента градостроительства Приморского края от <дата> б/н и справки № <номер> от <дата> из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа, какие-либо красные линии, в том числе красные линии автодорог, на заявленном мной участке отсутствуют. Документация по планировке территории, в том числе устанавливающая границы территорий общего пользования, в отношении заявленной истцом территории не утверждалась.

Исходя из вышеизложенного не имелось правовых оснований для отказа департамента земельных и имущественных отношений в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения участка. со ссылкой на наличие на участке красных линий площадью 3 кв.м., не установленных и не утвержденных в законном порядке.

Также у ответчика не имелось законных оснований считать заявленный участок территорией общего пользования садового товарищества «Учитель».

В своем отказе департамент не приводит никаких доказательств отнесения участка к территории садоводческого товарищества «Учитель» - нет ни одной ссылки на какие-либо документы, решения, либо иные основания отнесения заявленной территории к землям садового товарищества.

Поскольку у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края отсутствовали правовые основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка в районе <адрес>, просит признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленный письмом исх.№ <номер> от <дата>, в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка местоположение: <адрес>, для садоводства.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.

В судебном заседании представители истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что отказ от <дата>, является правомерным, основанный на действующем законодательстве.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела 01 июня 2018 г. административный истец обратился в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением вх.№ <номер> о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м. в районе <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка для последующего принятия решения о получении в собственность бесплатно земельного участка согласно ст. 10 Закона Приморского края № 90-КЗ от 29.12.2003г. «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» как ветерану труда.

Письмом исх.№ <номер> от <дата>, ей было отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Как следует из данного ответа, отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка послужило несколько оснований, одним из которых предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе соответствует форме, но не соответствует содержанию Схемы, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 №762, а именно графическая часть Схемы не дополнена схематичным отображением границ территорий общего пользования. ФИО4 линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Приказом Минэкономразвития РФ N 762 от 27.11.2014 утверждена форма схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) осуществляется в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 12 Приказа N 762 схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.

Как следует из оспариваемого отказа Департамента, замечаний к формату, содержанию, требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в нем не содержится.

Ссылка на несоответствие схемы Приказу N 762 от 27.11.2014 не может быть принята судом, поскольку подготовка схемы расположения, как это закреплено в пункте 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, а не гражданином или юридическим лицом, в отношении которых федеральный законодатель в пункте 4 этой же статьи предусмотрел право обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов, но не обязанность.

В обжалуемом истцом ответе Департамента также содержатся и другие основания к отказу, а именно нахождение части заявленного истцом участка площадью 3 кв.м. в красных линиях автодорог, что относится к землям общего пользования, в связи с чем, не подлежат приватизации и то, что заявленный участок является территорией общего пользования садового товарищества «Учитель»

Доказательств в обоснование данных утверждений со стороны ответчика, суду предоставлено не было.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации существующие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Согласно статьям 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории или проекта межевания территории.

Порядок установления красных линий утвержден Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 742/пр «О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов».

Согласно п. 1.7 и п. 1.9 вышеуказанного Приказа красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки или проекта межевания территории.

В соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2006 № 363 сведения об утвержденной документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) должны быть отражены в ИСОГД (информационной системе обеспечения градостроительной деятельности), в том числе об утвержденных в законном порядке красных линиях.

Таким образом, в случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории, красные линии являются не установленными в законном порядке и не подлежат отображению в сведениях ИСОГД.

Согласно письму департамента градостроительства Приморского края от <дата><номер>, направленному в адрес департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, отказы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края основаны на сведениях о красных линиях, которые в законном порядке не утверждались, в связи с чем информация об их наличии отсутствует в ИСОГД (информационной системе обеспечения градостроительной деятельности).

Таким образом, для отнесения какой-либо территории к числу территорий общего пользования необходимо установление границ таких территорий общего пользования, которое производится в ходе подготовки и утверждения проекта планировки, проекта межевания территории (ст.42, 43 ГрК РФ).

Между тем, как прямо следует из полученного письма Департамента градостроительства Приморского края от <дата> б/н и справки № <номер> от <дата> из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа, какие-либо красные линии, в том числе красные линии автодорог, на заявленном истцом участке отсутствуют. Документация по планировке территории, в том числе устанавливающая границы территорий общего пользования, в отношении заявленной территории не утверждалась.

Также Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Приморскому краю заявленный истцом участок не входит в границы садоводческого товарищества «Учитель», не относится к территории общего пользования указанного товарищества, не является земельным участком, распределенным между членами садового товарищества, доказательств обратному ответчиком предоставлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемым отказом в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка местоположение : <адрес> для садоводства нарушены права административного истца, отказ противоречит требованиям ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований.

Права административного истца подлежат восстановлению посредством возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м. в районе <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка для последующего принятия решения о получении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ч. 4 ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленный письмом <номер> от <дата> в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка местоположение <адрес> для садоводства.

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка от <дата> (вх. <номер>) в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, исчисляя срок с 23.11.2018.

Судья Е.А. Шульга