Дело № 2а-2721/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 27 мая 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
при секретаре Слончаковой А.И.,
с участием административного истца – Гараевой С.Г.к., представителя административного истца Черныша Д.С., представителя административного ответчика Афанасьевой В.В., помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Чаусовой А.А., переводчика Гадирова Э.А.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гараевой Сехраны Гариб кызы к администрации городского округа «Город Хабаровск» о признании недействующим постановления администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в части невключения торгового объекта (павильона) в Схему размещения нестационарных торговых объектов,
установил:
индивидуальный предприниматель Гараева С.Г.кызы обратилась в суд с административным иском к администрации г. Хабаровска, в обоснование требований указав, что осуществляет свою предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по продаже цветов (круглогодично) в нестационарном торговом объекте (павильоне, являющимся НТО), общей площадью 25 кв.м., расположенном на территории городского округа «Город Хабаровск» в Центральном районе г. Хабаровска, на земельном участке в районе <адрес>, государственная собственность на которой не разграничена, с момента его покупки у индивидуального предпринимателя ФИО6, которая его установила на основании постановления администрации города Хабаровска «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Хабаровска» и за используемый земельный участок она, как и ранее ИП ФИО6, ежемесячно на основании акта подтверждающего факт использования земельного участка вносила и вносит оплату в Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, которая в зависимости от года в год составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты>, что подтверждается актами и чек-ордерами. ДД.ММ.ГГГГ Мэр города ФИО7 вынес постановление № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», которое является нормативным правовым актом в области торговой деятельности, принято в целях упорядочения размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», в котором постановил утвердить сроком на 3 года схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» согласно приложению, а также признать утратившими силу постановления администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359, от 19.07.2018 № 2504, от 28.11.2018 № 4140, от 02.07.2019 № 2133, от 19.02.2020 № 513, от 16.09.2020 № 2938. Административный истец является субъектом отношений, регулируемых постановлением № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», принятым 21.12.2020 административным ответчиком, поскольку к моменту издания оспариваемого постановления № 4225 НТО, владельцем которого является Гараева С.Г.кызы, присутствовало в схемах размещения нестационарных производственных объектов (киосков, павильонов) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных постановлением администрации города Хабаровск от 26.12.2017 № 4359, с учетом всех ранее внесенных изменений, и постановлением администрации города Хабаровска от 16 сентября 2020 года № 2938, утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации города Хабаровска от 21 декабря 2020 года № 4225, размещение НТО площадью 25 кв.м, в районе здания <адрес> в г. Хабаровске на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, предусматривала на срок 3 года. Между тем в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в Центральном районе г. Хабаровска, в районе <адрес>, утвержденную постановлением № 4225, НТО, принадлежащий ИП Гараевой С. Г.кызы не включен, а включены вместо него за №, лоток, общей площадью 4,00 кв.м по продаже выпечки на периоды: ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; №, лоток, общей площадью 5,00 кв.м по продаже кваса на период: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; №, лоток, общей площадью 6,00 кв.м по продаже мороженного на период: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Указанное выше обстоятельство не соответствует положениям Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и нарушает права и законные интересы ИП Гараевой С.Г.кызы, поскольку создает препятствия для дальнейшего ведения ею торговой деятельности и противоречит действующему законодательству. Невключение (исключение) места под размещение принадлежащего ИП Гараевой С.Г.кызы НТО, в (из) Схемы противоречит действующему законодательству; данный объект (НТО), находящийся на земельном участке в районе <адрес> не демонтирован; ИП Гараева С.Г.кызы не собирается прекращать свою торговую деятельность в НТО; невключение (исключение) данного места под НТО, принадлежащий Гараевой С.Г.кызы не продиктовано объективными данными (планом) градостроительной необходимости. Просит признать недействующим постановление № «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», принятое ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска в части невключения (исключения) места под размещение нестационарного торгового объекта (павильона), общей площадью 25 кв.м., принадлежащего ИП Гараевой С.Г.кызы из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», в Центральном районе, в районе <адрес>, как не соответствующее законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснив, что она ежемесячно вносит плату за использование земельного участка, собирается продолжать осуществлять торговую деятельность в данном павильоне.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, указав, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок размещения НТО, принадлежащего ИП Гараевой С.Г.кызы, 3 года. О незаконности деятельности ИП Гараевой С.Г.кызы заявлений не поступало. Предписание о демонтаже НТО противоречит постановлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного ответчика требования не признала по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, дополнительно пояснила, что в соответствии с Порядком, действующим с 2015 года, необходимо заключение договора на занятие места, договоры аренды земельных участков не заключаются. Однако административным истцом не оформлены разрешительные документы при наличии соответствующей возможности. Изначально НТО административного истца был внесен в постановление на основании ее предложения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей необходимым в удовлетворении требований административного истца отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Названный федеральный закон создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно статье 10 данного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 № 128-пр (далее - Порядок № 128-пр).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа, в том числе услугами торговли. Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 6 Федерального закона № 381-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41 Устава городского округа «Город Хабаровск» к полномочиям администрации города Хабаровска отнесена разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п. 2.10 Порядка № 128-пр Проект Схемы до ее утверждения согласовывается с Министерством имущественных отношений края (в случае, если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов в границах объектов краевой государственной собственности); Министерством природных ресурсов края (в случае, если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения).
Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец Гараева С.Г.кызы с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРИП серия №№.
ИП Гараевой С.Г.кызы на праве собственности принадлежит торговый павильон, общей площадью 25 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП ФИО6 и ИП Гараевой С.Г. Павильон подлежит использованию для оптовой или розничной торговли цветами.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, ИП ФИО6 использовался земельный участок площадью около 25 кв.м, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ под размещение торгового киоска без правоустанавливающих документов, установлен срок контроля оформления правоустанавливающих документов на участок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, произведен расчет платы за использование участка. Из примечания к акту следует, что он не является основанием для удостоверения права на участок, а подтверждает факт использования земельного участка.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, ИП Гараевой С.Г.кызы использовался земельный участок площадью около 25 кв.м, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ под размещение торгового павильона без разрешительных документов, установлен срок контроля оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, произведен расчет платы за использование участка. Из примечания к акту следует, что он не является основанием для удостоверения права на участок, а подтверждает факт размещения нестационарного торгового объекта, содержит расчет обязательного платежа за его размещение и является основанием для внесения платежей до момента оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке.
На основании предложения ИП Гараевой С.Г.кызы от ДД.ММ.ГГГГ указанный торговый павильон, являющийся нестационарным торговым объектом, в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, включен торговый павильон, площадью 25 кв.м, по <адрес>, для торговли непродовольственными товарами.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, ИП Гараевой С.Г.кызы использовался земельный участок площадью около 25 кв.м, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ под размещение торгового павильона без разрешительных документов, установлен срок контроля оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, произведен расчет платы за использование участка. Из примечания к акту следует, что он не является основанием для удостоверения права на участок, а подтверждает факт размещения нестационарного торгового объекта, содержит расчет обязательного платежа за его размещение и является основанием для внесения платежей до момента оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке.
Из уведомлений департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ИП Гараевой С.Г.кызы сообщалось, что ею без разрешительных документов размещен нестационарный торговый объект – павильон (площадью около 25 кв.м) на земельном участке по адресу: <адрес>, в связи с чем, ей необходимо освободить земельный участок. Доведено до сведения, что использование земли в РФ является платным, указаны реквизиты для перечисления платы, а также сведения о том, что информацию о порядке размещения НТО на территории г. Хабаровска можно получить в Управлении торговли, питания и бытового обслуживания.
Из чеков-ордеров следует, что в 2018, 2019, 2020, 2021 годах административным истцом вносилась плата за использование земельного участка.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 16.09.2020 № 2938 установлен срок размещения указанного НТО – 3 года.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 21.12.2020 № 4225 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую не включен, а из ранее действовавшей схемы исключено место под размещение нестационарного торгового объекта – павильон, общей площадью 25 кв.м, по <адрес>, принадлежащий ИП Гараевой С.Г.кызы. Признаны утратившими силу постановления администрации города: от 26.12.2017 № 4359 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск»; от 19.07.2018 № 2504 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск»; от 28.11.2018 № 4140 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359; от 02.07.2019 № 2133 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359; от 19.02.2020 № 513 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359; от 16.09.2020 № 2938 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359.
Порядок размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» утвержден постановлением администрации города Хабаровска от 16.12.2015 № 4317 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «Город Хабаровск»» (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку НТО размещаются в соответствии со Схемой размещения НТО (пункты 1.1, 2.1, 9.1), при этом двумя способами - посредством проведения открытого аукциона для «круглогодичного» размещения НТО (пункт 2.1) или посредством открытого конкурса для размещения сезонных НТО (пункт 9.2), на основании договора на размещение НТО, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона (пункт 1.4), и на основании договора пользования местом размещения НТО, заключенного по результатам проведенного открытого конкурса для организации нестационарной торговли в весенне-летний и осенне-зимний периоды (пункты 1.5, 9.2).
В соответствии с п.п. 2.5, 2.6 Порядка разработка Схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке Схемы (далее - размещенные нестационарные торговые объекты). По результатам инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом предложений юридических и физических лиц. Сроки представления предложений юридических и физических лиц о местах размещения нестационарных торговых объектов определяются уполномоченным органом местного самоуправления.
По результатам инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом предложений юридических и физических лиц. Сроки представления предложений юридических и физических лиц о местах размещения нестационарных торговых объектов определяются уполномоченным органом местного самоуправления.
Из представленного административным ответчиком скриншота следует, что с учетом требований постановления администрации города Хабаровска от 19.09.2014 № 4126 «О проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Хабаровск», оценки фактического воздействия муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Хабаровск», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» - в части проведения мероприятий в целях учета мнения хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц, занятых в сфере предпринимательской деятельности) в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ был размещен проект постановления и проекта Схемы размещения НТО в электронном виде.
Схема размещения НТО, утвержденная постановлением администрации города № 4225, разработана и утверждена с соблюдением требований Порядка края № 128-пр (пункт 2.10 (2.10.1, 2.10.2) - в части согласования проекта Схемы размещения НТО министерством имущественных отношений Хабаровского края, министерством природных ресурсов Хабаровского края, а также постановления администрации города Хабаровска от 05.05.2015 № 1563 «О городском Совете по предпринимательству при Мэре города Хабаровска» - в части проведения общественной экспертизы проекта постановления (до его утверждения); постановления администрации города Хабаровска от 28.08.2009 № 3090 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» - в части проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления и проекта Схемы размещения НТО путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Хабаровска этого проекта в электронном виде в целях получения заключений независимых экспертов.
По результатам соблюдения вышеуказанных требований получены согласование министерства имущественных отношений Хабаровского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№); согласование министерства природных ресурсов Хабаровского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№); экспертное заключение управления экономического развития администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ об оценке регулирующего воздействия, согласно которому проект постановления не содержит положения, способствующие ограничению конкуренции; согласование председателя городского Совета по предпринимательству при Мэре города Хабаровска ФИО11.
Проект оспариваемого постановления и утверждаемой им Схемы размещения НТО прошел согласование в прокуратуре города Хабаровска и получил положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором отмечено, что проект постановления разработан в пределах компетенции, не противоречит требованиям законодательства и не содержит коррупционных факторов. Замечаний по представленному проекту не имеется.
Предложений от независимых экспертов по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления и проекта Схемы размещения НТО не поступило.
В соответствии со статьей 40-1 Устава городского округа «Город Хабаровск» постановление администрации города Хабаровска № 4225 опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Хабаровские вести» № и размещено ДД.ММ.ГГГГ в сетевом издании Интернет-портал «Хабаровские вести».
Таким образом, разработка и утверждение постановления администрации города № 4225 и утвержденная им Схема размещения НТО произведены с соблюдением установленной процедуры в соответствии с требованиями вышеуказанных актов федерального и краевого законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов городского округа «Город Хабаровск», в пределах компетенции администрации города Хабаровска, с соблюдением порядка принятия и опубликования муниципального нормативного правового акта.
Доводы административного истца, что данное постановление нарушает ее права, суд считает необоснованными, поскольку доказательств размещения принадлежащего ИП Гараевой С.Г.кызы нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, на законных основаниях в материалы дела не представлены.
Указанные выше акты, уведомления департамента муниципальной собственности администрации г. абаровска подтверждают факт размещения нестационарного торгового объекта в отсутствие разрешительных документов.
Из указанных документов также следует, что административному истцу неоднократно указывалось на необходимость оформления размещения НТО (павильона) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как указывалось выше, из уведомлений о размещении без разрешительных документов НТО следует, что в них сообщалось о необходимости освобождения территории от НТО (павильона) по адресу: Центральный <адрес>.
Порядок выявления и демонтажа неправомерно размещенных НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» утвержден постановлением администрации города Хабаровска от 17.06.2020 № 1926 «Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск». Данное постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации о неправомерно размещенных нестационарных торговых объектах департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, направленной начальнику управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска, НТО по адресу: <адрес>, принадлежащий ИП Гараевой С.Г.кызы, размещен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в отсутствие правоустанавливающих документов на их размещение, а также договоров аренды земельных участков.
Согласно картотеке арбитражных дел, размещенной на официальном сайте арбитражного суда Хабаровского края, в настоящий момент на рассмотрении находится исковое заявление администрации г. Хабаровска к ИП Гараевой С.Г.кызы об освобождении земельного участка от указанного НТО (дело №), что не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения данного административного дела.
Невключение спорного НТО (павильона) в новую схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации города №, не может расцениваться как нарушение прав административного истца на предпринимательскую деятельность, поскольку у административного истца отсутствуют правовые (законные) основания для размещения принадлежащего ей НТО (павильона) на месте по адресному ориентиру: <адрес>.
Доводы административного истца об отсутствии данных о наличии градостроительной необходимости невключения вышеуказанного НТО из Схемы размещения НТО, не основаны на законе, поскольку такое требование не предусмотрено Федеральным законом № 381-ФЗ, Постановлением Правительства РФ Правилами № 722 и Порядком № 128-пр.
Согласно пункту 2.2 Порядка № 128-пр схема размещения НТО утверждается сроком на три года. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка края № 128-пр схема размещения НТО разрабатывается на основании результатов инвентаризации размещенных НТО. По результатам инвентаризации размещенных НТО орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения НТО с учетом предложений юридических и физических лиц (пункт 2.6). Изменения в схему могут вноситься по инициативе органов местного самоуправления края при поступлении предложений органов государственной власти, юридических и физических лиц, а также при изменении условий, указанных в форме схемы, прилагаемой к Порядку № 128-пр (пункт 2.18).
В силу норм Порядка № 128-пр включению в схему размещения НТО подлежат места размещения НТО (пункт 1.3 Порядка), схема представляет собой адресный перечень мест размещения НТО с указанием сведений об НТО (пункт 2.3 Порядка).
Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что схема размещения НТО не содержит информации о конкретных НТО или субъектах хозяйственной деятельности (индивидуальных предпринимателях, юридических лицах), и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой схеме.
В соответствии с п. 2.18 Порядка в Схему могут вноситься изменения по инициативе органов местного самоуправления края при поступлении предложений органов государственной власти, юридических и физических лиц, а также при изменении условий, указанных в форме Схемы, прилагаемой к настоящему Порядку.
Доказательств того, что административный истец воспользовалась правом на внесение предложения о включении в новую Схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации города №, места размещения НТО с адресным ориентиром: <адрес>, материалы дела не содержат.
В пункте 124 ранее действовавшей и признанной утратившей силу Схемы размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 26.12.2017 № 4359, предусматривалось место размещения НТО с видом «торговый павильон», площадью 25 кв.м, по адресному ориентиру: <адрес>, с видом специализации «непродовольственные товары». При этом срок размещения данного НТО был установлен 3 года.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которая не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока действия договора о предоставлении места под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
Схема размещения НТО, утвержденная постановлением администрации города Хабаровска № 4359, была утверждена на три года (пункт 1 постановления).
Срок действия указанной схемы закончился ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления администрации города № 4225 об утверждении новой Схемы размещения НТО на 3 года (пункт 1 постановления).
В связи с изложенным, срок пользования местом размещения НТО с видом «торговый павильон», площадью 25 кв.м, по адресному ориентиру: <адрес>, с видом специализации «непродовольственные товары» закончился ДД.ММ.ГГГГ.
В определении от 10.08.2016 № 117-АПГ16-6 Верховный Суд РФ указал, что отсутствие разрешительных документов на ведение хозяйственной деятельности на спорных местах свидетельствует об отсутствии оснований для признания обоснованными доводов о том, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения названной схемы.
Иные доводы административного иска, с учетом отсутствия доказательств размещения административным истцом НТО в соответствии с требованиями Порядка, при соблюдении административным ответчиком Порядка № 128-пр при утверждении Схемы размещения НТО, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 28 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Вместе с тем, доказательств нарушения администрацией города Хабаровска прав и законных интересов административного истца в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя Гараевой Сехраны Гариб кызы к администрации городского округа «Город Хабаровск» о признании недействующим постановления администрации города Хабаровска от 21.12.2020 № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в части невключения торгового объекта (павильона) в районе <адрес>, общей площадью 25 кв.м в Схему размещения нестационарных торговых объектов,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение суда составлено 03.06.2021.
Судья И.А. Прокопчик
Секретарь судебного заседания
________ А.И. Слончакова
«___» _____________ 2021 г.
Решение не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2021-002804-60
Подлинник решения подшит в дело № 2а-2721/2021 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска