ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2724/2021 от 01.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2021-002179-18

2а-2724/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора города Оренбурга Назмутдиновой Г.С., представителя административного ответчика - администрации города Оренбурга ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании частично противоречащим закону и не подлежащим применению постановления администрации г.Оренбурга от 16.01.20213г ...

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города Оренбурга на основании ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена правовая и антикоррупционная экспертиза постановления Администрации города Оренбурга от 16.01.2013 № 21-п (в ред. 03.03.2021) «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее по тексту - Порядок), установлено.

Изучение постановления администрации города Оренбурга от 16.01.2013 года № ... показало, что оно не в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства и содержит коррупциогенные факторы.

С учетом поданных в ходе подготовки по делу уточнений, просит признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2.5, абзацы 1 и 2 пункта 2.21, п. 4.3 и п. 5.2 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Оренбурга на поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга от 16.01.2013 № ... (в ред. 03.03.2021) «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства».

В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга - Назмутдинова Г.С. уточненные административные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика действующая на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование указывала, что в настоящее время Проект Постановления Администрации города Оренбурга «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 16.01.2013г № ...», которым приводятся в соответствие нормы Положения № ... нормам общих требований, находится на стадии согласования с заинтересованными лицами.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, определен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 7, 8, 9 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, главой 23 АПК РФ.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования «город Оренбург» правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления города Оренбурга не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.

Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга №... от 16 января 2013 года «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» утверждены:

- Порядок предоставления субсидии за счёт средств бюджета города Оренбурга на поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге;

- Состав комиссии по реализации мероприятий поддержки субъектов предпринимательства согласно приложению № 2);

Рассматриваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вечерний Оренбург» № 5а, 30 января 2013 года.

25 января 2021 года прокуратурой города Оренбурга в адрес главы города Оренбурга внесен протест №... на постановление администрации города Оренбурга №... от 16 января 2013 года «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» в котором прокурор требует внести изменения и дополнения в постановление администрации города Оренбурга №... от 16.01.2013 года (ред.от 13.03.2020), с целью приведения его в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По результатам рассмотрения внесенного прокурором города Оренбурга протеста, администрацией города Оренбурга подготовлен ответ от 05 февраля 2021 года №..., согласно которому требования, указанные в протесте, подлежат удовлетворению, указано, что администрацией города Оренбурга подготовлен проект постановления администрации города Оренбурга о внесении изменений в вышеуказанное постановление, вышеназванный проект муниципального правового акта согласован со всеми заинтересованными лицами, прошел процедуру оценки регулирующего воздействия с 23.12.2020г по 13.01.2021 года.

До настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт в соответствие с нормами федерального законодательства не приведен.

Проверяя заявленные требования, суд приходит к следующему.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предусматриваются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Исходя из требований части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, не должны противоречить федеральным законам, в том числе Бюджетному кодексу Российской Федерации, и должны соответствовать общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту - Общие требования).

Согласно п. 3 Общих требований в правовом акте указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса (далее - отбор), с указанием в правовом акте порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 (ред. от 26.12.2019) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» предусматривало аналогичные нормы.

Оспариваемый правовой акт не устанавливает нормы, определяющие процедуру отбора и критерии оценки поданных заявок.

Пункт 2.5 Порядка устанавливает, что отбор субъектов предпринимательства на право получения субсидии осуществляется по мере поступления заявлений.

При этом, разделом 3 Порядка установлено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии создается Комиссия, которая рассматривает подготовленную комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга обобщенную информацию по субъекту предпринимательства и выносит рекомендацию о предоставлении субсидии, отказе в предоставлении субсидии или возврате предоставленной субсидии (п. 3.5).

Требованиями п.2.6 Порядка, определены документы, которые предоставляются субъектом предпринимательства, претендующим на получение субсидии, в том числе по видам субсидии. Предоставленные документы для получения субсидии претендентом рассматриваются комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга, а затем с учетом рекомендации Комиссии Администрация города Оренбурга заключает с субъектом предпринимательства договор о предоставлении субсидии или принимает решение об отказе в предоставлении субсидии.

Из норм оспариваемого постановления администрации города следует, что комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города готовит заседания комиссии, получает из департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и комитета по управлению имуществом города Оренбурга, МУП «Муниципальный имущественный фонд» информацию об отсутствии (наличии) у субъекта предпринимательства задолженности по неналоговым платежам в бюджет города (п. 2.12.), получает заключения управления экономики и перспективного развития администрации города по результатам экспертизы представленных документов в Администрацию города для получения субсидии (п.п. 2.16-2.18).

Таким образом, Администрация города Оренбурга и созданная ею Комиссия проводит отбор поступивших заявлений для предоставления субсидии и дает рекомендации Администрации города Оренбурга о предоставлении субсидии, отказе в её предоставлении или возврате предоставленной субсидии, а не производит рассмотрение заявлений по мере их поступления.

Пунктом 4 Общих требований определены способы проведения отбора: конкурс и запрос предложений.

Из норм оспариваемого Порядка невозможно сделать однозначный вывод является ли процедура рассмотрения заявлений конкурсом (проводимым комиссией) либо рассмотрением поступившего заявления главным распорядителем средств бюджета (запрос предложений).

Данный факт создает неопределенность условий и оснований принятия решения о предоставлении субсидии, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 3-8 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения о перечислении субсидии не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, пункт 11 Общих требований (аналогичные требования содержал п. 9 общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ № 887).

Соответственно, нормы абз. 2 п.2.21 Порядка устанавливающие перечисление субсидий в срок не позднее десятого рабочего дня после поступления сводного реестра в муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных расчетов» не соответствует указанным нормам закона.

В соответствии с нормами федерального законодательства субсидия перечисляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств решения о предоставлении субсидии. Главным распорядителем средств бюджета в рассматриваемом случае является Администрация города Оренбурга и по её решению предоставляется субсидия.

Наличие не установленной нормативным правовым актом, нормами федерального законодательства нормы и принятие решения о предоставлении субсидии неполномочным органом, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «а» и «ж» и п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Пунктом 4.3 Порядка установлено, что субъекты предпринимательства ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга отчет по форме согласно приложению 1.11 к настоящему Порядку.

Данная норма муниципального нормативного правового акта не соответствует требованиям п. 6 Общих требований устанавливающей, что муниципальным нормативным правовым актом устанавливаются требования к отчетности, которые предусматривают определение порядка и сроков представления получателем субсидии отчетности о достижении результатов и показателей, указанных в подпункте "м" пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей), об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, определенным типовыми формами соглашений, установленными Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии, а также право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности (при необходимости).

Приказом финансового управления администрации города Оренбурга от 05.10.2020 № 74 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492» утверждена отчетность о достижении результатов показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии (приложение 1.2 к приложению № 1 к приказу финансового управления администрации города Оренбурга от 05.10.2020 № 74).

Пункт 5.2 Порядка предусматривает рассмотрение вопроса о возврате субсидии Комиссией, что прямо противоречит п. 7 Общих требований, которой в императивном порядке предусмотрен возврат субсидий, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля.

Данный факт создает неопределенность условий и оснований принятия решения о возврате субсидии, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Учитывая изложенное, заявленные требования о признании противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2.5, абзацы 1 и 2 пункта 2.21, п. 4.3 и п. 5.2 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Оренбурга на поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга от 16.01.2013 № ... (в ред. 03.03.2021) «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 Кодекса административного судопроизводства РФ), который никаких доказательств соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не представил, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании частично противоречащим закону и не подлежащим применению постановления администрации г.Оренбурга от 16.01.20213г № ... - удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункты 2.5, абзацы 1 и 2 пункта 2.21, п. 4.3 и п. 5.2 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Оренбурга на поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга от 16.01.2013 № 21-п (в ред. 03.03.2021) «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства».

Возложить на администрацию города Оренбурга обязанность по опубликованию сообщения о настоящем решении в течение месяца со дня вступления его в законную силу, в официальном печатном издании - газете «Вечерний Оренбург».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года

Судья: подпись О.К.Месяц