ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2724/2021 от 10.06.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2724/2021

УИД 47RS0005-01-2020-004463-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Выборг 10 июня 2021 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Наторхине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области к ГУ МЧС России по Ленинградской области, начальнику ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО1 и Отделу надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 09 июня 2020 года по 29 июня 2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее - надзорный орган) была проведена плановая проверка юридического лица - администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по соблюдению требований пожарной безопасности.

29 июня 2020 года, по результатам проведенной проверки начальником отдела надзорного органа ФИО2, юридическому лицу - администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее - администрация) было выдано Предписание года об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Выданным предписанием на администрацию возложена обязанность, в срок до 01 июня 2021 года, устранить нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в Предписании.

Считаем, что данные обязанности на администрацию возложены незаконно, по следующим основаниям.

Пункт 1 предписания. Наружное противопожарное водоснабжение города Выборга Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не соответствует требованиям действующих норм. По информации администрации численность населения, проживающего в городе Выборг, составляет 83 000 человек. На территории г. Выборга имеются здания высотой более 3-х этажей. На территории г. Выборг имеются социально значимые объекты: школы, детские сады, а также объекты с массовым пребыванием людей - магазины. В настоящее время в г. Выборг имеется 593 пожарных гидранта, пожарных пирсов - 2, пожарных водоёмов - 1. В ходе проверки Администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области представлена схема наружного противопожарного водоснабжения, на которой указаны места размещения источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, пожарные пирс, пожарные водоёмы) и нанесены 200 метровые радиусы действия указанных водоисточников. При этом на схеме чётко видна территория г. Выборг не попадающая в зону действия водоисточников противопожарного водоснабжения. То есть территория города Выборг не в полном объеме обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В силу п. 2 и п. 96 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 (далее по тексту - Административный регламент МЧС), в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Статьями 17, 18 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - ФЗ № 294) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

В силу п. 9 ст. 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на должностных лиц органа государственного контроля (надзора), возложена обязанность при проведении проверки доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Тогда как, ни в акте проверки, ни в оспариваемом пункте Предписания не указано, в связи с какими обстоятельствами надзорный орган пришел к выводу о недостаточности источников противопожарного водоснабжения для обслуживания зданий, предъявляя требования ко всей территории города Выборга, не учитывая при этом наличие или отсутствие застройки.

Отсутствие в обжалуемом предписании указанных сведений делает его не только несоответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и не исполнимым.

Как отмечалось выше, согласно пп. 2 п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Указав в п. 1 предписания вид нарушения, надзорный орган не указал конкретной законодательно закрепленной нормы права (или указал ее не верно), которую нарушила администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

В своем обосновании нарушения, ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ №123), надзорный орган указал статью 6, которая определяет условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, но не обосновывает предъявляемое нарушение.

Статья 63 ФЗ № 123, указанная надзорным органом в качестве обоснования своих требований, закрепляет перечень первичных мер пожарной безопасности, но не обосновывает предъявляемое нарушение.

Статья 65 ФЗ № 123, указанная надзорным органом в качестве обоснования своих требований, устанавливает требования к документации при планировании территорий поселений и городских округов, но не обосновывает предъявляемое нарушение.

Статья 68 ФЗ № 123, указанная надзорным органом в качестве обоснования своих требований, даёт понятие и устанавливает требование к противопожарному водоснабжению поселений и городских округов, но не обосновывает предъявляемое нарушение.

Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», которые указаны надзорным органом в обоснование своих требований, приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/14, признаны не действующими на территории РФ с 01 января 2013 года.

Взамен введена актуализированная редакция данного документа с шифром СП 31.13330.2012, но она не содержит пунктов, указанных в п. 1 обжалуемого предписания.

Свод правил СП 8.13130.2009, указанный надзорным органом в качестве обоснования своих требований, с 30 сентября 2020 года утратил свою силу (приказ МЧС от 30 марта 2020 года № 225).

Нормы права, которыми руководствовался надзорный орган выдвигая свои требования, изложенные в п.1 Предписания, никак не обосновывают требование ко всем источникам противопожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, пожарным емкостям, пожарным пирсам, пожарным и естественным водоемам) находящимся в границах города Выборга - обеспечивать полное покрытие территории данного населенного пункта, с учетом 200-метрового радиуса действия противопожарных водоисточников.

Тогда как, в силу 4.11 ст.226 КАС РФ, на административного ответчика возложена обязанность доказывания, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Кроме этого, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 123-Ф3, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В пункте 1 обжалуемого Предписания указано на отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в необходимом нормативном количестве.

Вместе с тем в Предписании и материалах проверки отсутствуют сведения, что в городе Выборге проводились работы по строительству, реконструкции или техническом перевооружении источников наружного пожарного водоснабжения.

При таких обстоятельствах применение СП 8.13130.2009, вплоть до проведения работ по строительству, реконструкции или технического перевооружения источников наружного противопожарного водоснабжения в городе Выборге, не носил обязательный характер.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности пункта 1 предписания от 29 июня 2020 года начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО2.

Пункт 2 предписания. Тупиковые проезды (улицы, переулки и т.д.) города Выборг: не заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.

Согласно представленной схемы города Выборг проезды: (Приложение к акту: перечисление тупиковых улиц и проездов) не заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.

В силу п. 2 п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Статьями 17, 18 ФЗ № 294 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

В силу п.9 ст. 18 ФЗ № 294-ФЗ, на должностных лиц органа государственного контроля (надзора), возложена обязанность при проведении проверки доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации не содержит указание на необходимость оборудования всех тупиковых проездов населенных пунктов площадками для разворота пожарной техники. Ссылка надзорного органа в обжалуемом

Предписании на п. 8.13 СП 4.13130, полагаем является необоснованной, так как данный свод правил не относится к уже имеющимся тупиковым проездам.

В силу п. 1.1 СП 4.13130, в редакции, действовавшей на момент осуществления проверки надзорным органом, настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданиях и сооружениях в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Между тем, какие-либо объемно-планировочные либо конструктивные решения администрации не были предметом проверки, а сам по себе факт наличия в городе тупиковых проездов без разворота размером 15x15 не может быть основанием для выдачи предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, так как такие проезды могли быть сформированы и до создания правовой основы в области технического регулирования "(приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), учитывая, что строительство города Выборга началось несколько веков назад.

Как отмечалось ранее, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 123-ФЭ, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Действовавшие вплоть до 29 апреля 2020 года СНиП 2.07.01-89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, предполагали наличие именно поворотных, а не разворотных площадок, и без указания их размеров.

Планировка территории г. Выборга, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, проводилась на основании нормативных документов, регламентирующих именно сферу градостроительства. Следует также учесть, что после принятия приказа МЧС России № 288 никаких изменений в градостроительные нормы, в том числе нормы, касающиеся планировки территорий, внесено не было. В настоящее время изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для организации разворотных площадок будет противоречить нормам действующего законодательства.

Большая часть улиц, указанных в приложении к акту проверки, относятся к садоводческим некоммерческим товариществам (СНТ), территориям индивидуального жилищного строительства (ИЖС), частным фирмам и организациям, которые самостоятельно отвечают за организацию пожарных разворотов и поворотов на своих участках.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности пункта 2 предписания от 29 июня 2020 года начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО2.

Пункт 3 предписания. Администрацией МО «ВРЛО» не организовано проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов источников наружного противопожарного водоснабжения. Согласно письма ГУП «Леноблводоканал» (исх. от 16.06.2020 Выборгский район) в государственную собственность Ленинградской области принято 14 пожарных гидрантов, при том, что фактическая численность пожарных гидрантов на территории г. Выборг составляет 593 шт..

В силу п. 2 и п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень нормативных правовых актов, требования которых были нарушены.

Указав в п. З предписания вид нарушения, надзорный орган не указал конкретной законодательно закрепленной нормы права (или указал ее не верно), которую нарушила администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

В качестве обоснования своих требований, надзорным органом указан п. 55 неких Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Однако каким нормативным правовым актом, действующим на территории Российской Федерации, утверждены эти правила, надзорным органом не указано, что не позволяет дать объективную оценку исполнения данных правил применимо к административному истцу.

Согласно Областному закону от 02 марта 2007 года № 36-03 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» были переданы объекты муниципального имущества, в числе которых наружные сети водопровода представляющие собой единую систему водоснабжения и водоотведения на территории г. Выборга. Таким образом, сети вошли в реестр муниципального имущества и были переданы в аренду ОАО «Выборгский Водоканал», а затем сети водоснабжения и водоотведения были закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал города Выборга».

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. В числе, которых пожарные гидранты, являющиеся функционально взаимосвязанными средствами технологических процессов.

В соответствии «СП 8.13130 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», гидрантом признают устройство, предназначенное для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.

На территории МО «Город Выборг» функционирует централизованный водопровод, который имеет единую сеть, что в свою очередь является необходимым параметром для противопожарного водопровода. Учитывая вышеизложенное, пожарные гидранты, установленные на водопроводе, объединены общим технологическим процессом и не могут существовать отдельно.

Согласно акта экспертизы № 100416 от 08 декабря 2017 года, проведенной Некоммерческим партнерством «Центр независимой экспертизы», 593 пожарных гидранта, расположенные на территории города Выборга, объединены общим технологическим процессом, обладают физической и (или) функциональной связью, и соответственно являются неотъемлемой частью единого комплекса водоснабжения и водоотведения населенного пункта город Выборг Выборгского района Ленинградской области.

В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2017 года № 753-р, актами приема-передачи муниципального имущества Муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области, утвержденными 29 декабря 2017 года, в государственную собственность Ленинградской области передано муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Выборга», а также недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в том числе пожарные гидранты.

В силу п/п «в» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 22 мая 2020 года) (далее - Правила), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации.

С учетом изложенного и в связи с тем, что расположенные на территории муниципального образования «Город Выборг» пожарные гидранты, находятся в собственности ГУП «Водоканал Ленинградской области» в настоящее время администрация не вправе содержать и осуществлять проверку работоспособности действующих пожарных гидрантов, поскольку полномочия по водоснабжению и водоотведению переданы на уровень субъекта РФ.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности пункта 3 предписания от 29 июня 2020 года начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО2.

Пункт 4 предписания. администрацией не организовано обеспечение оповещения населения города Выборг о пожаре. Согласно предоставленной документации оповещение населения города Выборг о пожаре осуществляется от оборудования, установленного в МАУК «Культурно-досуговый центр» МО «Город Выборг». Рупорные громкоговорители Apart VPN, которые установлены по пр. Ленина г. Выборг и не обеспечивают покрытие всей территории города Выборг. Что в свою очередь так же подтверждается наличием в Плане реализации муниципальной программы «Безопасность МО «Город Выборг» запланированных в 2020 и 2021 годах денежных средств на создание комплексно-технических средств местной системы оповещения на территории МО «Город Выборг».

В силу п.2 и п. 96 Административного регламента МЧС, в предписании государственного пожарного надзора должен быть указан перечень выявленных нарушений, мест „их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Статьями 17, 18 ФЗ № 294 установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

В силу п.9 ст. 18 ФЗ № 294-ФЗ, на должностных лиц органа государственного контроля (надзора), возложена обязанность при проведении проверки доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Тогда как, ни акт проверки, ни предписание не указывают на конкретное место (название улиц, переулков) где допущено нарушение.

Отсутствие в обжалуемом предписании указанных сведений делает его не только несоответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и не исполнимым.

В рамках плана мероприятий по организации оповещения, на территории МО «Город Выборг» создана местная система оповещения (МСО) для информирования населения (оборудование установлено в местах массового нахождения людей: парк им. Ленина, Рыночная площадь, Соборная площадь).

Установленное оборудование (МСО) - усилитель мощности Elektro-Voice CPS4/10+ Elektro-Voice RCM-810 и рупорные громкоговорители Apart VPN находятся в введении МАУК «Культурно - досуговый центр» МО «Город Выборг».

Задействование МСО в режиме «речь» проводится ежедневно 3 раза в день, начиная с установления пожароопасного периода на территории Ленинградской области.

Помимо этого, в местную систему оповещения, в том числе для информирования населения о пожаре, входит система оповещения установленная на всех образовательных учреждениях города Выборга. Данная система не используется в профилактических целях, как вышеуказанная, но при возникновении реальной опасности будет являться дополнительным способом оповещения населения о пожаре, способствующим всеобъемлющему охвату территории города Выборга.

Также, город Выборг и Выборгский район располагает региональной системой оповещения населения о пожаре.

В качестве обоснования своих требований, надзорным органом указана ч. 7 ст. 63 ФЗ № 123, которая устанавливает, что первичные меры пожарной безопасности должны включать в себя обеспечение связи и оповещение населения о пожаре. Вместе с тем, способ оповещения населения о пожаре законодательно не установлен, а значит может быть организован любым доступным способом.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности пункта 4 предписания от 29 июня 2020 года начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области ФИО2.

Пункт 5. Администрацией не организовано обучение населения города Выборг мерам пожарной безопасности. Предоставленные администрацией документы по обучению населения мера пожарной безопасности не соответствуют требованиям, изложенным в приложении 1 к Постановлению Правительства ЛО от 12 декабря 2006 года N 336 «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области».

В предоставленных администрацией документах отсутствуют утверждённые программы обучения. В имеющихся материалах не отражены в полном объёме правила для населения, в том числе отражающие действия граждан при обнаружении пожаров, правила содержания печного отопления и т.д. Не представлено удостоверения по прохождению ответственного за обучение пожарно- техническому минимуму. Так же согласно указанного постановления обучение население мерам пожарной безопасности должны осуществлять социальные службы.

В целях обеспечения подготовки неработающего населения муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 15 января 2018 года № 70 утверждено положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области.

При администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области создан учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности (распоряжение администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 15 января 2018 года № 8-р).

Занятия в существующих учебно-консультационных пунктах с неработающим населением муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области проводятся по рекомендуемым программам МЧС России, согласно утверждаемого заместителем главы администрации по безопасности расписания занятий на год. Занятия проводятся 2 раза в неделю на добровольной основе.

Кроме этого в соответствие со ст.25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, противопожарная пропаганда осуществляется через СМИ, посредством издания и распространения специальной литературы и использования других, не запрещенных законодательством РФ, форм информирования населения.

Профилактическая и пропагандистская работа с населением по вопросам гражданской обороны, пожарной безопасности, антитеррористической безопасности и др., проводится путем публикации инструкции по правилам пожарной безопасности в быту на официальном портале администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, распространением в общедоступных местах буклетов «Памятка населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях». Один из разделов посвящен обучению населения по действиям при пожарах в быту (пожары в квартире, на кухне, на балконе, в лифте, во дворе, в гараже и т.д.).

В соответствие постановления № 336 от 12 декабря 2006 года «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области» обучение по пожарной безопасности с неработающим населением проводятся в организациях социального обслуживания граждан. В то же время Областным законом Ленинградской области от 09 апреля 2018 года № 28-оз прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Ленинградской области, и отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, функции социальных служб, в том числе по обучению населения мерам пожарной безопасности переданы уполномоченным органам государственной власти Ленинградской области.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что ГУП «Леноблводоканал» в настоящее время занимается обслуживанием источников пожаротушения. Часть улиц, которые указаны в предписании, отсутствуют.

Представитель ответчика Главное управление МЧС России по Ленинградской области ФИО4 в судебном заседании требования не признала, пояснила, что в ходе проверки административным истцом были предоставлены не все сведения, на сайте администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области документ выложен не в утвержденном варианте.

Отдел надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы выборгского района ГУ МЧС России по ЛО ФИО1, ГУП «Леноблводоканал», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27 мая 2020 года о проведении плановой проверки юридического лица, подписанного начальником ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО1 в период с 02 июня 2020 года по 30 июня 2020 года проведена проверка соблюдения администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

По результатам проведения проверки составлен акт от 29 июня 2020 года и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Надзирающим органом установлено, что наружное противопожарное водоснабжение города Выборга не соответствует требованиям действующих норм, так как на схеме города видно, что 200-метровый радиус покрытия источников наружного противопожарного водоснабжения не покрывает полностью всю территорию города; тупиковые проезды города Выборга не заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее, чем 15х15 метров; не организовано проведение проверок работоспособности не реже 2-х раз в год источников наружного противопожарного водоснабжения (593 пожарных гидрантов); не организовано обеспечения оповещение населения всего города Выборга о пожаре; не организовано обучение населения города Выборга мерам пожарной безопасности.

Оценив, указанные действия, а также документы надзирающего органа, по правилам части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что выданное предписание является незаконным в части пункта 5 и пункта 3 Предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29 июня 2020 года.

Пункты 1, 2 и 4 предписания № 2-11-68-151/1/1 суд находит законными.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Так, административный ответчик в своих объяснениях указал, что в ходе проведения проверки был истребован генеральный план г. Выборга с нанесенными границами и источниками наружного противопожарного водоснабжения. При изучении генерального плана было установлено, что не вся территория г. Выборга находится в зоне 200-метрового действия имеющихся в городе различных водоисточников противопожарного водоснабжения. Данные объяснения административного ответчика административным истцом не опровергнуты, а потому суд их принимает в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства. Возражения административного истца сводятся к прекращению действия Свода правил СП 8.13130.2009 с 30 сентября 2020 года, указанных в качестве нормативной основы предъявления требования о несоответствии наружного противопожарного водоснабжения г. Выборга, однако суд отклоняет данный довод, так как на момент проведения проверки Свода правил СП 8.13130.2009 имел законную силу, а потому ссылка на него в предписании является законной и обоснованной.

Также из объяснений сторон следует, что имеющая в городе Выборге местная система оповещения оборудована лишь в центральной части города. Довод административного истца о включении в местную систему оповещения систем, установленных на всех образовательных учреждениях, суд отклоняет, так как доказательств этого суду не представлено: в том числе какими устройствами оборудованы образовательные учреждения, кто осуществляет в них проверку систем оповещения и несет ответственность за их состояние, порядок введения в действие таких систем оповещения на случай необходимости оповещения о пожаре. Представленный суду план реализации программы «Безопасность МО «Город Выборг», пункт 3.3 которого включает создание комплексно-технических средств местной системы оповещения на территории МО «Город Выборг» подтверждает лишь наличие плана по созданию местной системы оповещения, но не подтверждает ее фактическое наличие и действие на всей территории города Выборга.

Пункты 1, 4 соответствуют пункту 2 пункта 96 Административного регламента МЧС России, утвержденного Приказом № 644 от 30.11.2016, статьям 17 и 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пункт 2 предписания № 2-11-68-151/1/1 суд находит законным, так как действующее законодательство содержит указание на необходимость оборудования всех тупиковых проездов населенных пунктов площадками для разворота пожарной техники. Как указано в части 2 статьи 1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ положения данного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Таким образом, административным ответчиком обоснованно применены положения указанного федерального закона к уже существующей длительное время городской застройке.

Пункт 3 предписания суд находит незаконным, так как в собственности администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области отсутствуют 593 пожарных гидранта. Начальник ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО1, вменяя администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области отсутствие организации проведения не реже двух раз в год проверок работоспособности пожарных гидрантов, ссылается лишь на ответ ГУП «Леноблводоканал» о наличии в его собственности 14 пожарных гидрантов. Между тем, системное толкование статьи 127 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме», Национального стандарта ГОСТ Р 53961-2010 «Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2010 года № 522-ст) позволяет сделать вывод, что пожарные гидранты не являются независимыми объектами, а входят в систему водопроводных сетей. Согласно акту приема-передачи муниципального имущества МО «Выборгского район» Ленинградской области № 3526 от 06 октября 2017 года, исследованному в судебном заседании, в государственную собственность Ленинградской области переданы все водопроводные сети г. Выборга. Изложенное позволяет суду согласиться с доводом административного истца об отсутствии у него на балансе пожарных гидрантов, а, следовательно, и обязанности по их содержанию.

Пункт 5 предписания суд находит незаконным, так как согласно пункту 20 Положения об обязательном обучении мерам пожарной безопасности населения Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 336 от 12 декабря 2006 года «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области» руководители организаций социального обслуживания, независимо от их организационно-правовых форм, из числа своих работников назначают лиц, ответственных за проведение обучения неработающего населения, и обеспечивают их обучение по программе пожарно-технического минимума в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности, с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочия в сфере социального обслуживания имеют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (глава 2), а система социального обслуживания включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти); орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание; организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (статья 5).

Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области к ГУ МЧС России по Ленинградской области, начальнику ОНД и ПР Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО1 и Отделу надзорной деятельности Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области о признании незаконным предписания удовлетворить частично.

Признать пункт 5 и пункт 3 Предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29 июня 2020 года незаконными.

В остальной части административных исковых требований отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.