Дело № 2а-2724/2023
УИД 75RS0002-01-2023-005510-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Матвеевой А.А.,
при секретаре Серовой Л.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО2 СтА.вовны, ФИО1 к Военному комиссариату Забайкальского края, Министерству обороны РФ, Военному комиссариату г.Краснокаменск, Краснокаменского и Забайкальского района Забайкальского края, призывной комиссии по мобилизации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО2, ФИО1 в лице представителя ФИО2, по доверенности, обращаясь в суд с иском, просят признать незаконным бездействие административных ответчиков по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации ФИО1 согласно коду экономической деятельности и коду должности из Перечня должностей и профессий, по которым граждане, пребывающие в запасе, подлежат бронированию, признать наличие у ФИО1 права на отсрочку от призыва на военную службу по частичной мобилизации, обязать Военный комиссариат Забайкальского края и Министерство обороны РФ выдать ФИО1 удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Обязать Военный комиссариат Забайкальского края и Министерство обороны РФ в течении пяти дней со дня принятия решения принять меры по исключению ФИО1 из списков личного состава соответствующего воинского подразделения, в которое он зачислен.
В обоснование иска указано, что ФИО2 состоит в браке с ФИО1 с 12.11.2005. С 26.09.2022 ФИО1 мобилизован, истцы полагают, что ФИО1 имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время согласно коду экономической деятельности и коду должности из Перечня должностей и профессий, по которым граждане, пребывающие в запасе подлежат обязательному бронированию, а именно по коду 22854 по должности инженера-технолога. Данная бронь действует в настоящий момент, работодателем не отозвана.
В суд административный истец ФИО1 не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО2, которая исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.
Военный комиссариат г.Краснокаменск, Краснокаменского и Забайкальского районов явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в представленных суду письменных возражениях сообщено, ФИО1 право на отсрочки не имеет, в установленном законом порядке до объявления частичной мобилизации работодатель ФИО1 – ПАО ППГХО отсрочку не оформил.
ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края», в лице представителя ФИО3 с административными исковым требованиями не согласилась, по доводам письменных возражений.
ПАО ППГХО явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть настоящее заявление в отсутствие представителя общества.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнения участников процесса, изучив представленные сторонами доказательства и документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно преамбуле к Федеральному закону о 26 февраля 199 7 года №31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон о мобилизации) правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области осуществляет настоящий Федеральный закон.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона о мобилизации комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона о мобилизации отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации деятельности организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации на время предоставленной отсрочки (пункты 1 и 2 статьи 23 Закона о мобилизации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года № 156 утверждены Правила бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Правила бронирования), из которых следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе - это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими). Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в следующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, участвующих в мобилизационной подготовке экономики: а) в органах и организациях, имеющих мобилизационные задания; б) в органах и организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время; в) в органах и организациях, осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям (пункт 3 Правил бронирования).
Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные (городские) комиссии и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.
Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от 3 февраля 2015 года № 664с.
Военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления организациями на период мобилизации и на военное время, в соответствии Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сим Российской федерации 11 июля 2017 года состоят на специальном воинском учете который ведется военными комиссариатами.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 статьи 18 Закона о мобилизации, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Закона о мобилизации).
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 ода № 647 в Российской Федерации с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация. Пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации определено предоставить гражданам Российской Федерации, работающих в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку о призыва на военную службе по мобилизация (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерат, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления прав на получение отсрочки от призыве на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организация оборонно-промышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года №1725 и в силу пункта 2 названного постановления распространяющих свое действие на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года, право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации - руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан. В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, категория из числа указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также степень их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа (пункт 5 Правил).
Таким образом, исходя из буквального содержания приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации может быть предоставлена гражданам, забронированным в установленном порядке, а также гражданам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса по соответствующим специальностям на основании решения призывной комиссии по мобилизации при поступлении в военные комиссариаты списков, направленных руководителями организаций.
Из материалов административного дела следует что, ФИО1 зачисленный в запас после прохождения военной службы, состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Краснокаменск с 01.07.2008 (л.д.47-55).
29 августа 2022 года ФИО1 заключил трудовой договор с публичным акционерным обществом «Приаргунским производственным горно-химическим объединением».
ФИО1 работает с 31.08.2022 в должности инженера-технолога (л.д.22).
Решением призыной комиссии по мобилизации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменского района» от 21 сентября 2022 года протокол №ФИО1 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №647 признан на военную службу по частичной мобилизации граждан пребывающих в запасе.
ФИО1 призван на военную службу по мобилизации и отправлен в распоряжение командира войсковой части.
29 сентября 2022 года ФИО1 включен работодателем в список граждан, в отношении которых ПАО «ППГХО» просит рассмотреть вопрос о возврате на предприятие.
20 ноября 2023 года ПАО «ППГХО» направило в адрес Военного комиссариата города Краснокаменск, Краснокаменского и Забайкальского районов Забайкальского края, Военному комиссару Забайкальского края письмо с просьбой выдать ФИО1 удостоверение МО РФ об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время, в связи с включением ФИО1 в списки забронированных работников ПАО «ППГХО».
06.12.2023 в адрес ПАО «ППГХО» направлен ответ Военного комиссара Забайкальского края, согласно которому на момент призыва 26.09.2022 ФИО1 право на отсрочку не имел, в связи с чем выдача удостоверения не возможна.
Таким образом, процедура бронирования работника ФИО1 предприятием не осуществлена, с общего учета на специальный учет как забронированный предприятием он не переведен, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную законодательством, не приобрел, что позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое решение о призыве ФИО1 на военную службу соответствует закону и не нарушает прав истцов.
Представление предприятием списка работников, в отношении которых содержится просьба о возврате не свидетельствуют о выполнении процедуры бронирования работника ФИО1 предприятием.
Также, суд отмечает, что по смыслу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Следовательно, возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения предприятия исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности.
ПАО «ППГХО» не представлено объективных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 состоит в должности, критически важной для обеспечения нормального и стабильного функционирования организации (предприятия), и отсутствует объективная и реальная возможность передачи его функционала иным работникам.
При таких данных, исходя из приведенного выше правового регулирования, прихожу к выводу о законности оспариваемого решения о призыве ФИО1 на военную службу по мобилизации, поскольку истец на момент проведения мобилизации и призыва на военную службу не имел права на отсрочку, предусмотренную статье 18 3акона о мобилизации, а также пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647, так как не был забронирован предприятием в установленном законом порядке и не был включен на соответствующую дату в список, направляемый руководителями организаций в военные комиссариаты.
Соответственно не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации истцу, поскольку по информации ПАО ППГХО трудовые отношения с ФИО1 приостановлены с 26.09.2022, что исключает возможность бронирования в настоящее время.
Руководствуясь статьями 175, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 СтА.вовны, ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 29.12.2023