Административное дело №2а-2728/2017
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 07 августа 2017 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Алабужевой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Дерябиной Н.В. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании задолженности. В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик Дерябина Н.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по УР (далее также - Инспекция). Исковые требования мотивированы тем, Дерябина Н.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, в связи с чем, Инспекцией начислены суммы соответствующих налогов, в порядке ст.ст.52, 53 НК РФ в адрес ответчика направлено налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику направлено требования об уплате налога, пени, данные требования также не исполнены.
Просит взыскать с Дерябиной Н.В. задолженность по оплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 43,12 рублей, пени в размере 4,32 рублей; транспортный налог с физических лиц в размере 379,25 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62,63 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч.3 ст. 291 КАС РФ.
От административного ответчика поступили возражения по существу заявленных требований, согласно которым просит в удовлетворении требований отказать ввиду того, что является многодетной мамой. Автомобилем не пользовалась с 2002г., пользовался сожитель. Автомобиль не могла снять с учета ввиду отсутствия документов на него.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
Дерябина Н.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по УР по месту жительства.
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы …, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из прилагаемых к административному исковому заявлению документов, Дерябина Н.В. владеет автомобилем <данные скрыты> гос.номер №
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение в силу ст.ст. 23, 357 НК РФ о наличии у Дерябиной Н.В. как налогоплательщика, обязанности по уплате транспортного налога.
В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 2 Закона УР « О транспортном налоге в Удмуртской Республике» налогообложение производится в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, без учета срока полезного использования транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В силу п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Учитывая, что от административного ответчика не поступило каких–либо возражений относительно размера подлежащего к уплате налога, суд признает представленный истцом расчет транспортного налога за 2010-2013гг. обоснованным, составленным в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании также установлено, что Дерябина Н.В. является собственником 1/6 доли квартиры по адресу<адрес>.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон №2003-1, утратил силу с 01.01.2015, действовал на период возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу п.1 ст.3 Закона №2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.5 Закона №2003-1 исчисление налога на строения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.9 ст.5 Закона №2003-1 уплата налога на имущество производится владельцем имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В силу ст.ст. 408, 409 НК РФ исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п. 2, 3 ст. 52 НК РФ).
Инспекцией в порядке ст.ст. 52, 53 НК РФ оформлены налоговые уведомления:
- № об уплате налога на транспорт, срок исполнения – до 07.11.2011г., направлено в адрес налогоплательщика 14.09.2011г. заказной почтой,
- № об уплате налога на транспорт, срок исполнения – до 05.11.2012г., направлено в адрес налогоплательщика 15.05.2012г. заказной почтой,
- № об уплате налога на имущество, срок исполнения - до 01.11.2013г., на транспорт, срок исполнения – до 05.11.2013г., направлено в адрес налогоплательщика 10.05.2013г. заказной почтой,
- № об уплате налога на транспорт, срок исполнения - до 05.11.2014г., направлено в адрес налогоплательщика 23.06.2014г. заказной почтой.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой сумм налога, указанных в налоговых уведомлениях, налоговый орган в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставил в адрес ответчика требования № со сроком исполнения до 30.12.2014г., № со сроком исполнения до 31.01.2014г., № со сроком исполнения до 09.01.2013г., № со сроком исполнения до 26.12.2011г. Данные требования налогоплательщиком в установленные сроки исполнены не были.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с несвоевременной уплатой суммы налога на имущество физических лиц, транспортного налога, Инспекцией за период за период с 30.08.2014г. по 18.11.2014г. начислены пени по транспортному налогу в размере 62,63 рублей, по налогу на имущество физических лиц за период с 20.03.2011г. по 18.11.2014г. в размере 4,31 рублей.
Неисполнение обязанности по оплате налога, пени, явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают.
В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Определением суда от 11.07.2017г. распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по уплате налогов, пени, в случае несогласия с размером налога, подлежащего уплате, размером налоговых санкций (пени) - представить свой расчет.
Суду административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств погашения суммы задолженности.
Доводы Дерябиной Н.В. о том, что она подлежит освобождению от уплаты налоговых платежей в связи с наличием статуса многодетной матери, не может быть признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 4 Закона N 109-ЗСО льгота по транспортному налогу предоставляется родителю (усыновителя), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, либо другого родителя (усыновителя) трех и более детей из числа указанных в удостоверении многодетной семьи, в отношении которых данный родитель (усыновитель) не лишен родительских прав и не ограничен в родительских правах.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 109-ЗСО основанием для использования льгот является представленное физическим лицом, признаваемым налогоплательщиком данного налога, письменное заявление в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства с указанием: транспортного средства; документов, подтверждающих право на льготу.
Для использования льготы по налогу, установленной подпунктом "г" пункта 1 настоящей статьи, физическое лицо, признаваемое налогоплательщиком по данному налогу, в качестве документов, подтверждающих право на льготу, представляет документ, удостоверяющий его личность, а также удостоверение многодетной семьи, выданное на его имя, либо свидетельства о рождении трех и более детей, родителем (усыновителем) которых он является, и удостоверение многодетной семьи, выданное на имя другого родителя (усыновителя), в котором эти дети указаны.
Статья 5 Закона N 2003-1 указывает, что лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Таким образом, чтобы реализовать субъективное право на льготы применительно к принадлежащим ей объектам имущества, Дерябиной Н.В. в налоговый орган должны быть предоставлены документы, необходимые для их получения.
Вместе с тем в материалы дела доказательств, подтверждающих обращение административного ответчика в налоговый орган с соответствующими документами, не представлено.
Относительно соблюдения налоговым органом срока обращения с иском суд указывает следующее.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
П. 2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.2 п.2 ст.48 НК РФ).
В требовании № указан срок исполнения обязанности по уплате транспортного налога - до 26.12.2011г., сумма задолженности не превышает 3000 рублей, с учетом вышеуказанных норм, Инспекция имела право обратиться с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в срок до 26.06.2015г.
В требовании № от 12.12.2013г. указан срок для уплаты задолженности по уплате налога на имущество – до 31.01.2014г., сумма задолженности не превышает 3000 рублей, с учетом вышеуказанных норм, Инспекция имела право обратиться с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в срок до 31.06.2018г.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, реализуя право на взыскание налоговой задолженности, Инспекция в пределах указанного срока 20.05.2015г. обратилась к мировому судье судебного участка № Первомайского района г.Ижевска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дерябиной Н.В. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени. Судебный приказ от 20.05.2015г. отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения на основании определения от 26.01.2017г.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, у Инспекции возникло право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в порядке искового производства в период с 26.01.2017г. по 26.07.2017г.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 11.07.2017г. (в соответствии со штампом входящей корреспонденции приемной суда), в связи с чем, суд приходит к выводу, что Инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по налогу, пени с Дерябиной Н.В. в пределах установленного ст.48 НК РФ срока.
Анализ приведенных выше обстоятельств приводит суд к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и необходимости их удовлетворения.
По правилам ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Дерябиной Н.В. о взыскании недоимки удовлетворить.
Взыскать с Дерябиной Н.В. ИНН № задолженность по оплате: налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 43,12 рублей, пени в размере 4,32 рублей;
- транспортный налог с физических лиц в размере 379,25 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62,63 рублей.
Взыскать с Дерябиной Н.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (через Первомайский районный суд г. Ижевска).
Судья: С.В.Алабужева