Дело № 2а-31/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Параничевой Н.В.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области - ФИО3,
представителя заинтересованного лица АО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» - ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ванникова Ю.И. к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконными решений об отказе в выдаче заключения о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решения администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать администрацию устранить имеющиеся нарушения путем принятия решения о выдаче положительного заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» (далее - АО «Связьтранснефть»).
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью № кв.м., с кадастровым номером № категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: <адрес>
Между административным истцом и АО «Связьтранснефть» заключен договор аренды части вышеуказанного земельного участка, на которой АО «Связьтранснефть» возвело объект недвижимости "Система подвижной радиосвязи в <адрес>. Антенная опора (АО), блок-контейнер связи (БКС)". Данный объект завершен строительством и введен в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего ему участка из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией отказано в выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода земельного участка на основании того, что в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего ему земельного участка на основании того, что использование данного земельного участка при наличии на нем промышленного объекта в сельскохозяйственных целях невозможно. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу повторно отказано в выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего ему земельного участка без приведения дополнительных аргументов.
Решения административного ответчика не соответствуют земельному законодательству и иным нормативным правовым актам, в частности: 1) на момент завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости действующее законодательство не запрещало использование принадлежащего ФИО1 земельного участка для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Данный запрет установлен п. 4 ст. 78 ЗК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ спустя 5 месяцев после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ; 2) при наличии на земельном участке завершенного строительством и введенного в эксплуатацию объекта недвижимости использование земельного участка для целей, связанных с ведением сельского хозяйства, невозможно; 3) п. 4 ст. 78 ЗК РФ не допускает использование принадлежащего административному истцу земельного участка для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, тем не менее, не содержит запрета на его перевод из одной категории в другую с последующим использованием; 4) перевод осуществляется административным истцом с целью соблюдения запрета, введенного п. 4 ст. 78 ЗК РФ, которая не допускает использование земельного участка для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства; 5) для соблюдения установленного законом порядка перевода принадлежащего ФИО1 земельного участка ему необходимо подать ходатайство о переводе земель, одним из обязательных приложений к которому, согласно п. 4 ч. 2 Постановления о содержании ходатайства о переводе земель является заключение администрации о возможности и целесообразности перевода.
Вышеперечисленные доводы были учтены Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, который письмом от № № № одобрил перевод земельного участка в связи с размещением объекта «Система подвижной радиосвязи в Ивановской области».
В связи с тем, что принятые решения администрации Савинского муниципального района Ивановской области нарушают права и законные интересы административного истца в сфере правомерного владения, пользования и распоряжения земельным участком путем создания неустранимых препятствий в соблюдении установленного законом порядка перевода земельного участка из одной категории в другую, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. При этом, указал, что с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую в Правительство Ивановской области он пока не обращался, поскольку отсутствует заключение администрации Савинского муниципального района Ивановской области о целесообразности перевода принадлежащего ему земельного участка из одной категории в другую.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности (Том 1 л.д. 13) заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Указал, что оспариваемые решения администрации являются незаконными, не имеющими фактического обоснования, содержащими заведомо ложную и не полную информацию. Указанные решения лишают административного истца возможности соблюсти установленный законом и косвенно предписанный п. 4 ст. 78 ЗК РФ порядок изменения категории земельного участка, тем самым фактически принуждая его нарушать действующее законодательство. Признание судом оспариваемых решений законными сделает невозможным дальнейшее изменение категории земельного участка, что может повлечь за собой катастрофические правовые последствия для систем подвижной связи всего трубопроводного транспорта страны. Также указал, что довод представителя администрации о том, что ФИО1 был обязан изменить категорию земельного участка до строительства на нем вышки связи нефтепровода находит несостоятельным, поскольку на момент строительства вышки действующее на то время законодательство не возлагало такой обязанности на административного истца.
Представитель заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области - ФИО3, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (Том 1 л.д. 53) поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (Том 1 л.д. 49-52). Указала, что права административного истца не нарушены, поскольку ФИО1 не был лишен права обращения в Правительство Ивановской области с ходатайством о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, в рамках рассмотрения которого было бы истребовано испрашиваемое заключение в отношении земельного участка.
Представитель заинтересованного лица АО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» - ФИО4, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (Том 1 л.д. 173-179) поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, просила удовлетворить заявленные требования административного истца в полном объеме (Том 1 л.д. 171, 172). Указала, что отказ администрации Савинского муниципального района Ивановской области основан на ошибочном толковании норм материального права. Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлены исключительные случаи, при которых допускается изменение категории сельскохозяйственных земель в другую категорию. В соответствии с п. 4 ст. 7 вышеуказанного закона допускается перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию в связи с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Положения п. 4 ст. 78 ЗК РФ запрещают использование земель сельскохозяйственного назначения в других целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, то есть без соответствующего перевода земельного участка из одной категории в другую, но не запрещают сам перевод. Также отметила несостоятельным довод администрации о необходимости осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую до начала строительства, поскольку согласно договору аренды части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № была передана часть земельного участка, необходимая для строительства - площадью № кв.м. После строительства объекта для его эксплуатации требуется площадь земельного участка – 336 кв.м., которая гораздо меньше площади, необходимой для строительства. Соответственно перевод земельного участка из одной категории в другую на тот момент был преждевременным.
Административный ответчик - администрация Савинского муниципального района Ивановской области, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило. В материалах дела имеется отзыв на административное исковое заявление, исходя из которого администрация считает, что административное исковое заявление необоснованно по основаниям, изложенным в нем. По мнению администрации, земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для целей не связанных с ведением сельского хозяйства в соответствии с положениями п. 4 ст. 78 ЗК РФ.
Изучив административное исковое заявление, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 37:16:010607:175, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (Том 1 л.д. 37). Указанный земельный участок по сведениям ГКН относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (Том 1 л.д. 15-17).
Между административным истцом и АО «Связьтранснефть» заключен договор аренды части вышеуказанного земельного участка, на которой АО «Связьтранснефть» возвела объект недвижимости "Система подвижной радиосвязи в Ивановской области. Антенная опора (АО), блок-контейнер связи (БКС)" (Том 1 л.д. 18-25). Данный объект завершен строительством и введен в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1 л.д. 27-30).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего ему участка из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для целей размещения объекта «Система подвижной радиосвязи в Ивановской области. Строительство» Антенная опора (АО), блок-контейнер связи (БКС)» и о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с установленного «для ведения сельскохозяйственного производства» на «под размещение объекта «Система подвижной радиосвязи в Ивановской области. Строительство». Антенная опора (АО), блок-контейнер связи (БКС)» (Том 1 л.д. 31).
По результатам рассмотрения указанного заявления, администрацией Савинского муниципального района Ивановской области в адрес ФИО1 дан ответ о том, что в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (Том 1 л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец, получив письмо из Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № исх. № из содержания которого следует, что Департамент не возражает против перевода земельного участка из категории "Земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером №, площадью № кв.м., в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для размещения объекта «Система подвижной радиосвязи в Ивановской области» (Том 1 л.д. 35), обратился повторно к администрации с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего ему участка из одной категории в другую (Том 1 л.д. 33, 34). На заявление администрацией Савинского муниципального района Ивановской области в адрес ФИО1 дан ответ о том, что действующее законодательство не позволяет согласовать смену разрешенного использования вышеуказанного земельного участка (Том 1 л.д. 36).
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 7 ЗК РФ все земли по целевому назначению в Российской Федерации подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности, а именно земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. При этом содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Ивановской области от 16.06.2008 № 58-ОЗ «О мерах по реализации статьи Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливается Правительством Ивановской области.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Ивановской области от 24.09.2008 № 246-п «О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации» определен перечень прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую документов, в числе которых предусмотрено заключение органов местного самоуправления соответствующего муниципального района по месту нахождения земель о возможности и целесообразности изменения категории земель.
С учетом вышеприведенных норм законодательства довод представителя заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области ФИО3 о том, что права ФИО1 со стороны административного ответчика не нарушены, поскольку он не был лишен права обращения в Правительство Ивановской области в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 05.10.2015 № 455-п «О реализации полномочий в сфере земельных отношений» с ходатайством о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, в рамках рассмотрения которого было бы истребовано испрашиваемое заключение в отношении земельного участка, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит действующему законодательству, предусматривающему право собственника земельного участка на обращение в орган местного самоуправления по вопросам предоставления заключения о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка.
При этом, суд отмечает, что постановления Правительства Ивановской области от 24.09.2008 № 246-п и от 05.10.2015 № 455-п являются действующими и подлежащими применению, вместе с тем, первое из них является специальным по отношению ко второму, поскольку регулирует отдельные вопросы в части перевода земель из одной категории в другую именно в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Суд находит ошибочной позицию стороны администрации Савинского муниципального района Ивановской области о том, что ФИО1 был обязан решить вопрос о переводе земельного участка из одной категории в другую до заключения договора аренды части земельного участка, на которой АО «Связьтранснефть» возвело объект недвижимости "Система подвижной радиосвязи в Ивановской области. Антенная опора (АО), блок-контейнер связи (БКС)", который завершен строительством, поскольку на момент строительства объекта, а также на момент его ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, действующее законодательство не налагало таких обязанностей на административного истца. Напротив, п. 2 ст. 78 ЗК РФ установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Довод представителя административного ответчика, повторившего ответ главы Савинского муниципального района ФИО7 о том, что перевод земельного участка невозможен, потому что в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства является незаконным, поскольку указанная правовая норма направлена на уточнение правового режима земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и не регулирует порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель. Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентируется, как указано выше, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Между тем, положениями п. 4 ст. 7 указанного закона установлен исключительный случай, при котором допускается перевод категории земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а именно в связи с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемых решениях основания не могут быть признаны обоснованными и законными для отказа в выдаче заключения о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка, принадлежащего административному истцу, c кадастровым номером 37:16:010607:175, площадью 336 кв.м., из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для размещения на нем объекта «Система подвижной радиосвязи в Ивановской области».
В связи с этим, решения администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушают права и законные интересы ФИО1, создают ему препятствия к осуществлению права на перевод принадлежащего ему земельного участка из одной категории в другую.
Руководствуясь положениями ст.ст. 10 и 12 Конституции Российской Федерации, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, он не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и возлагать обязанность по выдаче положительного заключения о возможности и целесообразности перевода принадлежащего административному истцу земельного участка, в связи с чем заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.
При этом, суд отмечает, что административному ответчику надлежит повторно рассмотреть заявления ФИО1 и вынести заключение о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка с кадастровым номером 37:16:010607:175 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с настоящим административным заявлением административным истцом соблюден, поскольку согласно штампу заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ванникова Ю.И. к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконными решений об отказе в выдаче заключения о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем выдачи положительного заключения удовлетворить частично.
Признать незаконными решения администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию Савинского муниципального района Ивановской области устранить имеющиеся нарушения путем принятия заключения о возможности и целесообразности изменения категории земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении в оставшейся части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.