Адм. дело № 2а-6/2019.
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2019.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сапуновой М.Ю.,
при секретаре Огородовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области о взыскании с Королевой Р.И. задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС № 1, Инспекция) обратилась в Полярнозоринский районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика Королевой Р.И. задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований Инспекцией, с учетом уточнений иска от 28.12.2018 и от 29.01.2019 указано следующее.
Королева Р.И. состоит на учете в Межрайонной ИФНС №1 в качестве плательщика транспортного налога и налога на имущество физических лиц (ИНН №**).
В качестве объектов для начисления Королевой Р.И. транспортного налога за 2016 год учтены следующие транспортные средства:
- автомобиль Марки 1, г.н. №**, период нахождения в собственности с 06.02.2015 по 19.04.2016 (в 2016 году – 4 месяца), налоговая база – 230 л.с., налоговая ставка – 40 руб., сумма налога за 2016 год – 3076 руб.;
- автомобиль Марки 2, г.н. №**, период нахождения в собственности с 24.02.2015 по настоящее время (в 2016 году – 12 месяцев), налоговая база – 136 л.с., налоговая ставка – 15 руб., сумма налога за 2016 год – 2040 руб.;
- автомобиль Марки 3, г.н. №**, период нахождения в собственности с 06.02.2015 по 11.03.2016 (в 2016 году – 2 месяца), налоговая база – 123,8 л.с., налоговая ставка – 19 руб., сумма налога за 2016 год – 392 руб.
Согласно сведениям об имуществе, представленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, за Королевой Р.И. зарегистрированы следующие объекты, подлежащие налогообложению налогом на имущество физических лиц:
- жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, период владения с 07.05.2009 по настоящее время, доля в праве 1/4, инвентаризационная стоимость на 2016 год – 819 185 руб., налоговая ставка 0,4 %, сумма налога за 2016 год – 819 руб.;
- жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, период владения с 28.06.2000 по настоящее время, доля в праве - 1, инвентаризационная стоимость на 2016 год – 1 083 898 руб., налоговая ставка 0,4 %, сумма налога за 2016 год – 4 336 руб.
Согласно сведений, полученных в порядке п.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации, Королева Р.И. также имела в собственности объекты: жилой дом с хозяйственными и бытовыми постройками, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, площадью 180,90 кв.м, дата регистрации права 12.07.2003, дата отчуждения 14.06.2017, инвентаризационная стоимость по состоянию на 01.01.2013 – 2 095 220 руб., налоговая ставка 1,25 %, сумма налога за 2016 год – 34 807 руб.
На основании ст. 361, главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1, решения Совета депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией №92 от 23.11.2010 «О налоге на имущество физических лиц», решения Совета муниципального образования город *** Саратовской области № 74 от 18.11.2014 (с изменениями от 28.11.2014 № 84), Инспекцией налогоплательщику исчислен транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2016 год, направлено уведомление №** от 31.08.2017 об уплате налогов в срок до 01.12.2017.
В установленный законом срок Королева Р.И. транспортный налог и налог на имущество физических лиц не уплатила.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога и пени является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога, в силу чего налогоплательщику было направлено требование от 13.12.2017 №** об уплате налогов. В добровольном порядке налогоплательщиком требование об уплате налога не исполнено, что послужило поводом для обращения Инспекции в суд с требованием о взыскании недоимки и пени в принудительном порядке.
30.10.2018 Королевой Р.И. произведена частичная уплата налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 5155 руб. (по объектам налогообложения, расположенным в <адрес>) и транспортного налога за 2016 год в сумме 5499 руб., в остальной части недоимка по налогам и пени не погашена.
С учетом изложенного, Инспекция просит взыскать с Королевой Р.И. недоимку по налогу и пени в общем размере 34 944 руб. 51 коп., в том числе: пени по транспортному налогу в сумме 16 руб. 63 коп., пени по налогу на имущество физических лиц (по объектам налогообложения, расположенным в <адрес>) в размере 15 руб. 59 коп., налог на имущество физических лиц по жилому дому расположенному по адресу: <адрес>, в размере 34 807 руб. и пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц по данному объекту налогообложения в сумме 105 руб. 29 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Мурманской области (л.д. 106, 6).
Административный ответчик Королева Р.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом (л.д. 54, 103), об уважительности причин неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
В судебном заседании 06.12.2018 Королева Р.И. пояснила об отсутствии возражений относительно начисленного транспортного налога за 2016 год в размере 5499 руб. и налога на имущество за расположенные в <адрес> жилые помещения по <адрес> в размере 5155 руб., которые ею уплачены 30.10.2018 через налоговый онлайн-сервис «Личный кабинет», представила суду чеки по операциям «Сбербанк Онлайн».
С суммой налога на имущество, начисленного за 2016 год на жилой дом по адресу: <адрес> в размере 35 765 руб. не согласилась, полагала, что Инспекцией при исчислении налога в качестве налоговой базы неправомерно принята инвентаризационная стоимость дома 2 469 347 руб., тогда как начисление налога должно производится исходя из кадастровой стоимости объекта, которая составляет 1 709 497 руб. 76 коп. и превышает рыночную стоимость объекта 1 750 000 руб., по которой дом был ею отчужден 14.06.2017.
Также Королева Р.И. пояснила о несоответствии действительной площади дома, указанной в Расписке о получении документов на государственную регистрацию сделки купли-продажи ею объекта недвижимости от 16.07.2003 - 157,7 кв.м. и указанной в выписке из ЕГРН площади дома 180,9 кв.м, по которой начислен налог, что также свидетельствует о неправильном исчислении налога на имущество физических лиц.
При этом административный ответчик пояснила, что за период владения указанным домом с 2003 года инвентаризационная и кадастровая стоимость данного объекта недвижимости ею не оспаривалась, имеющееся несоответствие между фактической площадью дома и площадью дома, указанной в ЕГРН в установленном законом порядке не устранялось.
Королева Р.И. указала, что требования о добровольной оплате налога в её адрес Инспекцией не направлялись, полагала, что Инспекцией пропущен срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку исходя из сроков исполнения уведомления и требования об уплате налогов налоговый орган доложен был обратиться с иском в суд не позднее 01.06.2018. При этом уважительных причин пропуска срока не имеется.
На основании изложенного Королева Р.И. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, а также материалы административного дела №**, представленного мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.1 Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Судом из материалов дела установлено, что Королева Р.И. в 2016 года являлась собственником следующих транспортных средств:
- легкового автомобиля Марки 1, г.н. №**, период нахождения в собственности с 06.02.2015 по 19.04.2016 (в 2016 году – 4 месяца), мощность двигателя 230 л.с.;
- легкового автомобиля Марки 2, г.н. №**, период нахождения в собственности с 24.02.2015 по настоящее время (в 2016 году – 12 месяцев), мощность двигателя 136 л.с.;
- грузового автомобиля Марки 3, г.н. №**, период нахождения в собственности с 06.02.2015 по 11.03.2016 (в 2016 году – 2 месяца), мощность двигателя 123,8 л.с.
Следовательно, Королева Р.И. является плательщиком транспортного налога в отношении указанных транспортных средств за налоговый период 2016 года в соответствии с периодом владения каждым транспортным средством, что не отрицалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Налоговой базой для исчисления и уплаты транспортного налога является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст.5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений от 21.11.2016) для физических лиц ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности транспортного средства за автомобиль легковой с двигателем мощностью свыше 100 л.с. включительно – 15 руб. за одну лошадиную силу; за автомобиль легковой с двигателем мощностью свыше 200 л. с. до 250 л. с. включительно – 40 руб. за одну лошадиную силу; за автомобиль грузовой с двигателем мощностью свыше 100 л. с. до 150 л. с. включительно – 19 руб. за одну лошадиную силу.
Таким образом, за налоговый период 2016 года транспортный налог на транспортные средства, принадлежащие Королевой Р.И., подлежит исчислению и уплате в следующем размере:
- за автомобиль легковой Марки 1, г.н. №**, в сумме 3067 руб. из расчета 230 л.с. х 40 руб. / 12 х 4 мес.;
- за автомобиль Марки 2, г.н. №**, в сумме 2040 руб. из расчета 136 л.с. х 15 руб.;
- за автомобиль Марки 3, г.н. №**, в сумме 392 руб. из расчета 123,8 л.с. х 19 руб. / 12 х 2 мес.
Общая сумма транспортного налога за налоговый период 2016 года составляет 5 499 руб.
Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, жилое помещение (квартира, комната).
До 01.01.2015 налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п.2 ст.5 Закона №2003-1), а с 01.01.2015 определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации (п.1 данной статьи), которой установлено, что налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято соответствующее решение об исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов.
В силу Закона Мурманской области от 18.11.2016 N 2057-01-ЗМО установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Законом Саратовской области от 26.10.2017 № 81-ЗСО установлена единая дата начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2018 года.
Таким образом, с учетом п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Мурманской и Саратовской областей налог на имущество физических лиц за 2016 год определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования в следующих пределах:
- суммарная инвентаризационная стоимость до 300 000 рублей включительно - 0,1 процента включительно;
- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно;
- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2 процентов включительно.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (п. 3 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Совета депутатов города Полярные Зори от 19.11.2014 N 563 «О налоге на имущество физических лиц» (действовало до 01.01.2017) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц для жилого дома и жилого помещения (квартира, комната): суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500 тыс. рублей - ставка налога 0,40 процента (пункт 3.1);
Решением Совета муниципального образования город *** Саратовской области № 74 от 18.11.2014 (в редакции Решения от 28.11.2014 № 84) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц для жилого дома и жилого помещения (квартира, комната): суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 1 300 000 рублей - ставка 1,25 процента.
Административному ответчику Королевой Р.И. в налоговом периоде 2016 года принадлежали на праве собственности жилые помещения на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территории Мурманской области:
- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, период владения с 07.05.2009 по настоящее время, доля в праве 1/4, инвентаризационная стоимость на 2016 год с учетом коэффициента-дефлятора – 819 185 руб.;
- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, период владения с 28.06.2000 по настоящее время, доля в праве - 1, инвентаризационная стоимость на 2016 год с учетом коэффициента-дефлятора – 1 083 898 руб. (л.д.9).
Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Королевой Р.И. за 2016 год надлежит производить следующим образом:
- 819 руб. за квартиру по адресу: <адрес> из расчета 819 185 руб. / 4 х 0, 4 % ;
- 4336 руб. за квартиру по адресу: <адрес> из расчета 1 083 898 руб. х 0, 4 %.
Сумма налога на имущество физических лиц по объектам налогообложения, расположенным в г. Полярные Зори Мурманской области составляет 5155 руб.
Кроме того, с 12.07.2003 по 14.06.2017 Королевой Р.И. на праве собственности принадлежал жилой дом с хозяйственными и бытовыми постройками, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №**, площадью 180,90 кв.м.
Следовательно, налог на имущество физических лиц по указанному объекту налогообложения за 2016 год составляет 34 807 руб. исходя из расчета: 2 095 220 руб. (инвентаризационная стоимость в целях налогообложения на 01.01.2013, согласно справке ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» от 11.01.2019) х 1,329 % (коэффициент-дефлятор) х 1,25 % (ставка налога).
Таким образом, общая сумма налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате Королевой Р.И. за налоговый период 2016 года составляет 39 962 руб.
Представленный административным истцом расчёт налогов проверен и признан судом правильным.
Приведенные Королевой Р.И. в судебном заседании 06.12.2018 доводы об исчислении налога на жилой дом по адресу <адрес> исходя из кадастровой стоимости объекта, признаются судом несостоятельными, поскольку в силу Закона Саратовской области от 26.10.2017 № 81-ЗСО на территории Саратовской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 01.01.2018.
Доводы административного ответчика о том, что указанная в выписке из ЕГРН площадь данного дома 180,9 кв.м, по которой начислен налог, не соответствует его действительной площади, в связи с чем налог исчислен неверно, также являются несостоятельными, поскольку согласно справке ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» от 11.01.2019 площадь дома с учетом пристройки составляет 180, 9 кв. м (157,7 кв.м. и 22,2 кв.м). Представленная Королевой Р.И. расписка о получении документов на государственную регистрацию сделки купли-продажи ею объекта недвижимости от 16.07.2003 с указанием площади дома 157,7 кв.м (л.д. 64), не может быть расценена в качестве документа, с достоверностью подтверждающего иную площадь данного объекта. За период владения указанным домом инвентаризационная и кадастровая стоимость данного объекта недвижимости Королевой Р.И. не оспаривалась и в установленном законом порядке изменена не была.
Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Приказом ФНС России от 09.12.2010 г. N ММВ-7-8/700@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действовавший в момент возникновения спорных правоотношений.
Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 30.06.2015 г. N ММВ-7-17/260@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика».
Как следует из материалов дела, Инспекцией 25.11.2014 сформирован размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Электронные услуги» личный кабинет налогоплательщика Королевой Р.И. (л.д. 13). От использования данного сервиса до настоящего времени Королева Р.И. не отказалась, от административного ответчика, получившего доступ к личному кабинету налогоплательщика, уведомления о необходимости направления ей документов на бумажном носителе не поступало, направление налоговых уведомлений и требований об уплате налогов за налоговый период 2016 года осуществлялось в соответствии с вышеприведенным порядком в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.
Так, 23.09.2017 в адрес административного ответчика Инспекцией (через личный кабинет) направлено налоговое уведомление №** от 31.08.2017 (л.д. 12, 17) об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год, имеются сведения об осуществлении налогоплательщиком просмотра направленного уведомления (л.д. 17).
Однако в установленный налоговым уведомлением срок до 01.12.2017 Королева Р.И. уплату налогов не произвела.
В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату налогов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до даты фактической уплаты задолженности. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением административным ответчиком Королевой Р.И. обязанности по уплате налогов Инспекцией начислены и предъявлены к взысканию пени на недоимку по транспортному налогу в сумме 16 руб. 63 коп., и на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 123 руб. 78 коп. (15 руб. 59 коп. по налогу на имущество физических лиц за объекты налогообложения, расположенные в г. Полярные Зори и 108 руб. 19 коп. по налогу на имущество физических лиц в отношении жилого дома, расположенного в *** Саратовской области). Период начисления пени с 02.12.2017 по 12.12.2017 (л.д.15).
Судом расчет пени проверен и признан обоснованным.
Требование от 13.12.2017 № 3310 об уплате в срок до 10.01.2018 недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени направлено Королевой Р.И. 13.12.2017 через личный кабинет налогоплательщика, имеются сведения об осуществлении налогоплательщиком просмотра направленного требования (л.д.14, 17)
Таким образом, Королева Р.И., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленными в её адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени, указанной возможностью воспользовалась, что опровергает доводы административного ответчика о ненаправлении в её адрес налоговых уведомлений и требований.
Однако, в установленный требованием срок до 10.01.2018 налоговая недоимка и пени административным ответчиком уплачены не были, в связи с чем 23.04.2018 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Полярнозоринского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Королевой Р.И. вышеуказанной задолженности. В связи с поступившими возражениями Королевой Р.И. относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 23.05.2018 судебный приказ №** отменен.
С учетом установленного в требовании от 13.12.2017 №** срока добровольной уплаты недоимки и пени - до 10.01.2018, Инспекция обратилась к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа в установленный абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок, ограниченный 10.07.2018.
Также Инспекцией соблюден установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный (со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, то есть до 23.11.2018) срок для обращения с административным иском в Полярнозоринской районный суд Мурманской области, поскольку настоящее административное исковое заявление поступило в суд 31.10.2018.
Из материалов административного дела установлено и подтверждено административными истцом, что после отмены судебного приказа и направления административного иска в суд, Королевой Р.И. 30.10.2018 произведена уплата транспортного налога за 2016 год в размере 5499 руб. и налога на имущество за расположенные в г. Полярные Зори жилые помещения по <адрес> в размере 5155 руб. (62, 63, 90, 91).
Следовательно, на момент рассмотрения административного искового заявления неуплаченными административным ответчиком остаются пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 16 руб. 63 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за объекты налогообложения, расположенные в г. Полярные Зори, за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 15 руб. 59 коп., а также недоимка по налогу на имущество физических лиц, начисленному за 2016 год по жилому дому расположенному в *** Саратовской области, в размере 34 807 руб. и пени за просрочку его уплаты за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 105 руб. 29 коп., общая сумма недоимки по налогам и пени составляет 34 944 руб. 51 коп. и подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
В соответствии с ч.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Поступление в налоговый орган сведений в соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации о прекращении прав на недвижимой имущество (в том числе на земельный участок), является основанием для осуществления налоговым органом по прежнему месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика снятия его с учета в качестве налогоплательщика соответствующего налога в установленном порядке и передачу документов, как в электронном виде, так и на бумажном носителе в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
В связи с прекращением 14.06.2017 у Королевой Р.И. права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество Межрайонная ИФНС России №7 по Саратовской области 27.06.2017 закрыла карточки «Расчеты с бюджетом» по налогу на имущество физических лиц налогоплательщика и передал отрицательное сальдо расчет в Межрайонную ИФНС России №1 по Мурманской области (по месту жительства налогоплательщика), где по данному объекту *** (после заключения брака Королева) Р.И. была поставлена на учет в качестве налогоплательщик.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России №1 по Мурманской области, вопреки доводам Королевой Р.И., является надлежащим административным истцом в части требований о взыскании переданной недоимки по налогу, начисленному за 2016 год на жилой дом, расположенный в *** Саратовской области, и действует в рамках предоставленных ей полномочий.
В соответствии со ст. 103, ч. 1 ст.111, ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы (в том числе налоговые органы), выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов от уплаты государственной пошлины освобождены.
Таким образом, согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из общей суммы удовлетворённых требований, с административного ответчика Королевой Р.И. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1248 руб. 34 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к Королевой Р.И. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Королевой Р.И., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области:
недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 34 807 руб.;
пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 105 руб. 29 коп.;
пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 15 руб. 59 коп.;
пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 16 руб. 63 коп.,
всего 34 944 (тридцать четыре тысячи девятьсот сорок четыре) рубля 51 копейку.
Взыскать с Королевой Р.И., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1248 (одна тысяча двести сорок восемь) рублей 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Сапунова