56RS0019-01-2020-002898-23
№ 2а-272/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-272/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области к ФИО1 о взыскании задолженности по имущественным налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области (далее – ИФНС России по г. Орску Оренбургской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением ФИО1 о взыскании задолженности по имущественным налогам в размере 41 021,77 руб., из которых: 40 804,03 руб. - задолженность по транспортному налогу, 217, 74 руб. – задолженность по пене по транспортному налогу.
В обоснование административного искового заявления ИФНС России по г.Орску указала, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним были зарегистрированы автомобили:
БМВ 750I, г/н №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ;
Опель Корса, г/н №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество в соответствии со ст.401 НК РФ, поскольку за ней числится имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности – 20 октября 2004 года.
Налоговым органом физическому лицу произведен расчет по налогу на имущество за 2018 год, налоговое уведомление № 7492184 по сроку уплаты 02.12.2019 года.
Задолженность по транспортному налогу оплачена частично и на момент составления административного искового заявления составляет 40 804,03 руб.
Исчисленная налоговым органом сумма налогов и пени в полном объеме не уплачена добровольно.
Мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по имущественным налогам и пени с ФИО1, который был отменен 26.08.2020 года в связи с поступившими возражениями должника.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Орску, извещенный надлежащим образом, не явился, причина неявки не известна.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на административный иск, в которых просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Кроме того указала, что с 4 января 2018 года автомобиль БМВ ей не принадлежит, оплачивать налог не имеет возможности.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, представителя административного истца, принимая во внимание их надлежащее извещение, отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого оплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы лицами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 25 сентября 2014 года № 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика.
Судом установлено, что за административным ответчиком ФИО1 с 24 января 2017 года по 20 ноября 2019 года было зарегистрировано транспортное средство БМВ 750I, г/н №, а также с 16 мая 2014 года по 06 октября 2020 года было зарегистрировано транспортное средство Опель Корса, г/н №.
В соответствии с вышеизложенным, административным истцом административному ответчику обоснованно был рассчитан транспортный налог за 2018 год:
БМВ 750I, г/н №:
408 (налоговая база) * 150 (налоговая ставка, %) * 1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев) = 61 200 руб.
Опель Корса, г/н №:
101 (налоговая база) * 15 (налоговая ставка, %) * 1 (доля в праве) *12/12 (количество месяцев) = 1 515 руб.
Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество в соответствии со ст.401 НК РФ, поскольку за ней числится имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес> дата возникновения права собственности – 20 октября 2004 года.
ФИО1 направлено налоговое уведомление № 74292184 от 22 августа 2019 года для уплаты транспортного налога, налога на имущество за 2018 год, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма транспортного налога, налога на имущество – 62 715 руб., подлежащая уплате в срок не позднее 02 декабря 2019 года.
В связи с неуплатой транспортного налога в предусмотренный срок, ФИО1 начислена пеня по транспортному налогу в размере 217,74 руб.
20 декабря 2019 года налогоплательщику было направлено требование № 50564 об уплате транспортного налога в размере 62 654, 79 руб., налога на имущество в размере 166 руб., пени по налогу на имущество и транспортному налогу в общей сумме – 218, 35 руб. в срок до 21 января 2020 года. Данное требование осталось не исполненным в полном объеме.
ИФНС России по г. Орску обращалась к мировому судье судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2018 год в размере 166 руб., пени по данному налогу в размере 61 коп., транспортному налогу за 2018 год в размере 62 654, 79 руб. и пени в размере 217, 74 руб. с ФИО1
11 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени.
В связи с поступившими возражениями от ФИО1 определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска - мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Орска от 26 августа 2020 года судебный приказ от 11 марта 2020 года отменен, в связи с чем, 31 декабря 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения с заявлением о вынесении судебного приказа), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Требование об уплате налога и пени № 50564 от 20 декабря 2019 года устанавливало срок оплаты задолженности до 21 января 2020 года.
Налоговый орган с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу обратился к мировому судье судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска в марте 2020 года, то есть, в пределах установленного законом срока.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
26 августа 2020 года определением мирового судьи указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
После отмены судебного приказа ИФНС России по г. Орску в течение шестимесячного срока обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени – 31 декабря 2020 года.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа, с административным исковым заявлением административный истец обратился в предусмотренный законом срок.
Как следует из искового заявления, задолженность по транспортному налогу оплачена частично и на момент составления административного искового заявления составляет 40804,03 руб.
Проверив расчет задолженности, который является правильным, с учетом отсутствия возражений относительно удовлетворения заявленных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу и пени на общую сумму 41 021,77 руб. из которых: 40 804,03 руб. – задолженность по транспортному налогу за 2018 год; 217,74 руб. – задолженность по пене по транспортному налогу.
Доводы административного ответчика о том, что транспортное средство БМВ 750I, г/н №, ей не принадлежит, опровергаются представленными в материалы административного дела сведениями, согласно которым дата снятия транспортного средства с регистрационного учета на имя административного ответчика – 20 ноября 2019 года.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы лицами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. (п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ).
Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 25 сентября 2014 года № 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика.
Прекращение взимания транспортного налога возможно в случае прекращения регистрации транспортного средства.
Законодательством о налогах и сборах предусмотрены случаи освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщика, из фактического владения которого выбыло транспортное средство, даже при наличии факта регистрации за ним транспортного средства. При этом возможность прекращения обязанности по уплате налога связана с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат на налогоплательщике.
Доказательств обращения в регистрирующий орган с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета административным ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах оснований для освобождения его от уплаты транспортного налога не имеется.
В свою очередь, административный ответчик вправе с учетом даты фактического выбытия транспортного средства из его владения в связи с его продажей, вправе на основании ст. 1102 ГК РФ требовать от нового собственника возврата неосновательного обогащения в виде налога.
Согласно п. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 1 430, 65 руб.
Руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу в сумме 41 021,77 руб., из которой: задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 40 804,03 руб.; задолженность по пене по транспортному налогу в размере 217,74 руб.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 430, 65 руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Сбитнева Ю.Д.
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2021 года.
Судья Сбитнева Ю.Д.