ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-272/2022 от 14.07.2022 Прилузского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-272/2022

УИД 11RS0012-01-2022-000498-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Ивановой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

14 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Псковской таможни к ФИО1, о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени

установил:

Псковская таможня обратилась в суд к ФИО1 с административным иском о взыскании таможенных платежей и пени. Заявленные требования мотивированы тем, что через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни на таможенную территорию ЕАЭС на основании документа учета временного ввоза было ввезено транспортное средство для личного пользования 5, 2006 года выпуска сроком временного ввоза до 22.08.2020 года. К обратному вывозу транспортное средство не заявлено, местонахождение автомобиля не установлено. 24.02.2022 года Псковской таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов. ФИО1 направлено уведомление от 24.02.2022 года о взыскании таможенных платежей и пени на сумму 727 645,72 рубля. В добровольном порядке уведомление ФИО1 не оплачено, в связи с чем Псковская таможня обратилась к мировому судье Прилузского судебного участка для выдачи судебного приказа, который был отменен. Поскольку в добровольном порядке таможенные платежи и пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, Псковская таможня обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с ФИО1 задолженность по таможенным платежам и пени в размере 859 106,56 рублей, в т.ч., задолженность по таможенным платежам в размере 704 883,85 рублей, пени – 88 774,24 рубля, в т.ч. на дату уведомления (24.02.2022 года) - 22 761,87 рублей, за период с 25.02.2022 по 14.04.2022 – 66 012,37 рублей; пени за период с 15.04.2022 по 22.06.2022 – 65 448,47 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 04.03.2022 года, административные исковые требования дополнила, просила взыскать с ФИО1 задолженность по таможенным платежам, пени в общем размере 873 838,63 рубля, в т.ч. задолженность по таможенным платежам в размере 704 883,85 рублей, пени в размере 168 954,78 рублей; на удовлетворении административного иска с учетом утонений настаивает. При этом, представитель таможни дополнила, что административный ответчик не обращался с письменными ходатайствами о продлении срока вывоза транспортного средства, либо о передаче автомобиля в доход государства, при этом не лишен возможности в любое время при наличии оснований обратиться в таможню с соответствующим заявлением.

Административный ответчик ФИО3 в суде с административным иском не согласен, указав, что автомобиль неисправен, для вывоза через таможенную границу необходимо его отремонтировать, либо воспользоваться услугами эвакуатора, на что необходимы денежные средства, которыми последний не располагает, поскольку не трудоустроен; кроме того, переболел короновирусной инфекцией, омикроном.

Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы административного дела Прилузского судебного участка суд приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Возникшие по настоящему делу правоотношения регулируются с 1 января 2018 года Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно положениям статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (пункт 1).

В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 268), в том числе в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 6 статьи 268).

В силу положений пункта 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 указанного Кодекса).

В силу пункта 14 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при взыскании таможенных платежей в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.08.2019 года через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни гражданин России ФИО1 временно ввез на территорию Евразийского экономического союза автомобиль , VIN , 2008 года выпуска, для личного пользования.

В соответствии с таможенной декларацией ФИО1 осуществил временный ввоз транспортного средства, в связи с чем обязан был вывезти данный автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС до 22.08.2021 года.

Между тем, решением Решением Совета ЕЭК от 05.04.2021 N 25, продлено до 30 сентября 2021 г. включительно течение следующих сроков при условии, что такие сроки истекают в период с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2021 г.:

а) срок временного ввоза, установленный пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Кодекс, Союз) в отношении транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза;

б) срок, установленный абзацем вторым подпункта 5 пункта 2 статьи 268 Кодекса, в течение которого осуществляется таможенное декларирование временно ввезенных транспортных средств для личного пользования с целью их вывоза с таможенной территории Союза.

Отсюда следует, что срок временного ввоза в связи с распространяем новой коронавирусной инфекцией COVID-19 продлен до 30.09.2021 года.

Однако, данная обязанность в период с 30.09.2021 года по 24.02.2022 исполнена ФИО4 не была.

14.02.2022 года Псковской таможней вынесено решение по результатам таможенного контроля о выявлении факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства , VIN , 2008 года выпуска для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущий наступление срок уплаты таможенных полшины налогов 30.09.2021 года.

01.03.2022 года Псковской таможней по адресу регистрации ФИО1 в с. Мутница Прилузского района РК направлено уведомление от 24.02.2022 года об уплате таможенных платежей в размере 704 883,85 рублей и пени в размере 22 761,87 рублей, со сроком исполнения обязанности – 30.09.2021 года. Данное уведомление получено ФИО1 12.03.2022 года.

Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

На основании ч. 19 ст. 73 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 г. срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), по не ранее истечения срока исполнения уведомления, к котором; направлено такое уточнение.

В силу положений ч. 15, 16 ст. 80 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 г. решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) принимается не позднее одного года после истечения срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока таможенный орган может обратиться в суд в течение шести месяцев с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) причитающейся к уплате суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

С учетом предусмотренного ч. 19 ст. 73 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 г. срока на исполнение уведомления в пятнадцать рабочих дней, срок исполнения уведомления истек 01.04.2022 г.

С учетом изложенного, таможенный орган мог обратиться к мировому судье о выдаче судебного приказа для взыскания таможенных платежей в срок до 30.09.2022 года.

Установлено, что в связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате таможенных платежей, Псковская таможня 20.04.2022 года, в предусмотренный законом шестимесячный срок обратилась к мировому судье Прилузского судебного участка с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи Прилузского судебного Республики Коми от 04.05.2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме 793 658,09 рублей, в т.ч. таможенных платежей в размере 704 883,85 рублей, пени в размере 88 774,24 рубля за период с 25.02.2022 по 14.04.2022.

В связи с поступившими от ФИО1 возражениями определением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 06.06.2022 года судебный приказ от 04.05.2022 года отменен.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, обратившись в Прилузский районный суд 24.06.2022 года, Псковской таможней не нарушен установленный законом срок на общении в суд в порядке искового производства.

При этом судом установлено соблюдение таможенным органом процедуры и порядка начисления и предъявления к уплате таможенных платежей, регламентированных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Расчет таможенных платежей и пени административным ответчиком не оспорен, судом проверен и сомнений не вызывает.

При изложенных обстоятельствах у суда имеются основания для взыскания с ФИО1 задолженности по таможенным платежам, пени, в размере 873 838,63 рублей, в т.ч., задолженность по таможенным платежам в размере 704 883,85 рублей, пени – 88 774,24 рубля, в т.ч. на дату уведомления (24.02.2022 года) - 22 761,87 рублей, за период с 25.02.2022 по 14.04.2022 – 66 012,37 рублей; пени за период с 15.04.2022 по 22.06.2022 – 65 448,47 рублей, а также пени за период с 23.06.2022 года по 14.07.2022 года (день вынесения решения) – 14 732,07 рублей.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, взыскивается в доход бюджета муниципального района.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что при подаче административного иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежит взысканию с ФИО1 государственная пошлина в размере 11 938,39 руб. в доход бюджета МО МР "Прилузский".

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 286, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Псковской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени - удовлетворить.

Взыскать в пользу Псковской таможни с ФИО1, проживающего по адресу: Республика Коми, Прилузский район, , задолженность по таможенным платежам, пени в размере 873 838 (восемьсот семьдесят три тысячи восемьсот тридцать восемь) рублей 63 копейки, в том числе: недоимку по таможенным платежам в размере 704 883 рубля 85 копеек; пени в размере 168 954 рубля 78 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход МО МР «Прилузский» судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме 11 938 (одиннадцать тысяч девятьсот тридцать восемь) рублей 39 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий