ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-272/2022 от 22.03.2022 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-272/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Михеевой Д.В.,

с участием Каслинского городского прокурора Преображенской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района Челябинской области», к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать земельные участки для включения их в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ, в собственность бесплатно,

У С Т А Н О В И Л:

Каслинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района Челябинской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать земельные участки для включения их в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ, в собственность бесплатно, мотивируя тем, что Каслинской городской прокуратурой Челябинской области проведена проверка исполнения администрацией Каслинского муниципального района требований земельного законодательства при формировании и предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства бесплатно. Установлено, что в Каслинском муниципальном районе на учете граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла 51 семья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 24 семьи. Также установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Каслинского городского поселения для их бесплатного предоставления гражданам в ДД.ММ.ГГГГ не сформированы. Земельные участки для указанной категории граждан не формировались администрацией поселения также в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.2 ст.39.19 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно по основаниям указанным в подпунктах 6 и 7 ст.39.5 ЗК РФ, а также основаниям для отказа в данном предоставлении устанавливаются законами субъектов РФ. На территории <адрес> порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно регламентирован законом Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории <адрес>. В силу ч.1 ст.1 Закона Челябинской области №121-ЗО земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам РФ, постоянным местом жительства которых является <адрес>, в собственность бесплатно. Категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка, установлены ч.1 ст.1 Закона Челябинской области №121-ЗО. Согласно ч.1 ст.3 Закона Челябинской области №121-ЗО органы местного самоуправления муниципальных районов ежегодно в срок до 1 декабря текущего года: формируют и утверждают перечни земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению указанным гражданам в очередном году, в соответствии с Законом Челябинской области №121-ЗО; формируют перечни земельных участков, не востребованных в течение одного. В соответствии с ч.2.1 ст.3 Закона Челябинской области №121-ЗО органы местного самоуправления городских поселений ежегодно в срок до 15 ноября текущего года формируют и утверждают перечни земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в очередном году, и предоставляют указанную информацию о сформированных земельных участках в органы местного самоуправления муниципальных районов для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередном году. Согласны информации администрации Каслинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от администрации Каслинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения о том, что свободные земельные участки для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередному году на территории городского поселения отсутствуют. Вместе с тем в силу ч.4 ст.1 Закона Челябинской области №121-ЗО доля земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам и внесенных в перечень земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередном году, должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в очередном году. В случае если общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в очередном году, будет составлять менее десяти земельных участков, количество земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в собственность граждан в очередном году, должно составлять не менее четырех земельных участков. Требования к формируемым земельным участкам указанной категории установлены частью 3.1 ст.1 Закона Челябинской области №1231-ЗО. Согласно информации администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в органе местного самоуправления поселения по состоянию на указанную дату отсутствует информация о количестве земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ. Часть. 4 ст.1 Закона Челябинской области №121-ЗО предусмотрено обязательное ежегодное формирование органом местного самоуправления городского поселения земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства возведением жилого ома на приусадебном земельном участке в очередном году, в количестве не менее четырех. Вместе с тем администрацией Каслинского городского поселения указанной категории не сформированы, следовательно, органом местного самоуправления поселения допущено неправомерное бездействие. По факту выявленных нарушений регионального законодательства городским прокурором ДД.ММ.ГГГГлаве Каслинского городского поселения внесено представление. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования меры по формированию утверждению перечня земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Каслинского городского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не приняты. Невыполнение администрацией Каслинского городского поселения требований регионального законодательства подрывает авторитет органов местного самоуправления муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района <адрес>», препятствует устойчивому развитию муниципального образования, влечет увеличение сроков ожидания гражданами льготных категорий бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке. В соответствии с ч.5.1 ст.3 Закона Челябинской области №121-ЗО в случае формирования органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов дополнительных земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ежеквартально в срок с первого до десятого числа месяца, следующего за кварталом, публикуют перечень вновь образованных земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году, в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления и размещают указанный перечень на соответствующем официальном сайте в сети "Интернет", а также в срок до десятого числа месяца, следующего за кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о вновь сформированных земельных участках, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году. Органы местного самоуправления городских поселений в срок до первого числа месяца, следующего за кварталом, направляют информацию о вновь сформированных земельных участках, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году, в муниципальные районы для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередном году. На основании изложенного, Каслинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района Челябинской области» просит признать незаконным бездействие администрации Каслинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по формированию и утверждению перечня земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в ДД.ММ.ГГГГ; возложить на администрацию Каслинского городского поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать не менее 4 земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном участке, включить их в перечень земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в ДД.ММ.ГГГГ, направить информацию о вновь сформированных земельных участках, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году, в администрацию Каслинского муниципального района <адрес> для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании прокурор Каслинской городской прокуратуры Преображенская К.А. на иске настаивала, просила требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Каслинского городского поселения Беспалова И.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования признала частично. Пояснила, что действия, которые необходимо провести, требуют финансовых затрат, денежные средства на ДД.ММ.ГГГГ уже заложены. Минимальное количество земельных участков будет организовано и сформировано. Предоставила отзыв по существу заявленных исковых требований в письменном виде.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.

В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ за прокурором закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.

В соответствии с п.4 ст.27, ч.3 ст.35 "О прокуратуре РФ" прокурору предоставлено право обратится в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, если в ходе прокурорской проверки установлено, что их права нарушаются действиями (бездействием) граждан или организаций.

В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой Челябинской области проведена проверка исполнения администрацией Каслинского муниципального района требований земельного законодательства при формировании и предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства бесплатно. Установлено, что в Каслинском муниципальном районе на учете граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла 51 семья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 24 семьи. Также установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Каслинского городского поселения для их бесплатного предоставления гражданам в ДД.ММ.ГГГГ не сформированы. Земельные участки для указанной категории граждан не формировались администрацией поселения также в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, представленным администрацией Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в администрации Каслинского городского поселения отсутствует перечень земельных участков планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, образование земельных участков для указанных целей в их предоставлении осуществляется по мере поступления заявлений граждан. В связи с привлечением к субсидиарной ответственности администрации Каслинского городского поселения на 10 000 000 рублей в настоящее время денежные средства на формирование земельных участков планируемых к бесплатному предоставлению гражданам отсутствуют. В ДД.ММ.ГГГГ земельные участки планируемые к бесплатному предоставлению гражданам не формировались в связи с привлечением к субсидиарной ответственности администрации Каслинского городского поселения на 40 мл.рублей (л.д.13).

По данному факту Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ администрации Каслинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.14-15).

Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ администрации Каслинского городского поселения на представление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении перечней земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для ИЖС, планируемых к бесплатному предоставлению, сообщают, что при планировании бюджета Каслинского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ, данная статья расходов будет включена в проект бюджета Каслинского городского поселения для утверждения Советом депутатов Каслинского городского поселения (л.д.16).

Согласно уведомления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Каслинского городского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства предоставлено 107 земельных участков (л.д.18).

Согласно уведомления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию Каслинского муниципального района перечень земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению льготным категориям граждан, из администрации Каслинского городского поселения не поступал. ДД.ММ.ГГГГ от администрации Каслинского городского поселения поступил ответ о том, что свободные земельные участки для вышеназванных нужд на территории Каслинского городского поселения отсутствуют. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории Каслинского муниципального района, состояла 51 семья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 24 семьи. Отказы граждан от предложенных земельных участков в связи с тем, что они расположены не на территории Каслинского городского поселения, в указанный период не поступали. Земельный уча сток с кадастровым номером не предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ по следующим причинам: в ДД.ММ.ГГГГ граждане, имеющие право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность бесплатно и состоящих на учете, обращались за социальной выплатой взамен земельного участка; в ДД.ММ.ГГГГ - в настоящий момент предложения земельных участков гражданам формируются согласно списка (л.д.20, л.д.21-26 журнал регистрации граждан, л.д.27-36 перечни земельных участков).

Согласно уведомления администрации Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время в администрации Каслинского городского поселения отсутствует информация о количестве земельных участков планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Согласно решения Совета депутатов Каслинского городского поселения четвертого созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден прилагаемый Бюджет Каслинского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29, л.д.30-67 Бюджет)

В соответствии со ст.37 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно регламентирован законом Челябинской области от 28 апреля 2011 года №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

В силу ч.1 ст.1 Закона Челябинской области №121-ЗО Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно.

Согласно ч.1 ст.3 Закона Челябинской области №121-ЗО уполномоченный орган и органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ежегодно в срок до 1 декабря текущего года:

формируют и утверждают перечни земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередном году, в соответствии с настоящим Законом;

формируют перечни земельных участков, не востребованных в течение одного года.

В соответствии с ч.2.1 ст.3 Закона Челябинской области №121-ЗО Органы местного самоуправления городских поселений ежегодно в срок до 15 ноября текущего года формируют и утверждают перечни земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в очередном году, и представляют указанную информацию о сформированных земельных участках в органы местного самоуправления муниципальных районов для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в очередном году.

Таким образом, формирование и утверждение перечня земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению граждан, обязанность органа местного самоуправления.

Неисполнение администрацией Каслинского городского поселения обязанности, связанной с формированием и утверждением перечня земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в 2022 году, является ничем иным как бездействием, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора в части признания такого бездействия незаконным.

Таким образом, бездействия администрации Каслинского городского поселения влечет увеличение сроков ожидания гражданам и льготных категорий бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном хозяйстве, нарушают жилищные права неопределенного круга лиц.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования Каслинского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.178 Кодекса административного судопроизводства РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает необходимым установить срок исполнения ответчиком указанных требований в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Каслинское городское поселение Каслинского муниципального района Челябинской области», к администрации Каслинского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать земельные участки для включения их в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ, в собственность бесплатно, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Каслинского городского поселения, выразившиеся в не принятии мер по формированию и утверждению перечня земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в ДД.ММ.ГГГГ

Возложить на администрацию Каслинского городского поселения обязанность сформировать не менее четырех земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, включить их в перечень земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в ДД.ММ.ГГГГ, направить информацию о вновь сформированных земельных участках, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в текущем году, в администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области для включения в перечень земельных участков муниципального района, планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в ДД.ММ.ГГГГ, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.