ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2730/20 от 11.01.2021 Северского районного суда (Краснодарский край)

к

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская Краснодарского края 11 января 2021 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Емельянова А.А.,

при секретаре Щербатой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район, заместителю главы администрации - начальнику Финансового правления муниципального образования Северского района Краснодарского края об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Северский районный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования Северский район, заместителю главы администрации - начальнику Финансового правления муниципального образования Северского района Краснодарского края об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления. В обосновании иска административный истец пояснил, что ФИО1 является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи недвижимости от 14.12.2019, с кадастровым номером- <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 +/- 22 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира-<адрес>

На основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Истец обратился в администрацию Северского сельского поселения Северского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке, приложив все необходимые документы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующий орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в десятидневный срок обязан выдать разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

На указанное выше заявление, от имени заместителя главы Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края ФИО2, поступило уведомление № 6 от 24 августа 2020 года об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта.

С данным решением уполномоченного органа, Истец полностью не согласен по следующим основаниям.

Истцом, заявление в орган местного самоуправления было подано с приложением к нему всех необходимых документов, указанных в ч. 9 ст. 51 ГрК РФ: правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана на земельный участок, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В уведомлении поданном Истцом, были указаны параметры, которые соответствовали параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства согласно статье 38 ГрК РФ.

В своем уведомлении от 24.08.2020 № 6, уполномоченный орган не указал какие именно параметры объекта не соответствуют параметрам разрешенного строительства.

Что касается недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельным участке, в связи с тем, что он расположен на землях лесного фонда, то согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона РФ № 280- ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", земельный участок, права граждан или юридических лиц, на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.".

Согласно указанного федерального закона устанавливается приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Указанный земельный участок первоначально был поставлен на кадастровый учет в январе 2000 года.

В связи с изложенным, данный земельный участок полностью подпадает под "лесную амнистию".

Что касается третьего пункта уведомления от 24.08.2020 № 6, то уведомление на выдачу разрешения на строительство подано лично лицом, являющимся застройщиком, а именно ФИО1. Права на указанный земельный участок подтверждаются выпиской из ЕГРН, где собственником спорного земельного участка, является ФИО1 на основании договора купли-продажи от 14.12.2019 года.

По четвертому пункту уведомления от 24.08.2020 № 6- описание внешнего объекта индивидуального жилищного строительства поданного на рассмотрение, соответствует требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Какие именно параметры описания не соответствуют градостроительному регламенту, в решении об отказе в разрешении на строительство указано не было.

Кром того, согласно заключению от 16.06.2020 Управления государственной охраны объектов культурного наследия, предметом рассмотрения которого был вопрос о возможности хозяйственного освоения указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, было согласовано при условии выполнения требований действующего законодательства.

Истец узнал о нарушении его прав 03 сентября 2020 года, когда ему поступило на электронную почту уведомление от 24.08.2020 № 6 об отказе в разрешении на индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем, срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не пропущен.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, предоставив заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики администрация муниципального образования Северский район, заместитель главы администрации - начальник Финансового правления муниципального образования Северского района Краснодарского края в судебном заседании не присутствовали, однако о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

ФИО1 является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи недвижимости от 14.12.2019, с кадастровым номером- <данные изъяты> категории земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 +/- 22 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира-<адрес>

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Истец обратился в администрацию Северского сельского поселения Северского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке, приложив все необходимые документы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующий орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в десятидневный срок обязан выдать разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

На указанное выше заявление, от имени заместителя главы Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края ФИО2, поступило уведомление № 6 от 24 августа 2020 года об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта, мотивированное следующими пунктами:

-несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

-недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, так как по сведениям министерства природных ресурсов Краснодарского края поселок Планченская Щель полностью расположен на землях лесного фонда Крепостного участкового лесничества Афипского лесничества;

-уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком, в связи с отсутствием у заявителя прав на земельный участок;

-несоответствии описания внешнего объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

С данным решением уполномоченного органа, Истец не согласился.

В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Истцом, заявление в орган местного самоуправления было подано с приложением к нему всех необходимых документов, указанных в ч. 9 ст. 51 ГрК РФ: правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана на земельный участок, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

В уведомлении поданном Истцом, были указаны параметры, которые соответствовали параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства согласно статье 38 ГрК РФ.

В своем уведомлении от 24.08.2020 № 6, уполномоченный орган не указал какие именно параметры объекта не соответствуют параметрам разрешенного строительства.

Что касается недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельным участке, в связи с тем, что он расположен на землях лесного фонда, то согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона РФ № 280- ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.".

Согласно указанного федерального закона устанавливается приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда.

Под "лесную амнистию" попадаю следующие участки:

-участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008; имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них; указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда»;

- участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости").

- земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.20114 "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", п. 4 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости").

Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ). Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, находящийся по адресу: расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером- <данные изъяты> относится к категории земель- земли населенных пунктов, который был предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный земельный участок первоначально был поставлен на кадастровый учет в январе 2000 года.

В связи с изложенным, данный земельный участок полностью подпадает под "лесную амнистию".

Что касается третьего пункта уведомления от 24.08.2020 № 6, то уведомление на выдачу разрешения на строительство подано лично лицом, являющимся застройщиком, а именно ФИО1. Права на указанный земельный участок подтверждаются выпиской из ЕГРН, где собственником спорного земельного участка, является ФИО1 на основании договора купли-продажи от 14.12.2019 года.

По четвертому пункту уведомления от 24.08.2020 № 6- описание внешнего объекта индивидуального жилищного строительства поданного на рассмотрение, соответствует требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Какие именно параметры описания не соответствуют градостроительному регламенту, в решении об отказе в разрешении на строительство указано не было.

Кром того, согласно заключению от 16.06.2020 Управления государственной охраны объектов культурного наследия, предметом рассмотрения которого был вопрос о возможности хозяйственного освоения указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, было согласовано при условии выполнения требований действующего законодательства.

Как следует из ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Правом на осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства обладают субъекты, получившие в установленном градостроительным законодательством РФ порядке разрешения на строительство.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район, заместителю главы администрации - начальнику Финансового правления муниципального образования Северского района Краснодарского края об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район, заместителю главы администрации - начальнику Финансового правления муниципального образования Северского района Краснодарского края об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края № 6 от 24 августа 2020 года об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство;

Обязать Администрацию муниципального образования Северского района Краснодарского края выдать ФИО1 разрешение на индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с разработанной проектной документацией на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером- <данные изъяты>, на основании заявления и представленных документов;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий: А.А. Емельянов