Дело 2а-2736/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2017 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Хаюзко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УВМ УМВД России по Брянской области, ГУОБДД МВД России, МВД России о признании незаконным бездействия, восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к УВМ УМВД России по Брянской области, указывая на то, что 02 апреля 2015 года ГУОБДД МВД России в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. На основании данного решения он был включен в контрольные списки Центрального банка данных по учету иностранных граждан (ЦБДУИГ) как лицо, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен. Решением Брянского районного суда Брянской области от 15 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 июля 2015года, указанное решение ГУОБДД МВД России от 02 апреля 2015 года признано незаконным и отменено. В порядке исполнения данных судебных актов для обеспечения возможности въезда в Российскую Федерацию административный ответчик должен был исключить из контрольных списков Центрального банка данных учета иностранных граждан сведения о нем как о лице, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен, однако до настоящего времени указанные действия административным ответчиком не осуществлены. Указывает, что согласно сведениям Автоматизированной системы учета иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России он до сих пор состоит в списке ЦБДУИГ как лицо, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в результате чего на протяжении двух лет не имеет возможности въехать на территорию Российской Федерации, где у него проживает семья. Его неоднократные обращения к административному ответчику результатов не принесли. На основании изложенного, со ссылкой на положения Приказа МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и торговли РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ от 10 марта 2006 года №148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или постоянного проживающих в Российской Федерации» просил суд признать незаконным бездействие УВМ УМВД России по Брянской области по уклонению от исключения из контрольного списка Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен сведений о запрете въезда на территорию Российской Федерации гражданина Республики Армения ФИО1, <дата> рождения; обязать УВМ УМВД России по Брянской области исключить из контрольных списков ЦБДУИГ сведения о ФИО1, <дата> рождения, как о лице, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен.
Определением суда от 25 августа 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУОБДД МВД России и МВД России.
В ходе судебного разбирательства дела представитель административного истца по доверенности ФИО2 уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконными бездействия УВМ УМВД России по Брянской области, МВД России и ГУОБДД МВД России по уклонению от исключения из контрольного списка Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен сведений о запрете въезда на территорию Российской Федерации гражданина Республики Армения ФИО1, <дата> рождения; обязать УВМ УМВД России по Брянской области, МВД России и ГУОБДД МВД России в пределах своей компетенции осуществить действия по исключению из контрольных списков ЦБДУИГ сведения о ФИО1, <дата> рождения, как о лице, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, указывая на то, что согласно Приказа МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и торговли РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ от 10 марта 2006 года №148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или постоянного проживающих в Российской Федерации» обеспечение приема соответствующей информации и ее своевременная передача в ЦБДУИГ является обязанностью территориального органа МВД РФ, то есть УМВД России по Брянской области.
Представитель УМВД России по Брянской области и МВД России по доверенностям ФИО4 возражала против заявленных требований, указав, что ответственным лицом за исключение из контрольных списков ЦБДУИГ сведений о ФИО1 как о лице, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен, лежит на органе принявшем решение о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, то есть ГУОБДД МВД России. УМВД России по Брянской области не имеет полномочий по исключению данных сведения об административном истце из контрольных списков ЦБДУИГ. Также пояснила, что в настоящее время копия решения Брянского районного суда от 15 мая 2015 года и копия апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 июля 2015 года, которыми решение о нежелательности пребывания (проживания) административного истца на территории Российской Федерации признаны незаконными направлены в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Главный информационно – аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» для исполнения и учета.
Административный истец, а также представитель ГУОБДД МВД России в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения судебного заседания в адрес суда не направили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 7.9.1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года № 711, Федеральная миграционная служба осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7.26, 7.27 указанного Положения Федеральная миграционная служба создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности; формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности.
Порядок создания, ведения и использования центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2005 года № 186.
Согласно пунктом 2,3 Порядка центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в том числе являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее - иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.
Центральный банк данных является федеральным информационным ресурсом и находится в ведении Федеральной миграционной службы.
В центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные-выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания (пункт 5 Порядка).
В соответствии с Положением о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года № 186 МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и торговли РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ 10 марта 2006 года принят Приказ №148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или постоянного проживающих в Российской Федерации».
В силу подпункта 3.1 данного Приказа директору ФМС России, руководителям территориальных органов ФМС России поручено обеспечить прием соответствующей информации и ее своевременную передачу в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, которую согласно пункта 5 предоставляют руководители (начальники) уполномоченных подразделений ФМС России, МИД России, ФСБ России.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 07апреля 2003 года № 199 «Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти, которые уполномочены принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации являются МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмониторинг, СВР России, Минюст России, МИД России, Роспотребнадзор, ФМБА России.
Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.
Таким образом, для включения в центральный банк данных сведений о принятии в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства решения о нежелательном пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, а соответственного и его отмене, федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, должен направить данные сведения в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности.
Как установлено судом, решением Брянского районного суда Брянской области от 15 мая 2015 года решение ГУОБДД МВД России по г. Москва от 02 апреля 2015 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенное в отношении гражданина Республики Армения, ФИО1, <дата> рождения, отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии о гражданским делам Брянского областного суда от 28 июля 2015 года указанное решение Брянского районного суда Брянской области оставлено без изменения, вступило в законную силу.
При рассмотрении искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения ГУОБДД МВД России от 02апреля 2015 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации представитель федерального органа исполнительной власти, вынесший спорное решение, не присутствовал.
Согласно письма ГУОБДД МВД России от 19 сентября 2017 года решение Брянского районного суда Брянской области от 15 мая 2015 года в адрес ГУОБДД МВД России не поступало.
В ходе рассмотрения настоящего дела, в адрес ГУОБДД МВД России были направлены решение Брянского районного суда Брянской области от 15мая 2015 года, а также апелляционное определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 июля 2015 года.
Согласно письма ГУОБДД МВД России от 02 октября 2017 года решение Брянского районного суда Брянской области от 15мая 2015 года, а также апелляционное определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 июля 2015 года направлены в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Главный информационно – аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» для исполнения и учета.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку ГУОБДД МВД России не располагало сведения об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) административного истца на территории Российской Федерации, бездействие с его стороны по ненаправленною в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности сведений о досрочном разрешении ФИО1 въезда в Российскую Федерацию, отсутствует.
Кроме того, на момент рассмотрения спора, сведения об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) административного истца на территории Российской Федерации направлены в уполномоченные органы для исполнения и учета, в связи с чем ГУОБДД МВД России исполнены возложенные на него обязанности.
Также суд считает необходимым отметить, что в силу положений части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных административным истцом документов следует, что с заявлением об исполнении решения суда о признании незаконным и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) его на территории Российской Федерации и принятии мер по снятию ограничения на въезд в Российской Федерации в ГУОБДД МВД России ФИО1, действующий через своего представителя ФИО3, обратился 23 мая 2016 года, однако с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд лишь 18 мая 2017 года.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к УМВД России по Брянской области, ГУОБДД МВД России, МВД России о признании незаконными бездействия УВМ УМВД России по Брянской области, МВД России и ГУОБДД МВД России по уклонению от исключения из контрольного списка Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, сведений о запрете въезда на территорию Российской Федерации гражданина Республики Армения ФИО1, <дата> рождения; об обязании УВМ УМВД России по Брянской области, МВД России и ГУОБДД МВД России осуществить в пределах своей компетенции действия по исключению из контрольных списков Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, сведения о ФИО1, <дата> рождения, как о лице, въезд которому на территорию Российской Федерации запрещен, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Советского районного суда г. Брянска Е.М. Бурлина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 октября 2017 года.
Судья Е.М. Бурлина