ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2736/2023 от 18.08.2023 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

2а-2736/2023

70RS0004-01-2023-003157-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 18 августа 2023 г.

Советский районный суд г. Томска в составе

председательствующего судьи Цыгановой Е.А.

при секретаре Жаворонковой В.О.

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора г. Томска Кузьминой В.И.,

представителя заинтересованного лица Департамента недвижимости Федорова И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Прокурор г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, с учетом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации города Томска о признании недействующими со дня вынесения решения суда абзаца первого пункта 2.4, абзаца 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 , а также приложения к административному регламенту «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», в части установления сроков совершения процедур как противоречащих требованиям законодательства.

В обоснование иска указано, что в ходе мониторинга установлено, что постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства» (далее – административный регламент). Текст документа опубликован в издании «Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск» от 15.06.2017 № 27. Федеральным законом от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 марта 2023 года, сокращены сроки административных процедур при вовлечении публичных земель в хозяйственный оборот. В частности, сокращены сроки, установленные ст. 39.17 ЗК РФ до двадцати дней рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка.

В силу абз. 1 пункта 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.03.2023, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, предусмотренных пп. 1-3 п. 5.

Согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий.

Пунктом 3 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее ? Постановление № 629) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности согласно подп. «в, г» пункта 1 указанного Постановления № 629 в 2022 и 2023 годах процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней. Процедуры, предусмотренные пунктом 7.1 статьи 39.15, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 20 календарных дней.

Однако, абзацем 2 п.2.4 административного регламента предусмотрено, что общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 61 календарный день. В случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю, общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней.

Согласно пункту 3.6 административного регламента срок выполнения административной процедуры «рассмотрения документов, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги (опубликование извещения о предоставлении земельного участка) либо подготовка, согласование, подписание и регистрация письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги» - 15 календарных дней, но не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Аналогичные положения в части установления срока выполнения отдельных административных процедур предоставления муниципальной услуги равного 30 календарным дням закреплены в Приложении к административному регламенту (блок-схема предоставления муниципальной услуги).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г. Томска было направлено предложение о рассмотрении вопроса о внесении изменений в соответствующие правовые акты.

Из ответа заместителя Мэра г. Томска по архитектуре и строительству от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация прокуратуры г. Томска об изменении земельного законодательства рассмотрена, после выработки единых подходов к актуализации формулировок соответствующие изменения будут внесены в административные регламенты, подготовленные проекты будут направлены в прокуратуру г. Томска.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Томска принесен протест на противоречащий требованиям законодательства постановление администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства».

Согласно ответу и.о. Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный протест рассмотрен, признан обоснованным. Однако до настоящего времени соответствующие изменения в Административный регламент не внесены.

Указанное нарушает права неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие административного регламента, на своевременное и качественное получение соответствующей муниципальной услуги.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Томска Кузьмина В.И. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г.Томска в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому администрацией Города Томска подготовлен проект постановления администрации Города Томска, которым, в том числе, постановление администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства» признается утратившим силу, вследствие чего принятие судебного акта для обеспечения судебного понуждения к приведению муниципального правового акта в соответствие с требованиями Федерального закона не требуется. Общий срок, предусмотренный ст. 39.18 ЗК РФ для рассмотрения обращений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для садоводства (принимая во внимание случаи, когда схема расположения земельного участка подлежит согласованию в соответствии со ст. 3.5 Закона № 137-ФЗ) составляет 72 дня (35 дней, 30 дней, 7 дней), а не 20 дней, как об этом указывает административный истец. Срок предусмотренный абз. 1 п. 2.4 административного регламента, и составляющий 61 день общий, необходимый для совершения всех административных процедур, которые необходимы для рассмотрения заявления, а не только срок, в течение которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка, либо осуществляет опубликование извещения о предоставлении земельного участка, как об этом указывает административный истец. Основания для признания недействующим абз. 1 п. 2.4 административного регламента, в части, устанавливающей общий срок предоставления муниципальной услуги, равный 61 календарному дню, отсутствуют. Вместе с тем, срок предоставления муниципальной услуги, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю, равный 30 календарным дням, указанный также в абз. 1 п. 2.4 административного регламента, действительно, противоречит ЗК РФ. В этой части требование прокурора можно считать обоснованным. Относительно требования о признании недействующим абзаца 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента поясняет, что названной нормой установлен срок рассмотрения документов, принятия решения о предоставлении муниципальной услуги (опубликование извещения о предоставлении земельного участка) либо подготовка, согласование, подписание и регистрация письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги, который составляет 15 календарных дней, но не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Принимая во внимание то, что установленный абзацем 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента 15-дневный срок не вступает в противоречие со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ требование административного истца о признании названной нормы недействующей полностью не обоснованы. Относительно требования о признании недействующим приложения к административному регламенту (блок-схемы) отмечает, что в блок-схеме приведены не только сроки совершения административных процедур, но и их порядок (последовательность), которая сама по себе требования действующего законодательства не нарушает. в оспариваемой блок-схеме воспроизведена последовательность действий уполномоченного органа в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для садоводства для собственных нужд, которая в полном объеме соответствует нормам ст. 39.15, 39.17, 39.18 ЗК РФ и прав или законных интересов неопределенного круга лиц не нарушает.

Представитель заинтересованного лица департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в судебном заседании пояснил, что подготовлен проект постановления администрации Города Томска, которым, в том числе, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства» признается утратившим силу.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).

В силу положений части 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденный постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части в настоящее время является действующим, административный истец относится к субъектам, обладающим правом на обращение в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.

Процедура проверки законности нормативно-правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденный постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, является нормативно-правовым актом, поскольку имеет нормативно-правовой характер, издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования «Город Томск», соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Положениями части 9 статьи 213 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Ссылок на какие-либо существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого административного регламента административное исковое заявление не содержит.

В судебном заседании установлено, что 09.06.2017 администрацией города Томска было принято постановление об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства».

Согласно пункту 2 данного постановления, оно подлежит официальному опубликованию, что подтверждает обстоятельства его официальности, доступности и общеизвестности для неопределенного круга лиц.

В силу части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), части 4 статьи 50 Устава Города Томска нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной законодательством формы муниципального правого акта.

Предусмотренная статьей 47 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 52 Устава процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена. Постановление администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке, с соблюдением установленных федеральным законодательством правил и процедур.

Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 215 указанного Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что судами при рассмотрении административных дел о признании недействующим нормативного правового акта следует выяснять: принят ли этот нормативный правовой акт в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Не согласившись с оспариваемым административным регламентом, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в части установленных абзацем 1 пункта 2.4, абзацем 3 подпункта 4 пункта 3.6 и приложением сроков предоставления муниципальной услуги, административный истец обратился с настоящими требованиями в суд.

Согласно ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

На момент принятия оспариваемого в части постановления действовала редакция пункта 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Федеральным законом от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 марта 2023 года, сокращены сроки административных процедур при вовлечении публичных земель в хозяйственный оборот.

С 01.03.2023 пункт 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции:

В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Однако абзацем первым пункта 2.4 административного регламента предусмотрено, что общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней.

Абзацем 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предусмотрен срок выполнения административной процедуры, предусмотренной пунктом 3.6 настоящего административного регламента – 15 календарных дней, но не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Аналогичные сроки выполнения муниципальной услуги равной 30 календарным дням закреплены в приложении к административному регламенту (блок-схема предоставления муниципальной услуги).

На момент принятия оспариваемого в части постановления действовала редакция пункта 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

С ДД.ММ.ГГГГ пункт 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции:

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г. Томска было направлено предложение о рассмотрении вопроса о внесении изменений в соответствующие правовые акты.

Из ответа заместителя Мэра г. Томска по архитектуре и строительству от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация прокуратуры г. Томска об изменении земельного законодательства рассмотрена, после выработки единых подходов к актуализации формулировок соответствующие изменения будут внесены в административные регламенты, подготовленные проекты будут направлены в прокуратуру г. Томска.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Томска принесен протест на противоречащий требованиям законодательства постановление администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства».

Согласно ответу и.о. Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный протест рассмотрен, признан обоснованным.

Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ проект постановления был направлен в прокуратуру г. Томска для дачи заключения.

Однако, как следует из пояснений представителя административного истца, проект постановления направлен в прокуратуру г. Томска, но возвращен на доработку в связи с выявленными недостатками. Повторно проект постановления в прокуратуру г. Томска до настоящего времени не поступал.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности согласно подп. «в» пункта 1 указанного Постановления в 2022 и 2023 годах процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней. Согласно подп. «г» пункта 1 Постановления в 2022 и 2023 годах процедуры, предусмотренные пунктом 7.1 статьи 39.15, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 20 календарных дней.

Вместе с тем, как указано выше, абзацем 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предусмотрен срок выполнения административной процедуры, предусмотренной пунктом 3.6 настоящего административного регламента – 15 календарных дней, но не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого административного регламента, утвержденного постановлением администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, Земельному кодексу Российской Федерации в части абзаца первого пункта 2.4, абзаца 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения к административному регламенту «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», в части установления сроков совершения процедур.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления являются обоснованными в части признания недействующими абзаца первого пункта 2.4, абзац 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения к административному регламенту «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», в части установления сроков совершения процедур, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Так как из материалов дела следует, что оспариваемый административный регламент применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд, признавая его в оспариваемой части недействующим, полагает необходимым признать его таковым со дня вынесения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 215 КАС РФ, суд

решил:

административный иск прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать недействующими со дня вынесения решения суда абзац первый пункта 2.4, абзац 3 подпункта 4 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложение к административному регламенту «Продажа, предоставление в аренду земельных участков гражданам для ведения садоводства», в части установления сроков совершения процедур как противоречащие требованиям законодательства.

Обязать администрацию г. Томска в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании – Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Судья /подпись/ Е.А. Цыганова

Оригинал документа находится в гражданском деле № 2а-2736/2023 (УИД 70RS0004-01-2023-003157-30) Советского районного суда г. Томска.

Мотивированный текст решения изготовлен 01.09.2023