Дело № 2а-2737/2020
55RS0007-01-2020-004102-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.10.2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Фирма "Резерв" к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части, возложении обязанности,
установил:
ООО «Фирма «Резерв» обратилось в суд с административным иском к Администрации г. Омска о признании недействующим в части постановления Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>" (вместе с "Положением о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории городка нефтяников, расположенной в границах: <адрес>") и о возложении обязанности внести изменения в указанный НПА путем приведения Проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки и ст. 85 ЗК РФ, ст. 30 ГрК РФ (л.д.5-11, 12-17 т.1).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что оспариваемым Постановлением администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден проект планировки территории городка Нефтяников, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером №. На соседнем земельном участке с кадастровым номером № расположены основные строения автозаправочной станции (АЗС), принадлежащей ООО «Фирма «РЕЗЕРВ» (ранее ЗАО, АО, далее по тексту также - Общество) на праве собственности, что подтверждается распоряжением Департамента строительства администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№; разрешением № на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: <адрес>; заключением государственного архитектурного надзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№,1 свидетельством о праве собственности Общества на объект недвижимости по адресу: <адрес>. Часть элементов АЗС находится на земельном участке с кадастровым номером №. В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Омска, разработанной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту также - ПЗЗ г. Омска), земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне ИТ-2, категория земель - для общего пользования. В соответствии с заключением кадастрового инженера Б. от ДД.ММ.ГГГГ, исполненного на основании ПЗЗ г. Омска, земельный участок с кадастровым номером № отделен от земельного участка с кадастровым номером № красной линией, проходящей по границе соприкосновения данных земельных участков. Таким образом, на основании ПЗЗ г. Омска весь земельный участок с кадастровым номером № находится в одной территориальной зоне ИТ-2 и де-юре находится в полосе отвода автомобильной дороги, также, как и де-факто, поскольку на земельном участке расположены элементы обустройства автомобильной дороги - дорожные знаки, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходная дорожка, которые в силу Закона о дорожной деятельности (пункт 5 статьи 3 Закона) и определяет земельный участок в качестве полосы отвода автомобильной дороги, что подтверждается заключением кадастрового инженера Б. от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, ООО «Фирма «РЕЗЕРВ», обладая объектом дорожного сервиса имеет право получить часть земельного участка с кадастровым номером № под частью элементов АЗС на правах сервитута. Однако в противоречии с ПЗЗ г. Омска и действующим законодательством спорным Проектом планировки территории земельный участок с кадастровым номером № был разделен красной линией на две неравные части, одна из которых была отнесена к территориальной зоне ИТ-2 (земли общего пользования), а вторая части земельного участка, переведена в территориальную зону производственно-коммунального назначения, согласно ст. № ПЗЗ с обозначением П (П-1, П-2, П-3). В результате утверждения Проекта планировки территории ООО «Фирма РЕЗЕРВ» лишилось законной возможности получить часть указанного земельного участка, незаконно отнесенного Проектом к территориальной зоне производственно-коммунального назначения - П (П-1, П-2, П-3), на правах сервитута под элементами принадлежащей ему АЗС. В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Омска, разработанной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, весь земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне ИТ2, красная линия расположена по границе земельных летков № и №. Считает, что проект планировки территории земельного участка с кадастровым номером № прямо противоречит ПЗЗ г. Омска, которые в иерархии нормативно правовых документов муниципального образования г. Омск имеют более высшую силу и не могут им противоречить. Для административного истца наличие красной линии по границе земельных участков № и № или в пределах раздела такой линией земельного участка № имеет принципиальное значение. Основное сооружение АЗС находится на земельном участке с кадастровым номером №. Часть элементов АЗС находится на земельном участке с кадастровым номером №, соответственно Обществу необходимо урегулировать свои правовые отношения по использованию такого земельного участка в части данных элементов. Полагает, что имеет полное право на получение по всей территории земельного участка с кадастровым номером № его частей на правах сервитута под элементами объекта придорожного (дорожного) сервиса - АЗС, чему препятствует установление красной лини не по границе автомобильной дороги (территория общего пользования, объект дорожного сервиса), а разделяет ее на две части. Представлены письменные пояснения № 1, № 2, № 3 и письменные тезисы (л.д. 37-39, 46-51, 82-88, 151-153, 157-159 т.3).
В письменных возражениях на отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц административный истец указал, что разделяя земельный участок на две части, оспариваемый нормативно правовой акт по сути северную его часть относит к зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения (автозаправочная станция и автомойка), что характерно для территориальной зоны производственного назначения с условным обозначении в ПЗЗ г. Омска - П, а не для зоны ИТ-2 (зона наземного городского транспорта), причем автомойка находится не на земельном участке с кадастровым номером №, а на ином и в иной территориальной зоне (л.д. 219-225 т.1).
В ходе рассмотрения дела, заявленные требования административный истец уточнил, просил суд признать недействующим постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>" в части установления красной линии в отношении земельного участка с кадастровым номером № и обязать административного ответчика принять новый нормативно правовой акт, а именно: обязать привести местоположение красной линии в отношении земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим законодательством, обратив решение к немедленному исполнению (л.д. 17-21 т.3).
В части требований о возложении обязанности на Администрацию города Омска внести изменения в оспариваемый нормативно правовой акт путем приведения Проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки и ст. 85 ЗК РФ, ст. 30 ГрК РФ судом в порядке ст. 46 КАС РФ принят отказ от административного иска в указанной части путем вынесения определения суда от 27.10.2020г.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Фирма «РЕЗЕРВ» по доверенности (л.д.193-194 т.1) ФИО1 требования поддержал с учетом уточненной редакции иска и дополнительных доводов, изложенных в письменных пояснениях. Обратил внимание суда, что поперечный профиль по ул. <адрес> представлен на иной участок.
Представители административного ответчика Администрации г. Омска по доверенности ФИО2 (л.д.116-117 т.1), ФИО3 (л.д. 53-54 т.3) требования не признали в полном объеме, поддержав доводы письменного отзыва с дополнениями (л.д. 175-179,210-215 т.1), суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, опубликован в установленном законом порядке. Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Генеральный план) земельный участок с кадастровым номером № определяется в функциональной зоне планируемые территории развития города, на магистрали общегородского значения регулируемого движения по улице <адрес>. На основании приложения № «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «ИТ-2», категория земель – для общего пользования. Административный истец делает ошибочный вывод о несоответствии Проекта планировки территории Правилам, а также требованиям ЗК РФ и ГрК РФ. Между тем, согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны представляют собой зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Таким образом, документом, в соответствии с которым земельные участки отнесены к тем или иным территориальным зонам, являются правила землепользования и застройки. При этом документацией по планировке территории территориальные зоны не устанавливаются. В соответствии с Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером № определяется в функциональной зоне планируемые территории развития города, на магистрали общегородского значения регулируемого движения по улице <адрес>. Согласно приложению № «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «ИТ-2». Таким образом, Правила в рассматриваемой части соответствуют Генеральному плану. На основании пункта 2 статьи 49 Правил зона городского наземного транспорта (ИТ-2) представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения). Указание в экспликации проекта планировки территории сноски с зоной 32.14 «зона размещения объектов производственно-коммунального назначения» фактически означает, что эта этой территории расположен объект, который можно расположить на указанной территории (как основной вид или условно-разрешенный). В данном случае при указании соответствующей зоны (территории) в проекте планировки учтено фактическое землепользование, это автозаправочная станция – объект, располагается в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения <данные изъяты>, где вид использования «заправка транспортных средств» (код 4.9.1.1) определяется как условно разрешенный вид использования. То что, в проекте планировки эти территории поименованы «зонами» не противоречит нормам действующего законодательства. При этом Администрация города Омска обращает внимание на то, что красная линия, которая на основании Проекта планировки территории делит земельный участок с кадастровым номером № на две части, не влечет за собой отнесение одной из них к территориальной зоне «ИТ-2», а другой – к территориальной зоне «П». Несмотря на прохождение красной линии через указанный земельный участок, обе его части относятся к территориальной зоне «ИТ-2». Таким образом, Проект планировки территории в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «ИТ-2» в полном объеме соответствует Генеральному плану, Правилам, а также требованиям ЗК РФ и ГрК РФ в части невозможности нахождения земельного участка в нескольких территориальных зонах одновременно. Таким образом, при отсутствии противоречий между Проектом планировки территории, Генеральным планом и Правилами основания для признания недействующим Проекта планировки территории отсутствуют. В связи указанным, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства, действующие по доверенности ФИО4 (л.д.195-196 т.1) и ФИО5 (л.д.197-199 т.1) поддержали доводы представителя Администрации г. Омска, представив письменный отзыв с дополнениями (л.д.202-205 т.1, л.д. 175-177 т.2), а также возражения на пояснения административного истца (л.д.80-81 т.3), суду пояснили, что Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (далее – СП) (Таблица 11.2) установлены расчетные параметры улиц и дорог городов – расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, наименьший радиус вертикальной вокнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара. Для магистральных улиц районного значения приняты следующие параметры: - ширина полосы движения (м.) – 3,25 – 3,75; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2 – 4; наименьшая ширина пешеходной части тротуара (м.) – 2,5. Согласно п.1 Примечания к Таблице 11.2 СП 42.13330.2016 Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м):магистральных улиц – 40-100. Согласно п.1.1 СП 42.13330.2016 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке. Решением Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Пунктом 5.8.5 указанных Нормативов (Таблица 5.8.2.) установлены расчетные показатели для проектирования сети улиц и дорог городского округа. Для магистральных дорог общегородского значения приняты следующие параметры: Регулируемого значения: ширина полосы движения (м.) – 3,5: число полос движения (суммарно в двух направлениях) –4-8: ширина пешеходной части тротуара (м.) – 3; ширина в красных линиях (м.) – 37-75. Согласно п.1 примечания к Таблице 5.8.2 Нормативов Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц в красных линиях принимается в соответствии с настоящей таблицей, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального. В оспариваемом Постановлении ширина планируемой к строительству магистрали общегородского значения по ул. <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером № составляет 44 м. Таким образом, на перспективную автомобильную дорогу ул. <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером № установлена красная линия шириной поперечного профиля 44 м., что соответствует ширине приведенной в СП для магистральной улицы общегородского значения, предусмотренной Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры, утвержденной в составе Генерального плана. Определенных требований для отображения на схемах всех защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог (тротуары, откосы, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и др.) действующими нормативами не предусмотрено. Согласно п. 11.1 СП 42.13330.2016 земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. При планировании развития населенного пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура улично-дорожной сети должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям. Согласно представленному в материалы дела чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы улично-дорожной сети, обозначены с обеих сторон. Таким образом, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером № соответствует Генеральному плану города Омска, предусматривающим магистраль общегородского значения, а также нормативам градостроительного проектирования. На основании изложенного, красная линия, проходящая через рассматриваемый земельный участок установлена в соответствии с требованиями СП. Отметили, что оспариваемый проект планировки до его утверждения подлежал рассмотрению на публичных слушаниях. При этом на публичных слушаниях от административного истца каких-либо возражений в части отражения земельного участка в границах красных линий не поступало. Утверждение проекта планировки территории, предполагающего развитие территории в соответствии с Генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц. Кроме того, статьей 45 ГрК РФ определен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории. Административным истцом данная процедура не соблюдена. Также указали, что поперечный профиль разработан на всю улицу <адрес>, что соответствует требованиям градостроительного законодательства. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В данном суду заключении помощник прокурора г. Омска Бондарева М.Г. полагала заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме (л.д.160-163 т.3).
Представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу положений ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.
Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица».
Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (часть 6 статьи 7 Устава города Омска).
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены основные строения автозаправочной станции (АЗС), принадлежащей ООО «Фирма «РЕЗЕРВ» (ранее ЗАО, АО, далее по тексту также - Общество) на праве собственности, что подтверждается распоряжением Департамента строительства администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№; разрешением № на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: <адрес>; заключением государственного архитектурного надзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№,1 свидетельством о праве собственности Общества на объект недвижимости по адресу: <адрес> (л.д.18-21, 229-235, 224-250 т.1, л.д.1-49 т.2).
При этом, часть элементов АЗС (часть навеса АЗС, 2 топливно-раздаточных колонки) находится на земельном участке с кадастровым номером №.
Из Выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № усматривается, что категория земель установлена как: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли общего пользования для организации строительной площадки. Объекты придорожного сервиса; вид ограничений: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ (л.д. 93-95 т.2).
Аналогичные сведения указаны в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № (л.д.149-152 т.2).
Из Выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № усматривается, что категория земель установлена как: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования. Объекты придорожного сервиса; вид ограничений: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ (л.д. 85-92 т.2).
Из Выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № усматривается, что категория земель установлена как: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, объекты придорожного сервиса, для общего пользования (уличная сеть); вид ограничений: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; вид обременения: аренда (л.д. 29-36 т.3).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией города Омска принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>» (л.д.122-132 т.1).
Данное Постановление Администрации города Омска было опубликовано в газете «Третья столица» №, ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении) (л.д.156-173 т.1).
Постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке территории городка Нефтяников муниципального образования городской округ город Омск Омской области» публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес> были назначены на ДД.ММ.ГГГГ в здании, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.133-134 т.1).
В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке территории городка Нефтяников муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проводимых в соответствии с постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, публичные слушания признаны состоявшимися (л.д.135-136 т.1); каких-либо возражений в отношении земельного участка с кадастровым номером № не поступало.
Как следует из пояснений сторон, административный истец участия в публичных слушаниях не принимал, возражений относительно предложенного проекта планировки не заявлял.
Согласно пункту 4 статьи 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации города Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку.
В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято обжалуемое постановление.
В границах данной территории расположен названный выше земельный участок с кадастровым номером №, что сторонами по делу не оспаривается.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № определяется в функциональной зоне планируемые территории развития города, на магистрали общегородского значения регулируемого движения по улице <адрес> (л.д.118 т.1).
На основании приложения № «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «ИТ-2», категория земель – для общего пользования (л.д.119 т.1).
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 30 ГрК РФ один земельный участок может находиться только в одной территориальной зоне.
Из доводов административного иска следует, что согласно оспариваемому проекту планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>, утвержденному постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № разделен красной линией на две части, одна из которых была отнесена к территориальной зоне «ИТ-2», а вторая – переведена в территориальную зону «П».
Указанное, по мнению административного истца, нарушает его права на установление сервитута и использования названного земельного участка с кадастровым номером №, и подтверждает несоответствие Проекта планировки территории Правилам, а также требованиям ЗК РФ и ГрК РФ.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик и заинтересованное лицо указывают на ошибочность выводов административного истца и на соответствие оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск.
Обсуждая доводы сторон, суд учитывает следующее.
Пунктом 20 статьи 1 ГрК РФ определено, что объекты местного значения – это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 8.2 Закона Омской области от 09.03.2007 № 874-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» предусмотрено, что к видам объектов местного значения, подлежащих отображению на генеральном плане городского округа, в области автомобильных дорог местного значения относятся объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
Границы полосы отвода автомобильной дороги в документации по планировке территории определяются на основании красных линий.
Согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» красные линии - линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно чертежу планировки территории границы автомобильной дороги ограничены красными линиями.
Из публичной кадастровой карты следует, что дорога общего пользования местного значения ул. <адрес> занята земельным участком с кадастровым номером №, она учтена в решении Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» за номером № (л.д.57 т.3).
Суду представлен проект планировки с обоснованием установленных красных линий (л.д.196-250 т.2, л.д.1-16 т.3), включая поперечные профили улиц и магистралей к указанному проекту (л.д.22-28 т.3).
Из схемы границ земельного участка с кадастровым номером № с наложением красных линий ул. <адрес>, установленных проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ и Чертежа, усматривается факт нахождения части указанного земельного участка в зоне размещения объектов производственно-коммунального назначения, но не в территориальной зоне П, как ошибочно полагает административный истец (л.д.14,16 т.3).
Согласно пункту 1 статьи 45 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в статьях 42, 43 указанных Правил.
Земельный участок с кадастровым номером № располагается в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения <данные изъяты>, где вид использования «заправка транспортных средств (код №) определяется как условно разрешенный вид использования (л.д.119 т.1).
Согласно пункту 2 статьи 49 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» зона городского наземного транспорта (ИТ-2) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Таким образом, земли (земельные участки) общего пользования - это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа. К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц. Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В статье 42, 43 указанных Правил приведены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства различных территориальных зон.
В экспликации проекта планировки территории сноски с зоной № «зона размещения объектов производственно-коммунального назначения» является обозначением, что на данной территории имеется объект, который может быть расположен на указанной территории (как основной вид или условно-разрешенный).
При указании соответствующей зоны (территории) в проекте планировки учитывается фактическое землепользование, отсюда следует, что автозаправочная станция (объект) располагается в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения <данные изъяты>, где вид использования «заправка транспортных средств (код №) определяется как условно разрешенный вид использования.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
На основании раздела 2 Генерального плана, на основе материалов Генерального плана в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировки территории города Омска.
Таким образом, в иерархии градостроительной документации основным документом, которому должны соответствовать все иные градостроительные документы, является Генеральный план.
Документация по планировке территории в свою очередь разрабатывается на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований и не может им противоречить.
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны представляют собой зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Суд отмечает, что документом, в соответствии с которым земельные участки отнесены к тем или иным территориальным зонам, являются правила землепользования и застройки. При этом документацией по планировке территории территориальные зоны не устанавливаются, условное обозначение «зон» не противоречит градостроительным нормам и правилам.
Таким образом, документацией по планировке территории подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером № частично в границах красных линий ул. <адрес>, и частично в зоне фактического размещения объектов производственно-коммунального назначения и определяется в территориальной зоне ИТ2.
В соответствии с пунктом 11 статьи 11 ГрК РФ красные линии – это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с Генеральным планом, в том числе принятым в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ (л.д.160 т.3), земельный участок с кадастровым номером № определяется в функциональной зоне планируемые территории развития города, на магистрали общегородского значения регулируемого движения по улице <адрес>.
Как указано судом выше, согласно приложению № «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «ИТ-2».
В указанной связи, суд приходит к выводу, что Правила соответствуют Генеральному плану.
На основании пункта 2 статьи 49 Правил зона городского наземного транспорта (ИТ-2) представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
Из анализа представленных суду доказательств, в том числе материалов по обоснованию и территориальному планированию судом усматривается, что Проект планировки территории в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «ИТ-2» в полном объеме соответствует Генеральному плану, Правилам, а также требованиям Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ в части невозможности нахождения земельного участка в нескольких территориальных зонах одновременно.
При этом, прохождение красной линии на основании Проекта планировки территории поперечно по земельному участку с кадастровым номером №, что разделяет его на две части, по мнению суда не влечет за собой отнесение одной из них к территориальной зоне «ИТ-2», а другой – к территориальной зоне «П», как ошибочно полагает административный истец, поскольку обе его части относятся к территориальной зоне «ИТ-2».
Таким образом, в указанной части доводы заявителя суд находит не обоснованными и подлежащими отклонению.
Обсуждая доводы стороны административного истца о неполноте разработки поперечного профиля по ул. <адрес>, суд учитывает следующее.
Согласно ч.4 ст. 42 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
При этом, материалы по обоснованию проекта планировки утверждению не подлежат.
Часть 4 ст. 42 ГрК РФ содержит перечень материалов по обоснованию проекта территории в графической форме: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2)схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3)схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Согласно ч.6 ст.42 ГрК РФ пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся: 1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории; 2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности; 3) иных вопросов планировки территории.
В материалы дела представлены основная часть и материалы по обоснованию проекта планировки территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются основной частью и материалами по обоснованию Постановления Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: <адрес>».
Судом установлено, что на момент издания оспариваемого Постановления действовали региональные нормативы градостроительного проектирования по Омской области, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области» (далее – Приказ).
В соответствии с таблицей № Приказа, пунктом 3.5.43 установлены основные расчетные параметры уличной сети городских округов и городских поселений.
Для магистральных дорог общегородского значения регулируемого движения приняты следующие параметры: ширина полосы движения (м.) – 3,5; число полос движения (суммарно в двух направлениях) –4-8; ширина пешеходной части тротуара (м.) – 3; ширина в красных линиях (м.) – 37-75.
Суд отмечает, что ошибочность ссылки в отзыве Департамента архитектуры и градостроительства на Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части расчета параметров красной линии, не указывает на наличие нарушений в градостроительной документации, поскольку из анализа представленной суду документации следует, что расчет названной красной линии фактически и обоснованно осуществлен на основе СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (действующих в период разработки документации и утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№), что не противоречит требованиям градостроительного законодательства.
То обстоятельство, что в материалах по обоснованию разработан один поперечный профиль из № по ул. <адрес>, а именно: на участке <адрес>, не указывает на нарушение со стороны административного ответчика требований градостроительного законодательства, поскольку, как следует из проекта планировки и раздела «поперечные профили», в оспариваемом Постановлении ширина планируемой к строительству магистрали общегородского значения по улице <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером № составляет 44 м. (сечение 10-10 участок <адрес> (л.д. 26-28 т.3).
Таким образом, на перспективную автомобильную дорогу ул. <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером № установлена красная линия шириной поперечного профиля 44 м., что соответствует ширине для магистральной улицы общегородского значения, предусмотренной Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры (л.д.121 т.1), утвержденной в составе Генерального плана.
Определенных требований для отображения на схемах всех защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог (тротуары, откосы, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и др.) действующими нормативами не предусмотрено, также как и разработка поперечного профиля на каждый участок улиц и магистралей. Согласно представленному в материалы дела чертежу красных линий (л.д.15 т.3), который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы уличной - дорожной сети, обозначены с обеих сторон.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что красная линия, проходящая через спорный земельный участок установлена в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, соответственно, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером № соответствует Генеральному плану города Омска, предусматривающим магистраль общегородского значения, а также нормативам градостроительного проектирования.
В указанной связи доводы административного истца в указанной части суд также находит необоснованными и подлежащими отклонению.
Иные доводы стороны административного истца, в том числе со ссылками на заключение кадастрового инженера и решения арбитражного суда по спорам с департаментом имущественных отношений по вопросу установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № не указывает на наличие нарушенных прав заявителя оспариваемым постановлением в той мере, в которой оно указывало бы на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства.
По доводам административного ответчика и заинтересованных лиц, суд отмечает, что вопрос установления самовольности возведения на указанном земельном участке частей АЗС не входит в предмет обсуждения заявленных требований и правовой ревизии суда подвергнут быть не может.
Судебная практика в рамках названных арбитражных споров правового значения по настоящему делу не имеет, указывая только на наличие правовой цели обращения с настоящим административным иском в суд.
В указанной связи доводы сторон в указанной части суд отклоняет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Соответственно, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города, а также при утверждении проектов планировки в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку, как отмечалось, согласно действующему законодательству названные документы являются документами планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
С учетом вышеизложенных норм следует, что решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. Кроме того, решения генеральных планов реализуются в виде принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создании объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Таким образом, в дальнейшем в рамках реализации генерального плана законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.
Генеральному плану, не оспоренному, как следует из объяснений сторон, в установленном порядке, обжалуемое постановление в оспариваемой части соответствует.
На основании приведенных обстоятельств, доводы административного искового заявления признаются судом неубедительными и подлежащими отклонению.
Исходя из указанного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, в том числе и для возложения на административного ответчика обязанности привести местоположение красной линии в отношении земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим законодательством, обратив решение к немедленному исполнению, поскольку в ходе рассмотрения спора судом не были установлены, в том числе, обстоятельства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а именно, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие части оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебные расходы по делу, с учетом результата рассмотрения настоящего спора, суд относит на сторону административного истца.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ООО "Фирма "Резерв" к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части, возложении обязанности - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Васильева
В окончательной форме решение принято 05.11.2020г.