Дело № 2а-2738/2023
УИД 50RS0044-01-2023-003284-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года г.Пущино, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Астаховой М.И., при секретаре судебного заседания Нюхченковой У.А.
С участием:
представителя административного истца Кабанова С.Н. – адвоката Ремезковой Р.М.,
представителя административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Поповой Н.А.,
представителя заинтересованного лица ООО "Газпром ТрансГаз Москва" - Левченко Н.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Кабанова Сергея Николаевича о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах»,
у с т а н о в и л:
Административный истец Кабанов С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.03.2023 № Р001-0781441016-66100339 об отказе в предоставлении государственной услуги " Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах», в отношении земельного участка, площадью 2 463 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «склады», расположенного по <адрес>; возложить на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца от 15.11.2022 № Р001-0781441016-66100339 о предоставлении государственной услуги" Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах».
Свои требования административный истец основывает на том, что 15.11.2022 он обратился в Администрации г.о. Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги ««Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах» в целях получения земельного участка из земель неразграниченной собственности, сведения о котором не внесены в ЕГРН, в аренду на торгах с видом разращенного использования «склады», с приложением к заявлению схемы расположения земельного участка площадью 2 463 кв.м.
Решением Администрации г.о. Серпухов Московской области № Р001-0781441016-66100339 от 14.03.2023 ему было отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, поскольку согласно акту осмотра от 12.01.2023, земельный участок огорожен, имеет следы использования; формирование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению прав третьих лиц; земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки г.о. Серпухов Московской области; согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопроводов и систем газоснабжения.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку на момент обращения истца с заявлением, каких-либо утвержденных проектов планировки территории не имелось. На основании распоряжения ОАО «Московская железная дорога» от 04.09.2020 № Моск-1079/р, железнодорожный переезд 4 км пк №5 3-й категории железнодорожной станции Шарапова Охота направления Москва-Серпухов, пересекающий подъездной путь № 9 Пролетарская ветвь - закрыт, переездный настил демонтирован. Ввиду ликвидации указанной части дистанции пути железной дороги по Симферопольскому шоссе г.о. Серпухов, каких-либо проектов планировки территории по строительству путепровода через железную дорогу быть не может.
Административный истец ссылается на административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду или в собственность на торгах», утв. распоряжением Минмособлимущества от 26.03.2021 № 15ВР-470, в пункте 13.2. которого приведем исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги. Такого основания для отказа, указанное в оспариваемом решении, как возможное в будущем нарушение прав третьих лиц при формировании земельного участка согласно представленной схеме расположения на кадастровом плане территории, не имеется. Отказ основан на предположении, что является недопустимым, и нарушающим права административного истца. Кроме того решение не содержит пункт Административного регламента, руководствуясь которым, Администрацией было отказано в предоставлении государственной услуги.
Также административный истец указывает, что нахождение земельного участка в охранной зоне газопроводов и систем газоснабжения не ограничивает его в оборотоспособности, в том числе в возможности предоставления земельного участка в аренду. Испрашиваемый земельный участок располагается в зоне минимально-допустимых расстояний от оси магистральных газопроводов.
Административный истец просит предоставить ему спорный земельный участок по договору аренды. Каких-либо ограничений, не позволяющих предоставлять испрашиваемый земельный участок в аренду, в оспариваемом решении органом местного самоуправления не приведено. Оспариваемое решение не содержит ссылок на положения норм действующего законодательства, которые нарушены административным истцом при составлении схемы расположения земельного участка и обращении в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Административный истец Кабанов С.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца - адвокат Ремезкова Р.М. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Попова Н.А. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что административному истцу решением Администрации г.о. Серпухов Московской области от 14.03.2023 №Р001-0781441016-66100339 отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, в ввиду наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах; с разъяснением причин отказа в предоставлении государственной услуги: согласно акту осмотра от 12.01.2023 земельный участок огорожен, имеет следы использования. Формирование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению прав третьих лиц; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки городского округа Серпухов Московской области; земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, узнанными в Запросе о проведении аукциона; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопроводов и систем водоснабжения. В настоящее время Администрацией г.о. Серпухов проводятся мероприятия по выявлению самовольного занятия земель неразграниченной государственной собственности на месте испрашиваемого земельного участка.
Административным ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия была получена сводная информация Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по имеющимся ограничениям оборотоспособности испрашиваемого земельного участка. В п. 6 заключения указано, что земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки городского округа Серпухов Московской области. В отношении земельного участка имеется утвержденный проект планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки городского округа Серпухов Московской области, утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 24.07.2020 № 461/22.
Административный ответчик также указывает, что ссылка истца на то, что в этой части дистанции ликвидированы пути железной дороги по Симферопольскому шоссе городского округа Серпухов не может являться доказательством отсутствия утверждённых проектов планировки территории, в границах которых располагается испрашиваемый земельный участок.
Представитель заинтересованного лица – ООО "Газпром ТрансГаз Москва" Левченко Н.Д. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях, согласно которым ООО «Газпром трансгаз Москва», являясь в соответствии с Уставом газотранспортной организацией, эксплуатирующей объект системы газоснабжения - магистральные газопроводы Ставрополь-Москва 1 нитка диаметром 820 мм, Рраб - 2,5 Мпа, МГ Ставрополь- Москва 2 нитка диаметром 720 мм, Рраб - 2,5 Мпа, «КГМО-1» с рабочим давлением 5,4 МПа, диаметром 800 мм. Представитель ссылается на нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которому магистральные газопроводы являются опасными производственными объектами. В целях обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, безопасности людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах при проектировании и строительстве магистральных газопроводов законодателем установлены минимальные безопасные расстояния от оси газопроводов до существующих зданий, строений и сооружений в соответствии с таблицей 4, 5 Свода правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные газопроводы», таблицей 4, 5 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и ранее действовавшим СНиП «Магистральные газопроводы» П-45-75, СНиП «Магистральные газопроводы» П-Д. 10-62. Установленные указанными нормативными актами минимальные безопасные расстояния в связи с изменением названий СНиП не менялись. При эксплуатации магистральных газопроводов законодатель предусмотрел нормативные акты, обязывающие при последующей застройке земельных участков соблюдение установленных СНиП минимальных безопасных расстояний до оси газопроводов. Нарушение минимальных безопасных расстояний является нарушением требований промышленной, пожарной безопасности. Испрашиваемый земельный участок частично попадает в зону минимальных расстояний магистральных газопроводов «Ставрополь-Москва» 1 и 2 нитки.
Представитель заинтересованного лица – ООО "Газпром ТрансГаз Москва" также ссылается на ст.56 Земельного кодекса РФ, в силу которой права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами, при этом могут устанавливаться такие ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Представители заинтересованных лиц Министерство имущественных отношений Московской области, ОАО "РЖД" Московская железная дорога, Акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие № 17" в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Заинтересованным лицом ОАО "РЖД" Московская железная дорога представлены в суд письменные объяснения, из которых следует, что отказ в согласовании схемы испрашиваемого земельного участка является законным, а заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению ввиду того, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории, в отношении которой имеется утвержденный проект планировки территории. В отношении земельного участка имеется проект планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольского шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьминки г.о. Серпухов Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 24.07.2020 № 461/22. Земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороги Симферопольского шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьминки городского округа Серпухов. Проектом планировки предусматривается размещение в границах испрашиваемого земельного участка путепровода с целью обеспечения транспортной связью населенных пунктов г.о. Серпухов. Формирование земельного участка с видом разрешенного использования - «склады» не предусмотрено указанным документом территориального планирования. Испрашиваемый участок находится в охранной зоне, огорожен, имеет следы использования. Формирование земельного участка может привести к нарушению прав третьих лиц. В настоящее время проводятся работы по выявлению самовольного занятия земель не разграниченной государственной собственности на месте спорного земельного участка. Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопроводов и систем водоснабжения, что также накладывает соответствующие ограничения по его использованию.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 10 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела усматривается, что 15.11.2022 административный истец Кабанов С.Н. обратился в Администрацию г.о. Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах» в целях получения земельного участка из земель неразграниченной собственности, сведения о котором не внесены в ЕГРН, в аренду на торгах с видом разращенного использования «склады», с приложением схемы расположения земельного участка площадью 2 463 кв.м. (л.д.15,16).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 года № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
Пунктом 136 Сводного заключения Министерства имущественных отношений в Московской области №43-0 от 13.03.2023 года согласован отказ в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах».
Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области № Р001-0781441016-66100339 от 14.03.2023 административному истцу было отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги. Основаниями для отказа в соответствии с Административным регламентом явилось: наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах; согласно акту осмотра от 12.01.2023, земельный участок огорожен, имеет следы использования. Формирование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению прав третьих лиц; земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки городского округа Серпухов Московской области; земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков, в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, узнанными в Запросе о проведении аукциона; согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопроводов и систем водоснабжения (л.д.13,14).
Согласно акту осмотра земельного участка, площадью 2423 кв.м., расположенного по <адрес> (категория земель- «земли населённых пунктов», испрашиваемый вид разрешенного использования –«склады») от 25.07.2023, следует, что на момент осмотра забор (ворота открыты) на земельном участке расположен с трех сторон. На земельном участке расположена подъемная площадка (эстакада), куча песка. По границе земельного участка расположен строительный мусор. Свободный доступ на участок осуществляется с северо-востока, по границе забора с внешней стороны (северной) расположен ров. С южной стороны доступ на земельный участок осуществляется в обход. Доступ с обеих сторон осуществляется исключительно пешком. С западной и восточной сторон проходит линия электропередач. С западной стороны вблизи земельного участка расположены газопроводы. Транспортом на земельный участок можно попасть исключительно через ворота (главный въезд к земельному участку). На земельном участке объектов не расположено.
Распоряжением ОАО «Московская железная дорога» от 04.09.2020 № Моск-1079/р, железнодорожный переезд 4 км пк №5 3-й категории железнодорожной станции Шарапова Охота направления Москва-Серпухов, пересекающий подъездной путь № 9 Пролетарская ветвь - закрыт, переездный настил демонтирован (л.д.19,20).
Согласно ответа Серпуховского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва» от 14.02.2022 № 02/21331, зоны минимально-допустимых расстояний от газопроводов регламентированы СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. «Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС. В соответствии с пунктом 7.15 СП расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее указанных в таблице 4 значений (л.д.17,18).
В соответствии с приказом ООО «Мострансгаз» № 231 от 30.04.1991, газопровод вблизи испрашиваемого земельного участка переведен во 2-ой класс с рабочим давлением 52 мг/см2.
Магистральный газопровод (далее - МГ) «Ставрополь-Москва 1 н.» имеет диаметр 700 мм, МГ «Ставрополь-Москва 2н.» имеет диаметр 800 мм, МГ Тула-Москва имеет диаметр 500 мм, МГ «КГМО-I» имеет диаметр 800 мм.
Установлено, что Кабанов С.Н. обращался с заявление о предоставлении в аренду земельного участка с видом разрешенного использования «склады» в целях строительства на нем отдельно стоящего нежилого строения - склада.
В соответствии с системным анализом положений «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденный Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», складами являются нежилые здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии с таблицей № 4 минимальное расстояние от магистральных газопроводов 2-ого класса диаметром свыше 300 мм от отдельно стоящих нежилых и подсобных строение составляет 50 м.
Как следует из ответа ООО «Газпром трансгаз Москва» от 14.02.2022 № 02/21331, испрашиваемый земельный участок располагается от оси МГ Ставрополь- Москва 1 н.» Ду 700 мм на расстоянии 82-140 м, от оси МГ «Ставрополь-Москва 2н.» Ду 800 мм - 106-164 м, от оси МГ Тула-Москва Ду 500 мм - 95-125 м, а от оси МГ «КГМО-1» Ду 800 мм - 205-263 м.
Исходя из этого, испрашиваемый земельный участок располагается в зоне минимально-допустимых расстояний от оси магистральных газопроводов, о чем также указано ответе ООО «Газпром трансгаз Москва» от 14.02.2022 №02/21331.
Постановлением Правительства Московской области от 24.07.2020 №461/22 утвержден проект планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки г.о. Серпухов Московской области.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 8 статьи 39,11 Земельного кодекса РФ установлен перечень случаев когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду или в собственность на торгах" утвержден распоряжение Минмособлимущества от N 15ВР-470.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Государственной услуги приведен в п. 13.2 Регламента.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило: наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документов, а именно: согласно акту осмотра от 12.01.2023, земельный участок огорожен, имеет следы использования; формирование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нарушению прав третьих лиц.
Администрацией установлено, что земельный участок огорожен, имеет следы использования, однако как следует из произведенного совместного сторонами акта осмотра установлено, что имеющееся ограждение располагается вблизи испрашиваемого участка а не в его границах, ограждение расположено за пределами участка, то есть на территории неразграниченного пользования.
Также, суд соглашается с позицией истца о том, что основанием для отказа, как возможное в будущем нарушение прав третьих лиц при формировании земельного участка согласно представленной схеме расположения на кадастровом плате территории, указанное в оспариваемом решении, действующим законодательством не предусмотрено. Отказ, основанный на предположении, не является допустимым, нарушает права административного истца.
Таким образом, указанное основание суд находит не обоснованным.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги также послужило: несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, а именно: земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки г.о. Серпухов Московской области.
В процессе рассмотрения дела в материалы дела представлены доказательства утверждения проекта планировки территории для строительства путепровода на автомобильной дороге Симферопольское шоссе через железнодорожные пути вблизи д. Новые Кузьменки г.о. Серпухов Московской области (Постановление Правительства МО от 24.07.2020 N 461/22)
Также основанием к отказу послужил тот факт, что земельный участок полностью расположен в охранной зоне газопровода и систем газоснабжения.
Давая оценку указанным основаниям, суд приходит к следующему.
Кабанов С.Н. обращался с заявление о предоставлении земельного участка в аренду, что имеет юридически важное значение.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, земельные участки, изъятые из оборота, перечислены в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен п. 5 ст. 27 ЗК РФ. К таким земельным участкам отнесены, в том числе, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (п. п. 7).
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом.
Из анализа указанных норм следует, что в случае расположения участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории, действующее законодательство не содержит ограничений на предоставление такого участка в аренду.
Поскольку испрашиваемый земельный участок к участкам, изъятым из оборота, не относится, а является ограниченным в обороте, он не может быть предоставлен в собственность. Ограничений на его предоставление в аренду действующим законодательством не предусмотрено, что административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения не учтено.
Также нахождение земельного участка в охранной зоне газопроводов и систем газоснабжения не ограничивает возможность предоставления земельного участка в аренду. Испрашиваемый земельный участок располагается в зоне минимально-допустимых расстояний от оси магистральных газопроводов.
Относительно доводов заинтересованного лица ООО "Газпром ТрансГаз Москва" о невозможности строительства на указанном земельном участке зданий, строений и сооружений, которые намеревается возвести истец при получении земельного участка аренду, суд учитывая нахождение газопровода в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка, на котором предполагается строительство нежилого здания, полагает необходимым применить Свод правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85". Магистральные газопроводы", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - Свод правил СП 36.13330.2012).
В соответствии с пунктом 5.6 Свода правил СП 36.13330.2012 для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов, вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 (далее - Правила охраны).
Магистральный газопровод, имеющийся в месте расположения испрашиваемого земельного участка относится к II классу магистральных газопроводов, что не отрицалось сторонами. Исходя из содержания таблицы 4 Свода правил СП 36.13330.2012 минимальное расстояние от оси газопроводов до конкретного объекта зависит как от технических характеристик магистрального газопровода, так и от степени ответственности такого объекта и необходимости обеспечения его безопасности.
Заявителем планируется к строительству отдельное стоящие нежилое строение - склад.
При этом минимальное расстояние от оси газопровода диаметром от 300 до отдельно стоящего нежилого или подсобного строения - должно составлять не менее 50 м. (п. 3 таблицы 4).
В связи с чем доводы представителя ООО "Газпром ТрансГаз Москва" относительно нарушений истцом зоны минимально допустимых расстояний, не обоснован.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое решение принято с учетом заключения межведомственной комиссии по земельным и имущественным отношениям Московской области не могут быть приняты в качестве основания для вывода о законности оспариваемого решения, поскольку наличие указанного согласования свидетельствует лишь о соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, но не о наличии законных оснований для его принятия.
Иные доводы административного ответчика и заинтересованных лиц не опровергают вышеуказанные выводы суда, а поэтому не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Исходя из вышеизложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 14.03.2023 № Р001-0781441016-66100339 об отказе в предоставлении государственной услуги " Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах», в отношении земельного участка, площадью 2 463 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «склады», расположенного по <адрес>.
В силу положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Кабанова Сергея Николаевича от 15.11.2022 № Р001-0781441016-66100339 о предоставлении государственной услуги " Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кабанова Сергея Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.03.2023 № Р001-0781441016-66100339 об отказе в предоставлении государственной услуги " Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах», в отношении земельного участка, площадью 2 463 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «склады», расположенного по <адрес>.
Возложить на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Кабанова Сергея Николаевича от 15.11.2022 № Р001-0781441016-66100339 о предоставлении государственной услуги " Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Астахова
Мотивированное решение составлено 07.08.2023.