УИД:32RS0022-01-2019-000547-32
Дело №2а-273/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 07 августа2019 года
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гузанова Д.Е.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
с участием помощника прокурора Погарского района Брянской области Гузеева А.И.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области – ФИО2,
представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Брянской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что территориальная избирательная комиссия Погарского района Брянской области решением от 26 июля 2019 г. № 98 отказала в регистрации истца, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов Погарского района Брянской области», сославшись на нарушения закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области». Административный истец считает приведенное решение, в том числе, в части отказа ему в регистрации на основании пп. «и» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 г. № 54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», то есть, по мотиву несоздания кандидатом избирательного фонда, незаконным. В обоснование доводов иска указывает, что так как в избирательном округе, по которому административный истец баллотировался кандидатом, число избирателей было менее пяти тысяч, то избирательный фонд им не должен был создаваться. Также полагает, что он не имел возможности создать избирательный фонд в силу отсутствия у него соответствующего разрешения избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета. Считает, что необходимости в создании избирательного фонда не было, так как необходимое для регистрации число подписей было размещено на одном подписном листе. Кроме того, по мнению истца, избирательная комиссия обязана была в установленном законом порядке уведомить его об имеющихся недостатках в целях приведения кандидатом документов, представленных для выдвижения и регистрации, в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Административный истец также находит незаконным обжалуемое решение в части отказа ему в регистрации, в том числе, на основании пп. «в» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области, т.е. по мотиву отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, указанным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В обоснование приведенного довода указывает на то, что поскольку кандидатом избирательный фонд не создавался, необходимости в предоставлении истцом в числе документов, необходимых для регистрации, первого финансового отчета о расходовании средств избирательного фонда отсутствовала. Аналогично полагает, что поскольку изменения в ранее представленных сведениях о кандидате отсутствовали, представлять информацию об отсутствии изменений лишено правового смысла. Считает, что поскольку об отсутствии недостающих документов, необходимых для регистрации, избирательная комиссия административного истца не уведомила, он не имел возможности восполнить недостатки. Административным истцом также оспаривается отказ в регистрации по основанию пп. «ж» п. 4 ст. 25 Закона Брянской области, т.е. в виду недостаточности количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации. Полагает, что избирательной комиссией незаконно признано несоответствие подписного листа форме, установленной Приложением № 8 к Федеральному закону, а также что сведения о статусе депутата внесены в подписной лист до представления подписных листов в комиссию. Одновременно считает, что кандидат имел право не позднее чем за сутки до заседания комиссии о регистрации кандидата в депутаты внести необходимые сведения и исправления в подписной лист, кроме раздела, заполненного лично избирателем, - даты и личной подписи избирателя. На основании изложенного, административный истец просит решение от 26 июля 2019 г. N98 территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области «Об отказе ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N2» признать незаконным, отменить его и обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов Погарского района Брянской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N2.
В возражениях на административный иск представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области – ФИО2 просит отказать в его удовлетворении. В обоснование доводов возражений указывает на то, что кандидат ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения и представляющий для своей регистрации необходимое число подписей избирателей, обязан оплатить изготовление подписных листов и иные мероприятия по сбору подписей избирателей из средств избирательного фонда, предварительно создав его в установленном законом порядке. Ссылку последнегона право не создавать избирательный фонд в случае, если число избирателей в округе не превышает пяти тысяч, ответчик полагает несостоятельной, так как такое право предусмотрено для тех кандидатов, которые не осуществляют финансирование своей избирательной кампании. Мероприятия по сбору подписей избирателей, в том числе оплата подписных листов, являются видами расходов, связанных с финансированием избирательной кампании, и должны осуществляться только из средств избирательного фонда. Так как до подачи ФИО1 документов для регистрации избирательный фонд кандидатом создан не был (не открыт специальный избирательный счет), восполнить данный недостаток в силу требований действующего законодательства, невозможно, при том, что несоздание кандидатом избирательного фонда является самостоятельным основанием для отказа кандидату в регистрации. Кроме того, кандидатом ФИО1 в избирательную комиссию для регистрации был представлен подписной лист, в который сведения о том, что последний наделен статусом депутата на непостоянной основе с указанием представительного органа были внесены после представления документа в избирательную комиссию, а также истцом сведения о судимости в нарушение установленных требований к форме подписного листа, внесены не после отчества кандидата на заглавной стороне, а на оборотной стороне листа при исполнении заверительной надписи, и не в полном объеме, что прямо запрещено законом. В этой связи, в подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей внесены не в полном объеме, все 10 подписей в данном подписном листе обоснованно признаны недействительными.
В возражениях на административный иск представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Брянской области – ФИО4 просит отказать в его удовлетворении. В обоснование доводов возражений указывает на то, что в силу требований действующего законодательства финансирование избирательной кампании кандидата, которому в поддержку своего выдвижения необходимо собрать подписи избирателей, производится, и создание избирательного фонда кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижение, обязательно, независимо от численности избирателей в избирательном округе. Количество подписей избирателей, которые необходимо собрать кандидату в поддержку своего выдвижения, и количество изготовленных подписных листов на необходимость создания избирательного фонда кандидата, из средств которого должны быть изготовлены подписные листы, не влияют. С учетом изложенного, а также того, что административный истец не оспаривает факт непредставления в избирательную комиссию необходимых документов, в том числе, протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, документов первого финансового отчета кандидата, сведений об отсутствии изменений в ранее представленных сведениях о кандидате, обжалуемое решение является законным и обоснованным. Кроме того, внесение в подписной лист сведений о наличии у кандидата статуса депутата на непостоянной основе с указанием представительного органа могли после представления документа в избирательную комиссию прямо противоречит требованиям закона. Также указывает на то, что истцом в подписном листе сведения о судимости в нарушение установленных требований к форме подписного листа, внесены не после отчества кандидата на заглавной стороне, а на оборотной стороне листа при исполнении заверительной надписи, и не в полном объеме, что прямо запрещено законом.
В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям. При этом ФИО1 оспаривал факт внесения в представленный им 18 июля 2019 года в территориальную избирательную комиссию Погарского района Брянской области (далее – ТИК Погарского района Брянской области) подписной лист с подписями избирателей дополнений, в частности, касающихся наличия у него, ФИО1, статуса депутата на непостоянной основе с указанием представительного органа, а также сведений о наличии у него судимости. При этом, пояснил суду, что в соответствии с требованиями закона приведенные сведения он указал в бланке подписного листа изначально, т.е. до его заполнения избирателями14 июля 2019 года. Пояснил, что изначально не создавал избирательный фонд, соответственно, не открывал специального избирательного счета, а также не предоставлял документов первого финансового отчета кандидата, поскольку был введена в заблуждение относительно необходимости совершения приведенных действий сотрудником ТИК Погарского района Брянской области ФИО5 О необходимости предоставления иных, указанных в обжалуемом решении ответчика документов его также никто не уведомил. Бланк указанного подписного листа был им изначально получен в единственном экземпляре 10 июля 2019 года в ТИК Погарского района Брянской области при предоставлении уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов, впоследствии, он же был заполнен и в нем были указаны сведения и проставлены подписи избирателей.
Представитель административного ответчика ТИК Погарского района Брянской области – ФИО2, а также представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Брянской области – ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать по вышеизложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица Погарского местного отделения БРО ВПП «Единая Россия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное заинтересованное лицо извещалось надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела со стороны указанного заинтересованного лица не поступало.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить заявленные административные исковые требования без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Решением Гетуновского сельского Совета народных депутатов от 17 июня 2019 года № 153 назначены выборы депутатов Гетуновского сельского Совета народных депутатов (решение опубликовано в периодическом печатном издании - газете «Вперёд» 21 июня 2019 года № 48 (10874)).17 апреля 2009 года Постановлением Избирательной комиссии Брянской области №687/82 полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Гетуновское сельское поселение» возложены на территориальную избирательную комиссию Погарского района.
10 июля 2019 года ФИО1 представил в ТИК Погарского района Брянской области документы для уведомления о своем выдвижении кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов Погарского района Брянской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №2 в порядке самовыдвижения.
18 июля 2019 года ФИО1 представил в ТИК Погарского района Брянской области документы для регистрации кандидатом, в том числе подписной листы с подписями избирателей в количестве 10 подписей на 1 подписном листе.
26 июля 2019 года ТИК Погарского района Брянской области на основании пункта 3 статьи 12, подпунктов «в», «ж», «и» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года №54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» принято решение № 96 «Об отказе ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2». Как следует из текста данного решения, основанием для его принятия послужили следующие обстоятельства. Так, в нарушение действующего законодательства, специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №2ФИО1 не открывался, избирательный фонд не создавался. В нарушение подпунктов «а», «в», «г» пункта 1 статьи 24 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года №54-3 ФИО1 в избирательную комиссию не были представлены: копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, документы первого финансового отчета, информация об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате либо об их отсутствии. Кроме того, все десять подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения ФИО1 в подписном листе, являются недействительными, поскольку форма последнего не соответствует установленным требованиям, а также в связи с тем, что сам лист изготовлен с нарушением закона. При этом, было учтено, что изготовление подписного листа ФИО1 не оплачено из средств избирательного фонда кандидата, а также в связи с тем, что сведения о статусе депутата на непостоянной основе с указанием наименования соответствующего представительного органа с нарушением федерального и регионального законодательства внесены в подписной лист после его представления в избирательную комиссию, в то время как на заглавной странице подписного листа после отчества кандидата отсутствуют сведения о судимости кандидата в установленном законом объеме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также Законом Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области».
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3, для регистрации кандидатом в депутаты Погарского районного Совета народных депутатов четвертого созыва по Гетуновскому одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения необходимо не менее 10 подписей избирателей. В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона
Брянской области проверке подлежат все подписи избирателей, представленные для регистрации кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу.
В соответствии с п.п. «в», «ж», «и» ч. 4 ст. 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3, основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Закона избирательный фонд может не создаваться).
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата осуществляется на подписных листах, которые изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону (п. 1 ст. 22 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3).
Согласно п.8 ст. 37 Федерального Закона №67-ФЗ, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляется согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. В п.14 названной статьи указано, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Согласно требованиям к форме подписного листа в Приложении № 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в подписном листе указываются сведения об этом после сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий). По смыслу положений п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ и вышеприведенного Приложения № 8 к нему, п. 2 ст. 19 Закона Брянской области, указание в заявлении о согласии баллотироваться и в подписном листе сведений об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе является обязательным, если кандидат является депутатом на непостоянной основе. Не указание данных сведений является несоблюдением формы подписного листа.
Согласно требованиям к форме подписного листа в Приложении № 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. При этом в силу подпункта 58 статьи 2подпункта 58 статьи 2 указанного Федерального закона сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10 марта 2016 года N 450-О "По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Анализ приведенных положений избирательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренных федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме.
В соответствии с пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными, в том числе, в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Исправление подписного листа после представления в избирательную комиссию не допускается в виду того, что п. 1.1 ст. 38 Закона РФ N 67-ФЗ содержит прямой запрет на внесение дополнительных сведений или изменений в ранее подписанные избирателями подписные листы.
Как следует из материалов дела, в представленном 18 июля 2019 года в ТИК Погарского района Брянской области в числе документов для регистрации кандидатом подписном листе после сбора подписей избирателей (имевших место, как следует из текста подписного листа, 14 июля 2019 года) ФИО1 в нарушение приведенных требований к форме указанного документа, сведения о наличии у него судимости указаны не после отчества кандидата на заглавной стороне листа, а на оборотной стороне листа при исполнении заверительной надписи, т.е. после сбора указанных подписей. Поскольку заверительная надпись, в составе которой сделана запись о судимости, совершена ФИО1 15 июля 2019 года, оснований полагать, что запись о судимости была внесена до сбора подписей избирателей у суда не имеется.
При этом, суд учитывает, что приведённые требования, содержащиеся в подпункта 58 статьи 2 указанного Федерального закона № 67-ФЗ не соблюдены ФИО1 в должной мере, в которой они должны быть соблюдены кандидатом в депутаты, а именно: в подписном листе не указаны (не раскрыты) наименования статей Уголовного кодекса РСФСР, по которым административный истец ранее был осужден.
Отсутствие указанных полных данных свидетельствует о нарушении кандидатом требований избирательного законодательства к оформлению документов, предоставляемых в избирательную комиссию. Причины и мотивы, вследствие которых сведения о судимости не были указаны кандидатом в полном объеме в данном случае значения не имеют.
Кроме того, как следует из материалов дела, после сбора подписей избирателей (имевших место, как следует из текста подписного листа, 14 июля 2019 года) ФИО1 после подачи18 июля 2019 года в ТИК Погарского района Брянской области документов для регистрации кандидатом были собственноручно внесены дополнения в ранее указанные в подписном листе сведения о нем (в частности, на заглавной странице в сведениях о кандидате в строке «работающего» после ранее содержащегося указания на то, что истец является главой Гетуновского сельского поселения, было дописано что, он является депутатом Гетуновского сельского Совета народных депутатов третьего созыва на непостоянной основе). Доводы ФИО1 в судебном заседании об обратном опровергаются представленным в материалы дела заявлением последнего на имя председателя ТИК Погарского района Брянской области от 21 июля 2019 года, в котором ФИО1, помимо прочего, просит в ранее принятый подписной лист внести дополнение, в части указания на то, что он, ФИО1, является депутатом Гетуновского сельского Совета народных депутатов третьего созыва на непостоянной основе.
Согласно пункту «л» части 11 статьи 24 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-3, признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 7.1, 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд находит законным и обоснованным признание ответчиком недействительными содержащихся в указанном подписном листе 10 подписей в связи с наличием в заверительной надписи не оговоренной и совершенной 15 июля 2019 года дописки относительно судимости кандидата, и в связи с наличием в поименованной строке «работающего» не оговоренной и совершенной после 18 июля 2019 года дописки относительно сведений о кандидате, при том, что на момент подписи данного листа избирателями, приведенные сведения о кандидате внесены не были. Принимая во внимание изложенное, а также то, что сведения о судимости кандидата внесены в подписной лист не в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений действующего законодательства, лишило избирателей возможности ознакомиться с надлежащей информацией о лице, в поддержку которого ставятся подписи.
При этом суд учитывает, что необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах приведенных сведений является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
Приведенные требования обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы истца о возможности корректировки приведенных сведений в подписном листе, в том числе, на основании поступивших от сотрудников ТИК Погарского района Брянской области замечаний, основаны на неправильном толковании норм закона, в частности, положений п. 1.1 ст. 38 Закона РФ N 67-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 1 статьи 39 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области" согласно которому кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу обязан создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В соответствии с названными нормами права несоздание кандидатом избирательного фонда возможно при двух условиях, если число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Также, установлена обязанность кандидата уведомить соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, число потенциальных избирателей в Гетуновском избирательном округе составляет менее пяти тысяч человек.
В то же время, в соответствии с частью 1 статьи 22 39 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-З Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону. Требование об изготовлении подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда предусмотрено также частью 5 статьи 37приведенного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая приведенные положения законодательства, приходит к выводу о законности признания избирательной комиссией недействительными 10 подписей избирателей, в связи с изготовлением ФИО1 подписного листа не за счет средств созданного им избирательного фонда, при том, что факт отсутствия как данного фонда, так и открытого в банковской организации специального избирательного счета истцом в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривался.
При этом, суд также принимает во внимание, что в силу приведенных положений закона, наличие у кандидатов возможности не создавать избирательные фонды связывается с исключительной обязанностью последних уведомить соответствующую избирательную комиссию, в том числе, о том, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 суду не представил доказательств подтверждающих, что он уведомил территориальную избирательную комиссию Погарского района Брянской области об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального избирательного счета. Вопреки доводам иска, осведомленность сотрудников административного ответчика о том, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч, не освобождала истца от выполнения приведенной обязанности уведомления ответчика об отказе в создании избирательного фонда, в том числе, по мотивам отсутствия у кандидата намерений финансировать свою избирательную кампанию. Доказательств обращения к ответчику с заявлением о разрешении открыть специальный избирательный счет в банковской организации истцом в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "и" пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области" несоздание кандидатом избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-З, основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. К указанным документам положениями Федерального закона N 67-ФЗ, приведенного Закона Брянской области N 54-Зприсамовыдвижении отнесены, помимо прочего: протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов (подпункт «а» пункта 1 статьи 25 Закона Брянской области N 54-З);документы первого финансового отчета кандидата либо уведомление о несоздании кандидатом избирательного фонда (подпункт «в» пункта 1 статьи 25 Закона Брянской области N 54-З);информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, или об их отсутствии (подпункт «а» пункта 1 статьи 25 Закона Брянской области N 54-З).
Факт не предоставления в ТИК Погарского района Брянской области в числе прочих документов для регистрации кандидатом протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, а также сведений об отсутствии изменений в ранее представленных сведениях о кандидате, стороной истца в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривался.
Доводы истца о не уведомлении его об имеющихся недостатках в целях приведения кандидатом документов, представленных для выдвижения и регистрации, в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, признаются не состоятельными. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗкандидат вправе дополнительно представлять лишь копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ. Приведенные документы, в частности, протокол об итогах сбора подписей избирателей, а равно информация об изменениях в сведениях о кандидате (отсутствии изменений), к их числу не относится. Так как до подачи ФИО1 документов для регистрации избирательный фонд кандидатом создан не был (в том числе, не был открыт специальный избирательный счет), восполнение приведенных недостатков не могло быть произведено в порядке, предусмотренном п. 1.1. ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и п. 4 ст. 24 Закона Брянской области N 54-З, при том, что несоздание кандидатом избирательного фонда является самостоятельным основанием для отказа кандидату в регистрации.
Согласно разъяснениям пункта 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года №235/1486-6 (с изм. от 18 мая 2016 года), если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в. 1» и (или) «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона. В то же время, при принятии оспариваемого в раках настоящего дела решения об отказе в регистрации кандидата указанные нормы закона не применялись.
Доводы ФИО1 о том, что сотрудники ТИК Погарского района Брянской области умышленно вводили его в заблуждение относительно порядка заполнения документов, чем поставили в неравное положение с другими кандидатами с целью объективно исключить возможность зарегистрироваться кандидатом, материалами дела не подтверждены.
Учитывая системный анализ изложенных норм законодательства и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при вынесении решения об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Гетуновского сельского Совета народных депутатов Погарского района Брянской области по одномандатному избирательному округу № 2, территориальная избирательная комиссия Погарского района Брянской области не допустила нарушений норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Д.Е. Гузанов
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2019 года