Дело № 2а-273/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,
при секретаре – Трахановой Е.Н.,
с участием представителя административного истца – администрации Углегорского городского округа Филатова А.Н., представителя административного ответчика – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1, представителя заинтересованного лица – Углегорской местной общественной организации «Афалина» ФИО2, представителя заинтересованного лица – Углегорской местной общественной благотворительной организации «Центр «Радонеж» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному иску администрации Углегорского городского округа к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
19 марта 2019 года администрация Углегорского городского округа обратилась в суд с административным иском (поименованным заявлением) к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области, в котором просила признать незаконным и отменить предписание № 14/18 от 15 ноября 2018 года о выполнении работ по демонтажу памятника, установленного к 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро.
В обоснование заявленных требований указано, что администрация Углегорского городского округа действительно согласовывала размещение указанного объекта культурного наследия и предоставляла Углегорской местной общественной благотворительной организации «Центр «Радонеж» в аренду земельный участок с кадастровым номером 65:14:0000008:1745 для размещения памятного знака к 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню победы над милитаристской Японией в пгт. Шахтерске на берегу о. Тауро, что отражено в постановлении от 20 января 2014 года № 32 администрации Углегорского муниципального района (которая с 20 декабря 2017 года переименована в администрацию Углегорского городского округа). Также администрация оказывала данной общественной организации содействие в оформлении документации и продвижении проекта памятника в Министерстве культуры Сахалинской области. Земельный участок был оформлен в муниципальную собственность, с Углегорской местной общественной благотворительной организацией «Центр «Радонеж» был заключен договор аренды от 20 января 2014 года. Однако общественная организация по неизвестным причинам разместила вышеуказанный памятника не на предоставленном земельном участке, а на земельном участке с кадастровым номером 65:14:0000008:1913, что подтверждается заключением кадастрового инженера о результатах тахометрической съемки объекта. В связи с этим, по просьбе общественной организации, администрацией Углегорского муниципального района было согласовано размещение памятника уже на новом месте. Договор аренды прежнего земельного участка в силу утраты актуальности 12 апреля 2016 года был расторгнут. После просьбы о согласовании размещения объекта на новом земельном участке, общественная организация за выделением нового земельного участка в органы местного самоуправления не обращалась, земельный участок с кадастровым номером 65:14:0000008:1913 за ней не закреплялся, договор аренды не заключался. Право собственности на земельный участок с указанным кадастровым номером за муниципальным образованием не оформлялось. Сам памятник также не передавался в муниципальную собственность, что подтверждается соответствующей справкой Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа. В силу изложенного, администрация полагает, что не является собственником либо иным законным владельцем ни памятника, ни земельного участка, на котором он расположен. Полагает, что предписание направлено инспекцией ненадлежащему лицу, не обладающему правом владеть, распоряжаться и использовать спорный объект, в силу чего действия по демонтажу памятника со стороны администрации недопустимы с точки зрения гражданского законодательства и не могут быть исполнены без нарушения закона. Также отмечено, что оспариваемое предписание не содержит указаний на конкретное нарушение и норму закона, которая нарушена. Ссылку в предписании на отказ администрации Углегорского городского округа исполнить решения протоколов заседания экспертно-консультативного Совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области от 07 декабря 2016 года и 07 декабря 2017 года в части предложения об изменении названия памятника и содержания надписей на памятнике администрация полагала несостоятельной применительно к указанию нарушения. Отмечено, что в указанной формулировке не содержится указания на норму, закрепляющую обязанность административного истца исполнять решение вышеупомянутого Совета, а также из текста предписания однозначно видно, что решения Совета имеют характер предложения, а не требования об устранении нарушения законодательства. Исполнение незаконного предписания повлечет неоправданные расходы местного бюджета.
В письменном отзыве на административное исковое заявление Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Сахалинской области просит в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать. Указывает, что право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 65:14:0000008:1913, расположенным на территории Углегорского городского округа, государственная собственность на который не разграничена, в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» относится к полномочиям администрации Углегорского городского округа. Учитывая, что именно на этом земельном участке размещен спорный памятный знак, при этом ни администрация, ни иные лица прав собственника на данный памятный знак не заявляют (то есть – фактически он является бесхозяйной вещью), договор аренды на размещение памятного знака на указанном земельном участке ни с кем не заключен, следовательно, нахождение указанного памятного знака на этом земельном участке является незаконным. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Сахалинской области от 15 апреля 2011 года № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области», решение об установке памятника, памятного знака, мемориальной доски на территории Сахалинской области принимается уполномоченным органом по согласованию с экспертно-консультативным Советом по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области. Согласно письму от 02 октября 2015 года № 3732, администрация Углегорского муниципального района (ныне администрация Углегорского городского округа) обратилась в адрес экспертно-консультативного Совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области с просьбой о согласовании установки памятника 70-летию окончания Второй мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией, что свидетельствует о том, что инициатором установки памятного знака является администрация Углегорского городского округа. Между тем, экспертно-консультативный Совет по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области на заседании 07 декабря 2016 года установку памятного знака не согласовал, что подтверждается соответствующим решением, а также установил факт некорректности названия памятника и содержания надписей на памятнике. Ввиду этого, главе Углегорского муниципального района были даны предложения по изменению надписей на памятнике, однако до настоящего времени ответных предложений от руководства муниципального образования не поступало. На заседании Совета 07 декабря 2017 года по вопросу неисполнения указанного выше решения Совета также выступала администрация Углегорского муниципального района, не отказываясь от статуса инициатора установки памятника. Поскольку, ввиду изложенного, администрация является инициатором установки памятного знака и данный памятный знак расположен на земельном участке Углегорского городского округа, собственником которого последний и является, полагает, что предписание по демонтажу памятного знака выдано административному истцу на законных основаниях.
Определением суда от 19 апреля 2019 года (протокольная форма) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Углегорская местная общественная организация «Афалина», Углегорская местная общественная благотворительная организация «Центр «Радонеж», ФИО4
В письменном отзыве на административное исковое заявление Углегорская местная общественная благотворительная организация (далее – УМО БО) «Центр «Радонеж» указывает, что установка памятника на берегу озера Тауро была инициирована данной организацией. Также непосредственное участие в осуществлении этой идеи приняли Углегорская местная общественная организация «Афалина», взявшая на себя вопросы изготовления и установки памятника, благотворительный фонд «Возрождение Сахалина», профинансировавший это мероприятие, администрация Углегорского муниципального района (ныне – администрация Углегорского городского округа), которая по просьбе УМО БО «Центр «Радонеж» взяла на себя консультативные и технические вопросы юридического оформления памятника. Помимо перечисленных лиц, инициаторами установки монументального комплекса были иные юридические и физические лица, вложив собственные средства добровольных пожертвований. Администрация Углегорского городского округа согласовывала по инициативе УМО БО «Центр «Радонеж» размещение объекта культурного наследия и предоставила в аренду последней земельный участок с кадастровым номером 65:14:0000008:1745 для размещения памятного знака. Впоследствии выяснилось, что памятник был размещен на другом земельном участке, и необходимость в данном земельном участке отпала. Кто конкретно устанавливал памятник, и по какой причине оказалось, что размещен он на ином земельном участке, УМО БО «Центр «Радонеж» неизвестно; договор аренды на земельный участок, на котором фактически расположен памятный знак, организация не заключала и право собственности на него не приобретала. В настоящее время известно, что монументальный комплекс официально передан организацией «Афалина» бывшему мэру Углегорского района ФИО4, а земельный участок будет принадлежать ему по договору. УМО БО «Центр «Радонеж» полагает об отсутствии необходимости демонтажа памятника.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации Углегорского городского округа Филатов А.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что администрация инициатором установки спорного памятника не являлась и фактически его не устанавливала. В экспертно-консультативный Совет по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области с просьбой о согласовании установки памятника администрация Углегорского муниципального района обратилась в 2015 году по просьбе общественных организаций УМО БО «Центр «Радонеж» и «Афалина», поскольку последние не обладали достаточными юридическими познаниями для оформления необходимых разрешений. Иных действий (в том числе - по установке памятника) администрацией не предпринималось, в муниципальную собственность памятник не передавался. Ввиду этого, полагал ошибочными выводы инспекции о том, что администрация является инициатором установки данного памятника. Также отметил, что в настоящее время в Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа обратился ФИО4 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:14:0000008:1913, на котором расположен спорный памятный знак; договор аренды составлен и направлен ФИО4 на подпись. Одновременно просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что 17 декабря 2018 года, в пределах установленного законом срока, после переписки с административным ответчиком, заявление об оспаривании данного предписания было подано в Арбитражный суд Сахалинской области. 19 декабря 2018 года заявление было принято к производству арбитражным судом, а 26 февраля 2019 года (определение получено административным истцом 04 марта 2019 года) – производство по указанному делу прекращено, как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде.
Представитель административного ответчика – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве. Не согласилась с позицией административного истца о том, что администрация не является инициатором установки спорного памятника, ссылаясь на статью 11 Закона Сахалинской области от 15 апреля 2011 года № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области», регламентирующую порядок установки памятников, памятных знаков и мемориальных досок на территории Сахалинской области, и указав, что администрацией предприняты предписанные данной статьей для инициатора установки памятника действия, что позволяет считать ее таковым. Полагала, что предписание выдано надлежащему лицу, поскольку администрация выступала в качестве инициатора установки памятника и расположен он на территории Углегорского городского округа. Просила отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока на обращение в суд, ходатайство о восстановлении пропущенного срока считала не подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица – Углегорской местной общественной организации «Афалина» (далее – УМОО «Афалина») ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить. Пояснила, что спорный монумент был изготовлен и установлен обществом с ограниченной ответственностью «СахГемс» на основании договора, заключенного с УМОО «Афалина», которой работы были оплачены и приняты. Денежные средства на оплату работ были перечислены благотворительным фондом «Возрождение Сахалина». Эскиз памятника был передан от УМО БО «Центр «Радонеж», которой в аренду был оформлен земельный участок для размещения памятника. Как получилось, что памятник был установлен на ином земельном участке, - неизвестно. Инициатива по его установке была совместной и исходила как от общественных организаций «Афалина» и «Центр «Радонеж», так и от иных физических и юридических лиц, которые высказывали свою заинтересованность в таком памятнике. Самостоятельно в уполномоченные органы за согласованием установки памятника организация не обращалась, так как не знала о такой необходимости, однако ей известно, что УМО БО «Центр «Радонеж» обращалось в администрацию по вопросам оказания помощи в установке памятника. Предполагалось, что впоследствии памятник может быть передан муниципалитету, однако этого так и не произошло. В настоящее время спорный монумент, принадлежавший УМОО «Афалина» на основании договора, заключенного с ООО «СахГемс» и акта приема-сдачи работ от 01 августа 2015 года, подарен ФИО4 на основании договора дарения от 22 декабря 2018 года. Полагала необходимым восстановить администрации Углегорского городского округа срок на обращение в суд с настоящим административным иском.
Представитель заинтересованного лица – УМО БО «Центр «Радонеж» ФИО3 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что изначально именно УМО БО «Центр «Радонеж» обратилась к ФИО4, бывшему на тот момент главой администрации Углегорского муниципального района, по вопросу возможности установки памятника к памятной дате 700-летия Сергия Радонежского. Вместе с тем, поскольку данное мероприятие совпало с 70-летием окончания Второй Мировой войны, установка памятника была приурочена сразу к двум событиям. Установка данного памятного знака была поддержана общественностью. Его эскиз был представлен ФИО4 и одобрен общественными организациями. В силу юридической неграмотности общественные организации просили администрацию обратиться в уполномоченные органы за согласованием установки памятника, что и было сделано. Полагала необходимым восстановить администрации Углегорского городского округа срок на обращение в суд с настоящим административным иском.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о его месте и времени.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в ходе судебного заседания, 18 декабря 2018 года администрация Углегорского городского округа обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области о признании недействительным предписания от 15 ноября 2018 года о выполнении работ по демонтажу памятника, установленного к 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 26 февраля 2019 года производство по делу по указанному заявлению прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Копия данного определения поступила в администрацию Углегорского городского округа 04 марта 2019 года (л.д. 34-38).
В Углегорский городской суд с настоящим административным иском администрация Углегорского городского округа обратилась 19 марта 2019 года (с учетом выходного дня 8 марта 2019 года, - в пределах 10 рабочих дней после получения копии вышеуказанного определения).
Положения статьи 95 КАС РФ не содержат закрытого перечня уважительных причин, являющихся основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, решение данного вопроса отнесено к компетенции суда исходя из конкретных обстоятельств дела.
Учитывая, что в период рассмотрения дела арбитражным судом для административного истца исключалась возможность и необходимость подачи тождественного по содержанию административного иска в суд общей юрисдикции, суд расценивает указанное обстоятельство в качестве уважительной причины пропуска административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным иском, и находит обоснованным ходатайство о восстановлении указанного срока.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации», одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В силу статьи 1 Закона Сахалинской области от 15 апреля 2011 года № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области № 32-ЗО) в редакции от 23 ноября 2017 года, уполномоченным органом Сахалинской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Сахалинской области (в соответствии с редакцией указанной статьи от 27 мая 2013 года, действовавшей на момент установки спорного памятника, уполномоченным органом являлось министерство культуры Сахалинской области; с 19 декабря 2016 года – министерство культуры и архивного дела Сахалинской области).
В соответствии со статьей 4 Закона Сахалинской области № 32-ЗО, к полномочиям уполномоченного органа относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3.1.34 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 03 мая 2017 года № 185, инспекция выдает обязательные для исполнения предписания и осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний, в частности, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
Статьей 11 Закона Сахалинской области № 32-ЗО определен порядок установки памятников, памятных знаков и мемориальных досок на территории Сахалинской области.
Инициаторами установки памятников, памятных знаков и мемориальных досок могут выступать органы государственной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (далее - инициаторы) (часть 2 статьи 11 Закона Сахалинской области № 32-ЗО).
Согласно части 3 статьи 11 Закона Сахалинской области № 32-ЗО, решение об установке памятника, памятного знака, мемориальной доски на территории Сахалинской области принимается уполномоченным органом по согласованию с экспертно-консультативным советом по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области.
Частью 4 той же статьи установлено, что для принятия уполномоченным органом решения, указанного в части 3 настоящей статьи, инициатору необходимо представить следующие документы:
1) ходатайство о согласовании установки памятника, памятного знака или мемориальной доски;
2) историческую или историко-библиографическую справку;
3) копии архивных документов, подтверждающих достоверность события или заслуги увековечиваемого лица;
4) письменное обязательство о финансировании работ по проектированию, изготовлению, установке и обеспечению торжественного открытия памятника, памятного знака, мемориальной доски;
4-1) письменное обязательство по текущему содержанию установленного памятника, памятного знака или мемориальной доски (п. 4-1 введен Законом Сахалинской области от 23 ноября 2017 года № 98-ЗО);
5) эскиз памятника, памятного знака, текста надписи на мемориальной доске и письмо собственника здания с согласием на установку памятника, памятного знака, мемориальной доски.
Согласно части 5 статьи 11 Закона Сахалинской области № 32-ЗО, в случае выявления уполномоченным органом фактов установки памятника, памятного знака или мемориальной доски без решения, указанного в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган направляет инициатору в письменной форме предписание об устранении выявленных нарушений путем демонтажа памятника, памятного знака или мемориальной доски.
Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, постановлением администрации Углегорского муниципального района от 20 января 2014 года № 32 УМО БО «Центр «Радонеж» в аренду сроком на 45 лет предоставлен земельный участок для размещения памятного знака в г. Шахтерске на берегу о. Тауро с кадастровым номером 65:14:0000008:1745.
В ту же дату между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района и УМО БО «Центр «Радонеж» заключен договор аренды указанного земельного участка.
Согласно договору № 20-15 от 19 марта 2015 года, заключенному между УМОО «Афалина» (Заказчик) и ООО «СахГемс» (Подрядчик), Подрядчик принял на себя обязательство выполнить по заданию Заказчика, а Заказчик принял на себя обязательство принять и оплатить работу по изготовлению и монтажу монументального комплекса, выполненного из натурального гранита в соответствии с эскизом и техническим заданием; место проведения работ – набережная озера в Углегорском районе Сахалинской области; срок выполнения работ – с 10 апреля по 01 августа 2015 года.
Из акта приема-сдачи работ по договору № 20-15 от 01 августа 2015 года следует, что работы по изготовлению и установке монумента, площадки под него и дорожки к нему, приняты УМОО «Афалина» от ООО «СахГемс» в отсутствие претензий по качеству.
02 октября 2015 года администрация Углегорского муниципального района направила в адрес экспертно-консультативного Совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области письмо (исх.№3732), в котором просило согласовать установку памятника 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро, указав, что торжественное открытие памятника состоится 14 октября 2015 года.
К указанному письму прилагались следующие документы: историческая справка; схема боевых действий в Тооро в августе 1945 года с указанием места установки памятника 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией; документы, подтверждающие достоверность события; финансирование работ по проектированию, изготовлению и установке памятника (платежное поручение № 4176659 от 30 апреля 2015 года на перечисление денежных средств от УМОО «Афалина» в ООО «СахГемс»; счет на оплату аванса за работы по изготовлению и монтажу монументального комплекса, выполненного из натурального гранита в соответствии с договором № 20-15 от 19 марта 2015 года; договор № ПД-5608 на добровольное пожертвование от 27 апреля 2015 года, заключенный между благотворительным фондом «Возрождение Сахалина» (жертвователь) и УМОО «Афалина» (получатель пожертвования)); эскиз памятника; постановление администрации Углегорского муниципального района от 20 января 2014 года № 32 «О предоставлении Углегорской местной общественной организации «Центр «Радонеж» в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:14:0000008:1745 для размещения памятного знака в г. Шахтерске на берегу о. Тауро».
Согласно протоколу заседания экспертно-консультативного Совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области от 07 декабря 2016 года, по вопросу № 3 повестки заседания «Об установке памятника 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро» советом решено в срок до 01 апреля 2017 года:
Министерству культуры и архивного дела Сахалинской области направить главе муниципального образования «Углегорский муниципальный район» письмо о недопущении установки памятных плит, памятников в нарушение установленного порядка на территории муниципального образования; о некорректности названия памятника и содержания надписей на памятнике.
Главе муниципального образования «Углегорский муниципальный район» представить предложения по переименованию памятника, изменению содержания надписей на памятнике.
Согласно протоколу заседания экспертно-консультативного Совета по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области от 07 декабря 2017 года, по вопросу № 5 повестки заседания «Об исполнении пунктов протоколов предыдущих заседаний Совета было решено муниципальному образованию «Углегорский муниципальный район» самостоятельно проработать вопрос по изменению надписей и наименований обозначенных памятников (в том числе, памятника 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро) и направить свои предложения в рабочем порядке совету для вынесения рекомендаций в письменном виде.
В соответствии со статьей 1 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2016 года № 120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области № 120-ЗО), вступившего в силу с 10 января 2017 года, Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области. Городское поселение наделено статусом городского округа - Углегорский городской округ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области со дня вступления в законную силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Решением Собрания Углегорского муниципального района от 07 декабря 2017 года №471 администрация Углегорского муниципального района переименована в администрацию Углегорского городского округа.
Согласно представленному кадастровым инженером А Т.И. в администрацию Углегорского городского округа заключению, при тахеометрической съемке было выявлено, что памятник 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню победы над милитаристской Японией в пгт. Шахтерск расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:14:0000008:1913 по адресу: Сахалинская область, пгт. Шахтерск, ул. Чкалова.
Таким образом, из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц следует, что на земельном участке с кадастровым номером 65:14:0000008:1913, располагающемся на территории Углегорского городского округа, в период времени с 10 апреля по 01 августа 2015 года установлен монументальный комплекс из натурального гранита, поименованный памятником 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро.
Указанный памятник установлен на территории Углегорского района Сахалинской области в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа, что сторонами не оспаривалось, и такое решение до настоящего времени не получено.
Следовательно, в силу части 5 статьи 11 Закона Сахалинской области № 32-ЗО, введенной Законом Сахалинской области от 30 октября 2015 года № 85-ЗО, выявив данный факт, уполномоченный орган обязан был направить инициатору установки памятника в письменной форме предписание об устранении выявленных нарушений путем демонтажа памятника.
Вместе с тем, по мнению суда, выдача данного предписания в адрес администрации Углегорского городского округа закону не соответствует.
Из материалов дела следует, что фактически спорный памятник установлен УМОО «Афалина» на средства добровольных пожертвований, его монтаж окончен в августе 2015 года.
Таким образом, администрация Углегорского муниципального района, обращаясь в экспертно-консультативный Совет по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области 02 октября 2015 года, фактически принимала меры по легализации уже установленного памятника, представив при этом сведения о финансировании его изготовления и установки иным лицом, что не противоречит пояснениям представителей заинтересованных лиц в судебном заседании о том, что, обращаясь с данным ходатайством, администрация действовала по просьбе общественных организаций.
Иных документальных подтверждений тому, что инициатива по изготовлению и установке памятника исходила от органа местного самоуправления, материалы дела не содержат; после изготовления и монтажа памятник был принят по акту приема-сдачи работ УМОО «Афалина», которой в муниципальную собственность не передавался.
Кроме того, из материалов дела следует, что фактически спорный памятник был установлен не на земельном участке с кадастровым номером 65:14:0000008:1745, который был предоставлен администрацией общественной организации в аренду для размещения данного памятника, а на ином земельном участке с кадастровым номером 65:14:0000008:1913, государственная собственность на который не разграничена, размещение на котором объекта культурного наследия администрацией Углегорского муниципального района на момент его установки не согласовывалось.
При таких обстоятельствах, ссылка государственного органа на то, что инициатором установки памятника являлась администрация Углегорского муниципального района, поскольку именно администрация впоследствии обратилась за согласованием его установки, является несостоятельной, так как действия по установке памятника были предприняты иными лицами еще до обращения администрации в экспертно-консультативный Совет по сохранению историко-культурного наследия Сахалинской области.
Суд также принимает во внимание наличие на момент рассмотрения дела правопритязаний третьих лиц на спорный памятник и земельный участок, на котором он расположен.
По сведениям, представленным Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа, 16 апреля 2019 года с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:14:0000008:1913 обратился ФИО4, приложив к данному заявлению договор дарения монумента, установленного по адресу: Сахалинская область, Углегорский район, пгт. Шахтерск, на берегу о. Тауро, от 22 декабря 2018 года. По указанному заявлению сформирован договор и направлен заявителю на подпись.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в муниципальную собственность спорный памятник не передавался, инициатором его установки администрация не являлась, органами местного самоуправления его установка не финансировалась, о праве собственности на указанное имущество в настоящее время заявлено иным лицом, суд полагает обоснованным требование административного истца о признании незаконным предписания о демонтаже данного памятника, выданного администрации Углегорского городского округа.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что предписание, являющееся предметом судебного разбирательства, действующему законодательству не соответствует.
Вместе с тем, в части требования об отмене предписания административного ответчика суд отказывает, поскольку отмена предписания к полномочиям суда не относится, является прерогативой инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования администрации Углегорского городского округа – удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области № 14/18 от 15 ноября 2018 года о выполнении работ по демонтажу памятника, установленного к 70-летию окончания Второй Мировой войны и Дню Победы над милитаристской Японией в г. Шахтерске на берегу о. Тауро.
В удовлетворении остальной части административного иска администрации Углегорского городского округа – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2019 года.
Председательствующий судья А.С. Вавулина