ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2018 от 14.03.2018 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-273/2018Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Белореченск 14 марта 2018 года

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Пятибратовой И.В.,

при секретаре Сафоновой С.И.,

с участием заместителя Белореченского межрайонного прокурора Фефелова А.А.,

представителя административного ответчика - администрации МО Белореченский район по доверенности Михайличенко Т.Е.,

представителя административного ответчика - администрации Великовечненского сельского поселения Белореченкого района по доверенности Горбатенко Е.А.,

представителя заинтересованного лица - главы муниципального образования Первомайского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края Милованова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО Белореченский район и администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белореченский район и администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района по предупреждению ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, восстановлению разрушенного гидротехнического сооружения.

Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и администрацию Великовечненского сельского поселения Белореченского района произвести работы по ликвидации последствий разрушения гидротехнического сооружения, путем восстановления данного сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства до проектных параметров в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административных исковых требований пояснил, что Белореченской межрайонной прокуратурой в деятельности администрации муниципального образования Белореченский район и администрации Великовечненского сельского поселения Белореченский район выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно 18.05.2017 года выявлен факт проседания габионных конструкций, разрушения части гидротехнического сооружения (берегоукрепительной гравийно-песчанной насыпной дамбы), расположенного в районе с.Великовечного Белореченского района, на участке протяженностью около 150-200 м, что повлекло чрезвычайную ситуацию на территории Великовечненского сельского поселения и способствует возникновению межмуниципальной чрезвычайной ситуации. В связи с выявленными нарушениями Белореченской межрайонной прокуратурой главе Великовечненского сельского поселения 18.05.2017 года вынесено представление, которое рассмотрено и впоследствии удовлетворено. Во исполнение требований отраженных в представлении, распоряжением главы Великовечненского сельского поселения от 22.05.2017 № 20-р на территории Великовечненского сельского поселения Белореченского района введён режим функционирования «Повышенная готовность».Проведен подворный обход граждан и жилых домовладений, предположительно попадающих в зону подтопления, уточнены списки инвалидов, пожилых граждан нуждающихся в эвакуации на специальной технике, определены пункты временного размещения. Информация о возникшей чрезвычайной ситуации, пунктах временного размещения доведена гражданам под роспись, также населению вручена памятка по действиям в случае возникновения наводнения.В связи с не введением администрацией муниципального образования Белореченский района по состоянию на 24.05.2017 режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также не принятием дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по ограничению доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации и в зону чрезвычайной ситуации, по определению порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, использования транспортных средств, средств связи и оповещения и др., межрайонной прокуратурой 24.05.2017 главе администрации Белореченского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.Решением КЧС и ПБ администрации МО Белореченский район № 81-р от 2 июня 2017 г. «О переводе Белореченского звена ТП РСЧС Краснодарского края в режим функционирования «Повышенная готовность» на территории МО Белореченский район введен режим функционирования «Повышенная готовность».Также, во исполнение принятых мер прокурорского реагирования администрациями Белореченского района и Великовечненского сельского поселения приняты меры по восстановлению разрушенного тела берегоукрепительной гравийно-песчанной насыпной дамбы, расположенной в районе с.Великовечного.Вместе с тем, проведенными 08.12.2017 и 11.12.2017 межрайонной прокуратурой проверками вышеуказанной дамбы установлено, что работы по восстановлению берегоукрепительной гравийно-песчанной насыпной дамбы до проектных параметров в полном объеме не выполнены. В частности, проведены работы только по отсыпки тела дамбы инертными материалами, при этом частично разрушенные на гидротехническом сооружении габионы, струепоглощающие шпоры не восстановлены.Согласно договору о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности № 9 от 01.03.2017 в собственность Великовечненского сельского поселения передано гидротехническое сооружение (берегоукрепительная гравийно-песчаная насыпная дамба) - протяженностью 5100м, расположенное в районе с.Великовечного Белореченского района.Впоследствии 06.04.2017 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве Великовечненского сельского поселения на данное гидротехническое сооружение.В соответствии с проектной документацией основная цель строительства гидротехнического сооружения - предотвращения затопления с.Великовечное и прилегающей территории в период паводка, повышение безопасности населения и улучшения санитарного состояния территории, а также для стабилизации русловых процессов на данном участке реки. В ходе рассмотрения представления межрайонной прокуратуры от 27.12.2017 года, внесенного в адрес главы муниципального образования Белореченский район установлено, что гидротехническое сооружение (берегоукрепительная гравийно-песчанная насыпная дамба) расположена в границах Великовечненского и Первомайского сельских поселений. На основании чего администрация Белореченского района должна принимать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Великовечненского и Первомайского сельских поселений, связанной с частичным разрушением вышеназванного гидротехнического сооружения. Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - государственные программы), включающих в том числе, мероприятия по капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС.Решение вопроса о софинансировании мероприятий, входящих в состав государственных программ, принимается по итогам конкурсного отбора таких программ, осуществляемого в строгом соответствии с порядком, утвержденным Минприроды России.Для осуществления указанных полномочий ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются средства в виде субсидий.На территории Краснодарского края данные полномочия в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 возложены на Министерство природных ресурсов края.Однако, до настоящего времени администрацией Великовечненского сельского поселения во взаимодействии с администрацией Белореченского района документы, необходимые для вступления в вышеуказанную федеральную программу по мероприятию капитального ремонта ГТС не подготовлены, и в Министерство природных ресурсов края с заявлением главы муниципального образования Белореченский район не представлены.Таким образом, бездействие администраций муниципального образования Белореченский район, Великовечненского сельского поселения по восстановлению гидротехнического сооружения до проектных параметров является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества при возникновении чрезвычайной ситуации вследствие разрушения гидротехнического сооружения в районе с. Великовечного.

Представитель административного истца - заместитель Белореченского межрайонного прокурора Фефелов А.А. в судебном заседании подержал заявленные административные требования, подтвердив все вышеизложенное.

Представитель административного ответчика - администрации МО Белореченский район Михайличенко Т.Е. в судебном заседании не согласилась с административными требованиями, считает их необоснованными, недоказанными и не подлежащими удовлетворению, при этом пояснив, что решением Белореченского районного суда Краснодарского края по гражданскому делу №2-1993/2016 года от 06.10.2016 года администрацию МО Белореченский район обязали произвести работы по ликвидации последствий разрушения гидротехнических сооружений, путем восстановления данного сооружения в районе улиц Кооперативная-Пролетарская, в с. Великовечном. 24.12.2016 года судебным приставом - исполнителем возбужденное исполнительное производство в рамках вышеназванного решения суда, окончено, в связи с фактическим его исполнением. Администрацией МО Белореченский район предприняты все меры направленные на восстановление гидротехнического сооружения в районе улиц Кооперативная-Пролетарская, в с. Великовечном, разрушение которого произошло 6-8 июня 2016 года. Дамба восстановлена, документы и фотографии направлены как в прокуратуру, так и в службу судебных приставов. В указанный период времени дамба находилась в собственности муниципального образования Белореченский район. На основании проектной документации 2011 года берегоукрепительные работы на реке Белая в районе с.Великовечное Белореченского района, Краснодарского края, разработанной специалистами ООО «Севкавгеопроектстрой» по заказу Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, местоположение объекта определено как село Великовечное. В акте выбора земельного участка указано, что дамба строится на землях водного фонда 28,5 га, относящихся к государственной собственности.В феврале 2017 года на основании решений представительных органов муниципальных образований берегозащитная дамба №1, протяженностью 1700 м., объем 97461 куб.м., гидротехническое сооружение, протяженностью 5100 м, расположенные в с.Великовечное, переданы в собственность Великовечненского сельского поселения.Администрация муниципального образования Белореченский район не является собственником гидротехнического сооружения или лицом, эксплуатирующим гидротехнические сооружения, следовательно не может нести обязанность по его содержанию.В соответствии с действующим законодательством администрация не может выделять бюджетные средства на восстановление сооружения, так как это приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

Представитель административного ответчика - администрации Великовечненского сельского поселения Белореченкого района по доверенности Горбатенко Е.А. в судебном заседании не признала административные исковые требования в полном объеме, пояснив, что администрация не может исполнить требования указанные в административном исковом заявлении, поскольку не имеет на это денежных средств. Кроме того, считает, что в действиях администраций Великовечненского сельского поселения не усматривается бездействий по предупреждению ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, восстановлению разрушенного гидротехнического сооружения, так как все необходимые мероприятия по данному поводу администрацией были проведены, что подтверждается документально.

Представитель заинтересованного лица - глава муниципального образования Первомайского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края Милованов Н.Н. в судебном заседании подержал доводы представителей администраций муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель Кубанского бассейнового водного управления и представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Белореченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате проведенного мониторинга паводковой ситуации на территории Белореченского района обнаружено проседание габионных конструкций, разрушение части гидротехнического сооружения (берегоукрепительной гравийно-песчанной насыпной дамбы), расположенного в районе с. Великовечного Белореченского района, на участке протяженностью около 150-200 м, что повлекло «Повышенную готовность» на территории Великовечненского сельского поселения и способствует возникновению межмуниципальной чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 9 Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение их регулярных обследований, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, проводить работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, а также осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Таким образом, исходя из вышеназванных норм закона, суд удовлетворяя административные исковые требования в части обязания администраций муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения Белореченского района произвести работы по ликвидации последствий разрушения гидротехнического сооружения, путем восстановления данного сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства до проектных параметров, исходит из следующего.

Согласно решению №394 от 21.02.2017 года «О даче согласия на передачу из муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район в собственность городского и сельских поселений Белореченского района гидротехнических сооружений» администрацией муниципального образования Белореченский район дано согласие на безвозмездную передачу из муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район в собственность администрации Великовечненского сельского поселения Белореченский район берегозащитной дамбы №1, протяженностью 1700 м, объем 97461 куб.м., балансовой стоимостью 3 035 179 рублей (т.1 л.д.10-12), о чем также свидетельствует договор безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности №9 от 01.03.2017 года в собственность Великовечненского сельского поселения передано гидротехническое сооружение (берегоукрепительная гравийно-песчаная насыпная дамба) - протяженностью 5100м, расположенное в районе с. Великовечного Белореченского района и выписка из Единого Государственного Реестра прав и недвижимое имущество и сделок с ним от 06.04.2017 года.

Между тем, в судебном заседании установлено, что основная цель строительства гидротехнического сооружения - предотвращения затопления с. Великовечное и прилегающей территории в период паводка, повышение безопасности населения и улучшения санитарного состояния территории, а также для стабилизации русловых процессов на данном участке реки.

В силу п. 7 ч. 1, ч. 4 ст. 15, п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в границах поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных, ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайныхситуаций.

Согласно п. «б» ч. 8 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается местный уровень реагирования: решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района.

В соответствии с пп. «б,в,г» п.1 Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации различаются:

- чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

- чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

В судебном заседании установлено, что вышеназванное гидротехническое сооружение - берегоукрепительная гравийно-песчанная насыпная дамба расположена в границах Великовечненского и Первомайского сельских поселений, что в судебном заседании не опровергнуто сторонами.

Из вышеуказанного и на основании п. 7 ч. 1, ч. 4 ст. 15, п. 8 ч.1, ч. 3 ст. 14 Закона № 1Э1-ФЗ, ч.8 ст. 4.1, ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ следует, что администрация Белореченского района должна принимать меры по предупреждению иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территорииВеликовечненского и Первомайского сельских поселений, связанной с частичным разрушением вышеуказанного гидротехнического сооружения.

Доводы представителей администрации об отсутствии денежных средств, для проведения вышеуказанных действий, являются для суда несостоятельными, поскольку в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета - бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, включающих в том числе, мероприятия по капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС.

Вместе с тем, до настоящего периода времени администрацией Великовечненского сельского поселения во взаимодействии с администрацией Белореченского района документы, необходимые для вступления в вышеуказанную федеральную программу по мероприятию капитального ремонта ГТС не подготовлены, и в Министерство природных ресурсов края с заявлением главы муниципального образования Белореченский район не представлены.

Неправомерными действиями администрации муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения Белореченского района нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения законодательства способствуют возникновению чрезвычайных ситуаций. Данные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов с целью принудительного исполнения требований законодательства РФ.

Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что администрациями муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения Белореченского района проводится работа по устранению нарушений. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание доказательствами, а именно распоряжением главы Великовечненского сельского поселения от 22.05.2017 № 20-р на территории Великовечненского сельского поселения Белореченского района введён режим функционирования «Повышенная готовность», проведен подворный обход граждан и жилых домовладений, предположительно попадающих в зону подтопления, уточнены списки инвалидов, пожилых граждан нуждающихся в эвакуации на специальной технике, определены пункты временного размещения. Информация о возникшей чрезвычайной ситуации, пунктах временного размещения доведена гражданам под роспись, также населению вручена памятка по действиям в случае возникновения наводнения, решением КЧС и ПБ администрации МО Белореченский район № 81-р от 2 июня 2017 г. «О переводе Белореченского звена ТП РСЧС Краснодарского края в режим функционирования «Повышенная готовность» на территории МО Белореченский район введен режим функционирования «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и администрациями Белореченского района и Великовечненского сельского поселения приняты меры по восстановлению разрушенного тела берегоукрепительной гравийно-песчанной насыпной дамбы, расположенной в районе с. Великовечного.

В связи с вышеуказанным, суд полагает, что в данном случае не установлен факт незаконного бездействия со стороны администрации муниципального образования Белореченский район и Великовечненского сельского поселения Белореченского района, поскольку предпринимаются меры.

Руководствуясь ст. 178 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Белореченского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО Белореченский район и администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия - удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и администрацию Великовечненского сельского поселения Белореченского района произвести работы по ликвидации последствий разрушения гидротехнического сооружения, путем восстановления данного сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства до проектных параметров в течение 9 /девяти/ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца.

Судья И.В. Пятибратова