ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2021 от 19.04.2021 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-273/2021 (УИД 48RS0008-01-2021-000346-39)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Грищенко С.А.

при секретаре Нестеровой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-273/2021 по административному исковому заявлению прокурора Добринского района Липецкой области к Струкову Александру Александровичу о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением к Струкову Александру Александровичу о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за исполнением Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации, в ходе которого установлено, что на Интернет-сайте с адресом ... содержится информация с предложением приобрести электросчетчики с пультом, основной особенностью которых является возможность управления над процессом учета потребляемой электроэнергии, позволяющих экономить на плате за электричество за счет манипуляций с подсчетом потребляемой энергии. С данной страницы возможен переход на страницу с каталогом предлагаемых к реализации приборов учета потребляемого газа (...), а также на страницу с каталогом предлагаемых к реализации приборов учета потребляемой воды (...), на которых содержатся предложения приобрести модернизированные газовые и водяные счетчики, в которые внесены конструктивные изменения в считывающее устройство (циферблат), обеспечивающие возможность остановки счетчика неодимовым магнитом небольшого размера или пленкой, магнит или пленка входят в комплект к счетчику. Таким образом, на сайте содержится информация о реализации любым пользователям, находящимся на сайте, приборов учета, способных искажать учет энергоресурсов, позволяющих осуществить безучетное потребление энергоресурсов. Указанный сайт содержит информацию о способах хищения энергоресурсов. Просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайте с адресом: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Казельская В.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и приведенные в установочной части решения, просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик Струков А.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело о признании информации запрещенной к распространению без участия представителя территориального органа Роскомнадзора. Относительно административных исковых требований возражений не имеет, поскольку по состоянию на 15.04.2021 года в Едином реестре не обнаружено решение суда или иного уполномоченного органа, содержащие указанные адреса.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам об удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информа­цию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина, в со­ответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.1 и п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об инфор­мации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защи­ты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII данных Правил и прошедшие поверку.

Согласно п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета, использование приборов учета, несоответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и искажающих учет ресурсов, и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ или ст.ст. 159, 165 УК РФ.

В соответствии с п.п. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Добринского района Липецкой области 12 марта 2021 года проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной к распространению информации, о чем составлен соответствующий акт осмотра Интернет-сайта с адресом ...

По результатам осмотра установлено, что при открытии интернет-браузера «Firefox» и введении в поисковую строку слов «купить счетчики с магнитом» открывается список веб-сайтов и веб-страниц, одними из которых является веб-страница URL-адресом: ..., содержащая информацию с предложением приобрести электросчетчики с пультом, основной особенностью которых является возможность управления над процессом учета потребляемой электроэнергии, позволяющих экономить на плате за электричество за счет манипуляций с подсчетом потребляемой энергии. С данной страницы возможен переход на страницу с каталогом предлагаемых к реализации приборов учета потребляемого газа (...), а также на страницу с каталогом предлагаемых к реализации приборов учета потребляемой воды (...), на которых содержатся предложения приобрести модернизированные газовые и водяные счетчики, в которые внесены конструктивные изменения в считывающее устройство (циферблат), обеспечивающие возможность остановки счетчика неодимовым магнитом небольшого размера или пленкой, магнит или пленка входят в комплект к счетчику.

На указанных сайтах информация размещена в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами.

Указанная информация на сайте представлена в свободном доступе, какой-либо регистрации для ее просмотра не требуется, ознакомится с содержанием сайта может любой пользователь сети «Интернет».

На момент проверки соответствующий сетевой адрес по поисковым системам «http://eais.rkn.gov.ru/» и «http://blocklist.rkn.gov.ru/#anchor» (универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет»), размещённым на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет, отсутствует.

Таким образом, в ходе проверки Интернет – сайтов выявлен сайт с адресом: ..., размещающий запрещенную информацию о реализации любым пользователям, находящимся на сайте, приборов учета, способных искажать учет энергоресурсов, позволяющих осуществить безучетное потребление энергоресурсов. Указанный сайт содержит информацию о способах хищения энергоресурсов, а именно предложения приобрести электросчетчики с пультом, основной особенностью которых является возможность управления над процессом учета потребляемой электроэнергии, позволяющих экономить на плате за электричество за счет манипуляций с подсчетом потребляемой энергии, что подтверждается страницами Интернет-сайта.

Распространение в сети «Интернет» вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения правонарушений и преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.

Возможным негативным последствием указанных противоправных действий является увеличение размера платы на общедомовые нужды, в связи с распределением сверхнормативных расходов потребляемых коммунальных ресурсов между жильцами многоквартирного жилого дома.

Кроме того, за деятельность о которой сообщается на приведенном сайте, предусмотрена уголовная и административная ответственность, и следовательно, информация об указанной деятельности запрещается к распространению на территории РФ.

Учитывая, что в нарушение требований федерального законодательства на Интернет-сайте с адресом: https..., распространяется информация для неопределенного круга лиц, указанную информацию необходимо признать запрещенной к распространению на территории РФ.

Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей15.1Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Согласно части 1 статьи15.1Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащиминформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено, создается единая автоматизированная информационнаясистема "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено".

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели стра­ниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение ко­торой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, рас­пространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, ин­формационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестрсведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, решение суда о признанииинформации, распространяемой посредством сети "Интернет",информацией, распространение которой в Российской Федерациизапрещено(пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).

С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такойинформации(факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленныхсведенийв указанный реестр.

Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На момент проверки и обращения в суд вышеназванный указатель страницы сайта, на котором размещеназапрещеннаяинформация, в едином реестре отсутствует.

В целях ограничения доступа к указанному прокурором сайту в сети «Интернет», содержащемузапрещеннуюинформацию, необходимо внести указатель страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей15.1Федерального закона № 149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области к Струкову Александру Александровичу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями175-180, 265.5Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте с адресом: ...

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Липецкой области для включения вышеуказанного доменного имени и (или) указателей страниц сайта «Интернет» и (или) сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Грищенко