УИД 29RS0020-01-2021-000522-29
Дело № 2а-273/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2021 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю.,
при секретаре Таракановой Т.Н.,
с участием прокурора Бартош О.Ф.,
представителя административного истца ФИО1,
представителей ответчика – ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии к администрации муниципального образования «Карпогорское» о признании бездействия, выразившегося в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с выборами,
установил:
Пинежская территориальная избирательная комиссия (далее- Пинежская ТИК) обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Карпогорское» о признании бездействия, выразившегося в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с выборами.
Требования мотивирует тем, что решениями Совета депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области от 25 июня 2021 года №*** и №*** на 19 сентября 2021 года назначены выборы Совета депутатов Карпогорского сельского поселения пятого созыва и главы муниципального образования «Карпогорское».
В силу ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Согласно смете расходов Пинежской ТИК на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования требуется финансирование в размере <...> руб., однако необходимая сумма на избирательный счет территориальной избирательной комиссии переведена не была, денежные средства поступили в сумме <...> руб.
На подготовку и проведение выборов Совета депутатов Карпогорского сельского поселения согласно смете расходов Пинежской ТИК требуется финансирование в размере <...> руб. Денежные средства на избирательный счет поступили в сумме <...> руб.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское», выразившееся в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва 19 сентября 2021 года и обязать администрацию муниципального образования «Карпогорское» произвести дофинансирование расходов, связанных с выборами главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области в размере <...> руб. и расходов, связанных с выборами депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере <...> руб.
Представитель административного истца - председатель Пинежской территориальной избирательной комиссии ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что на 19 сентября 2021 года назначены выборы главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – глава МО «Карпогорское») и депутатов в Совет депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области (далее Совет депутатов МО «Карпогорское»). Обязанность по финансированию муниципальных выборов главы МО «Карпогорское» и депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» в силу закона лежит на административном ответчике. Однако администрация МО «Карпогорское» в полном объеме расходы на подготовку и проведение выборов согласно сметам Пинежской ТИК не финансирует. Пояснил, что сметы расходов на подготовку и проведение выборов рассчитаны на основании утвержденных избирательной комиссией правовых актов. В октябре 2020 года он направил расчет расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» и главы МО «Карпогорское» в комитет по финансам МО «Пинежский район», поскольку при формировании бюджета МО «Карпогорское» ориентируется на позицию указанного финансового органа, принимающего решения о выравнивании бюджетов и объемах межбюджетных трансфертов. Однако представленные им расчеты расходов во внимание приняты не были, достаточная для проведения выборов сумма в бюджет заложена не была. В настоящее время имеется угроза срыва муниципальных выборов ввиду их недостаточного финансирования.
Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании, поддержав письменные возражения на исковое заявление, просят в удовлетворении иска отказать. Пояснили, что финансирование назначенных выборов осуществлено в сумме <...> руб., которая предусмотрена в бюджете поселения на 2021 год на финансирование выборов, то есть в полном объеме. Расчет суммы произведен контрольно-ревизионным органом администрации МО «Пинежский район» в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования за счет средств бюджета Архангельской области в полном соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и выполнен на основании методики планирования бюджетных средств методом индексации затрат Пинежской ТИК на проведение предыдущих муниципальных выборов 2016 года с учетом изменившегося количества избирателей, подтвержденного статистическими данными.
Полагают, что незаконного бездействия со стороны администрации МО «Карпогорское» не допущено. Истец ошибочно считает возможным самостоятельно установить общий объем расходов на подготовку и проведение выборов в суммах, выходящих за пределы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Избирательная комиссия самостоятельна в распределении денежных средств на подготовку и проведение выборов только в том объеме, в каком они выделены на указанные цели из соответствующего бюджета. Требования истца являются вмешательством в компетенцию представительного органа по утверждению бюджета муниципального образования.
Смета Пинежской ТИК как на проведение выборов главы, так и на проведение выборов депутатов имеет произвольный характер, завышена, ничем не подтверждена, включают в себя иные расходы, не связанные с проведением выборов. Дополнительная оплата труда председателей, их заместителей и членов территориальной и участковых избирательных комиссий рассчитана без учета того, что выборы проводятся в единый день голосования, совместно с выборами в Государственную Думу Российской Федерации, на подготовку и проведение которых Пинежской ТИК также выделяются бюджетные средства.
Пояснили, что в настоящее время отмечается снижение поступлений бюджет поселения, в МО «Карпогорское» тяжелая финансовая ситуация, изыскать требуемую истцом сумму возможно только за счет сокращения расходов, предусмотренных в бюджете на жизненно важные для населения вопросы.
Полагают, что нарушения избирательных прав граждан не допущено, поскольку перечисленные ответчиком на избирательный счет денежные средства в сумме <...> руб. до настоящего времени не израсходованы.
Указали, что председатель Пинежской ТИК не предпринял меры к тому, чтобы расходы на подготовку и проведение выборов были заложены в бюджет МО «Карпогорское» в большем объеме, не представил Совету депутатов МО «Карпогорское» заблаговременно, до утверждения бюджета на 2021 год, плановые сметные показатели по утвержденной форме, не защищал свою позицию на заседании представительного органа при утверждении бюджета. В финансовый орган МО «Пинежский муниципальный район», который определяет объем трансфертов в бюджеты поселений, с заявленной суммой расходов на проведение выборов не выходил. Смету на подготовку и проведение муниципальных выборов глава МО «Карпогорское» ФИО2 получил лишь 2 июля 2021 года.
Представитель заинтересованного лица - председатель Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» ФИО6 в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что в декабре 2020 года Советом депутатов МО «Карпогорское» утвержден бюджет на текущий финансовый год, в структуре которого предусмотрены расходы в размере <...> руб. на проведение муниципальных выборов. Ко времени утверждения бюджета Пинежская ТИК с иной суммой на проведение и подготовку выборов в Совет депутатов МО «Карпогорское» не выходила. Проектов изменений в бюджет в части дофинансирования выборов администрация МО «Карпогорское» на сегодняшний день в Совет депутатов МО «Карпогорское» не вносила.
Специалист ФИО7 в судебном заседании пояснила, что занимает должность начальника комитета по финансам администрации МО «Пинежский муниципальный район». В соответствии со ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. В целях определения объемов трансфертов в бюджет МО «Карпогорское» на 2021 год ею осуществлялся расчет расходов, необходимых на проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» пятого созывая и главы МО «Карпогорское», которые должны состояться в сентябре 2021 года. Расчет произведен методом индексации расчета бюджетных ассигнований, который предусмотрен Порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта районного бюджета, разработанным в соответствии с пунктом 1 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской федерации и утвержденным распоряжением комитета по финансам администрации МО «Пинежский район» от 10 июня 2020 года №***. За основу расчета были взят отчет о расходах на подготовку и проведение выборов депутатов в Собрание депутатов МО «Пинежский район» 2016 года, подписанный председателем и бухгалтером Пинежской ТИК. Расходы, взятые в основу расчета, были достаточны для проведения выборов в 2016 году. Каждый вид расходов был проиндексирован на коэффициент уровня инфляции, исходя из официальных индексов инфляции, затем рассчитаны затраты на одного избирателя (получилась сумма <...> руб.) После чего затраты на одного избирателя умножены на количество избирателей в МО «Карпогорское» и получена цифра <...> руб. на проведение выборов депутатов и главы МО «Карпогорское». Сведения о количестве избирателей взяты из официальных статистических данных.
Заинтересованное лицо – избирательная комиссия Архангельской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила. Представитель избирательной комиссии Архангельской области ФИО8, действуя по доверенности от 29 марта 2021 года, просит о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве указала, что Пинежская территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года №***, также исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования. Расчет суммы денежных средств, необходимых для финансирования выборов, производится в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области". При этом составление и утверждение сметы расходов на проведение выборов возложено на соответствующую территориальную избирательную комиссию, а не на муниципальное образование, в котором проходят выборы. Отсутствие необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов, поскольку иное ущемляло бы конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя избирательной комиссии Архангельской области.
Заслушав представителя административного истца - председателя Пинежской территориальной избирательной комиссии ФИО1, представителей административного ответчика - главу администрации МО «Карпогорское» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица – председателя Совета депутатов МО «Карпогорское» ФИО6, специалиста ФИО7, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Бартош О.Ф., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч.5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования на осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вытекают из п. «е» ч.10 ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер, необходимых для соблюдения перечисленных в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законе Архангельской области от 08 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» процедур, является основанием для его обжалования в порядке, предусмотренном гл. 24 КАС РФ.
Пинежская территориальная избирательная комиссии (далее - Пинежская ТИК) обратилась в суд с указанными требованиями, поскольку выявлены нарушения законодательства о выборах и референдумах органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии со ст. 9 которого выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Органы местного самоуправления, в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках разрешения вопросов местного значения обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (часть 3 статьи 57).
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1-2 статьи 64 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», согласно которой расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета.
Финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Эта избирательная комиссия распределяет финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями.
Согласно пункту 2 статьи 65 указанного Закона Архангельской области за счет средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и работников их аппаратов, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы; 2) на изготовление печатной продукции; 3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий; 4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в отдаленных и труднодоступных местностях;5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение; 6) на эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов; 7) на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года №*** на территории Пинежского муниципального района сформирована Пинежская территориальная избирательная комиссия.
На основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 14 сентября 2006 года №*** «Об обращении представительных органов сельских поселений Пинежского района», опубликованным на официальном сайте избирательной комиссии Архангельской области, на Пинежскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Карпогорское».
Согласно Уставу, зарегистрированному главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-западному Федеральному округу 22 августа 2008 года, Карпогорское муниципальное образование является сельским поселением.
Совет депутатов Карпогорского муниципального образования является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Карпогорское», избирается по мажоритарной избирательной системе сроком на 5 лет. Глава муниципального образования "Карпогорское" возглавляет администрацию муниципального образования, избирается жителями муниципального образования сроком на 5 лет.
Решением Совета депутатов МО «Карпогорское» от 25 июня 2021 года №*** на 19 сентября 2021 года назначены выборы главы МО «Карпогорское», решением Совета депутатов МО «Карпогорское» от 25 июня 2021 года №*** - выборы депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское».
Указанные решения опубликованы в информационном бюллетене МО «Карпогорское» №*** от 30 июня 2021 года, что подтверждается журналом регистрации информационных бюллетеней, представленным на обозрение администрацией МО «Карпогорское».
Согласно смете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии сумма расходов на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования «Карпогорское» составляет <...> руб., в том числе <...> руб. – расходы территориальной избирательной комиссии, <...> руб. – расходы участковых избирательных комиссий.
Согласно смете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии сумма расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» пятого созыва составляет также <...> руб., в том числе <...> руб. – расходы территориальной избирательной комиссии, <...> руб. – расходы участковых избирательных комиссий.
В судебном заседании установлено, что 14 июля 2021 года на избирательный счет от администрации МО «Карпогорское» поступила часть денежных средств, в сумме <...> руб. В остальной части денежные средства на подготовку и проведение выборов главы МО «Карпогорское», выборов депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» пятого созыва, заложенные в смету, в Пинежскую территориальную избирательную комиссию от ответчика не поступили.
Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
По доводам административного ответчика, финансирование муниципальных выборов осуществлено администрацией МО «Карпогорское» в необходимом объеме, который составляет <...> руб., поэтому бездействие в не перечислении Пинежской ТИК денежных средств на подготовку и проведение выборо главы МО «Карпогорское» и депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» пятого созыва со стороны ответчика отсутствует.
Вместе с тем, как следует из административного иска, административным истцом оспаривается бездействие администрации в части неполного (в недостающей сумме <...> руб.) перечисления Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы МО «Карпогорское» и в части неполного (в недостающей сумме <...> руб.) перечисления Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское»
В отношении несвоевременного финансирования ответчиком выборов в сумме <...> руб. административным истцом каких-либо требований не заявлено, о взыскании всей суммы согласно сметам расходов (по <...> руб.) истец не просит.
В соответствии с действующим законодательством денежные средства на подготовку и проведение выборов должны были поступить в полном объеме в распоряжение Пинежской территориальной избирательной комиссии с учетом выходных дней не позднее 12 июля 2021 года.
Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что денежные средства в бюджет МО «Карпогорское» на финансирование указанных выборов в недостающей сумме <...> руб. заложены не были.
Согласно части 3, пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения - относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В силу ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, администрация сельского поселения в силу закона обладает исключительным полномочием на составление и внесение на обсуждение представительным органом поселения проекта бюджета и изменений в бюджет муниципального образования.
Уставом МО «Карпогорское», который в силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу в системе правовых актов муниципального образования, иное не предусмотрено.
Так, согласно ч. 1 ст. 31 Устава МО «Карпогорское» администрация Карпогорского муниципального образования под руководством главы Карпогорского муниципального образования осуществляет составление проекта бюджета Карпогорского муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 20 Устава МО «Карпогорское» проекты решений Совета депутатов Карпогорского сельского поселения о бюджете Карпогорского сельского поселения, об утверждении отчета об его исполнении могут быть внесены в Совет депутатов Карпогорского сельского поселения только администрацией Карпогорского сельского поселения.
Депутаты Совета депутатов Карпогорского муниципального образования вправе самостоятельно вносить в проект бюджета Карпогорского муниципального образования только поправки, направленные на перераспределение бюджетных средств между отдельными статьями расходов, за исключением случаев, когда необходимость осуществления определенных расходов бюджета Карпогорского муниципального образования вытекает из нормативных правовых актов Российской Федерации или нормативных правовых актов Архангельской области. Все другие поправки в проект бюджета Карпогорского муниципального образования могут быть внесены депутатами Совета депутатов Карпогорского муниципального образования только при наличии положительного заключения администрации Карпогорского муниципального образования.
Исполнение бюджета Карпогорского муниципального образования осуществляется администрацией Карпогорского муниципального образования (ч.3,4 ст. 31 Устава).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В силу положений ст.9 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Карпогорское» в лице администрации МО «Карпогорское» должны самостоятельно осуществлять финансовое обеспечение муниципальных выборов за счет средств бюджета и тем самым обеспечить конституционное право граждан избирать и быть избранным. Бездействие администрации МО «Карпогорское», не предусмотревшей в бюджете муниципального образования «Карпогорское» на 2021 год денежные средств на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования «Карпогорское» и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» и не выполнившей обязанности по финансовому обеспечению указанных выборов, является неправомерным. Данное бездействие нарушает права истца в сфере финансирования выборов, создает угрозу срыва выборов главы муниципального образования «Карпогорское» и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» пятого созыва.
Довод административного ответчика о том, что финансирование муниципальных выборов должно осуществляться только в тех пределах бюджетных средств, которые были предусмотрены на проведение выборов, а их расходование в большем объеме являются нецелевым расходованием средств бюджета, не может быть принят судом во внимание. Приведенное федеральное и региональное избирательное законодательство (п.1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации», п.п. 1 -2 ст. 64 Закона Архангельской области от 08 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области») не ставит сроки финансирования органом местного самоуправления муниципальных выборов в зависимость от времени его уведомления о дате проведения выборов, как и от того, были ли своевременно предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение проведения выборов в бюджете поселения. А финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к числу которых относится обеспечение организационной и материально-технической подготовки и проведения муниципальных выборов, в силу п. 2 ст. 18, п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняются за счет средств местных бюджетов и не могут рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Вместе с тем представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять последующий контроль за расходованием денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, в соответствии с п. 6 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и п. 7 ст. 65 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
Судом отклоняются и доводы ответчика о том, что препятствием к финансированию муниципальных выборов в установленном размере явилось несвоевременное доведение до администрации МО «Карпогорское» сведений об объеме расходов, необходимых для проведения выборов, и не предоставление таких сведений в орган финансового контроля администрации МО «Пинежский район». Вопреки доводам ответчика, 16 октября 2020 года Пинежская ТИК предоставила в комитет по финансам МО «Пинежский район» предварительный расчет расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» и выборов главы МО «Карпогорское» в сумме по <...> руб. (исх. №*** от 16.10.2020). Утвержденные сметы на проведение указанных муниципальных выборов в сумме по <...> руб., то есть в меньшей сумме, с требованием о переводе на счет Пинежской ТИК денежных средств получены административным ответчиком 2 июля 2021 года. Между тем, администрация МО «Карпогорское» до настоящего времени не предприняла мер к изысканию всей необходимой для финансирования выборов суммы, что, по мнению суда, является следствием именно несогласия с суммой расходов, рассчитанных Пинежской ТИК.
Между тем возражения администрации МО «Карпогорское» о том, что заложенные в смету Пинежской ТИК расходы на проведение выборов главы МО «Карпогорское» и депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» являются завышенными, а сумма, заложенная в муниципальный бюджет, является достаточной для указанных целей, не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.
Постановлениями Пинежской территориальной избирательной комиссии от 30 июня 2021 года №*** и №*** утверждены сметы расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» пятого созыва и главы МО «Карпогорское», на <...> руб. каждая, которые идентичны по своей структуре.
Обоснование каждой сметы приведено в расчете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Совета депутатов МО «Карпогорское», глав МО «Карпогорское».
Сметы составлены по аналогии с методиками, которые применяются при составлении смет на финансирование избирательных кампаний федерального и регионального уровня Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Архангельской области, выполнены с учетом утвержденного количественного состава участковых избирательных комиссий, территориальной избирательной комиссии, времени их занятости на период избирательной кампании, подтверждена административным истцом документально, арифметических ошибок не содержат.
Расходы избирательных комиссий, которые не подлежат финансированию за счет средств местного бюджета, в сметы не включены.
Доводы о завышенности расходов на дополнительную оплату труда ничем не подтверждены.
Размеры дополнительной оплаты труда за один час работы председателей, заместителей председателей и членов избирательных комиссий, принятые при расчете смет, соответствуют Порядку выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на период подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Пинежского района Архангельской области нового созыва 19 сентября 2021 года, утвержденному постановлением Пинежской ТИК от 30 июня 2021 года №***, а также Порядку выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на период подготовки и проведения выборов главы Карпогорского сельского поселения и МО «Междуреченское», утвержденному постановлением Пинежской ТИК от 30 июня 2021 года №***. Действующему трудовому, гражданскому и избирательному законодательству не противоречат.
Полномочия Пинежской ТИК на определение порядка выплаты дополнительной труда (вознаграждения) закреплены в п. 16 Приложения № 5 к Постановлению ЦИК России от 23 июня 2021 года №*** «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», согласно которому в случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления размеры и порядок выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на этих региональных, местных выборах, устанавливаются отдельным нормативным актом комиссии, организующей выборы, за счет средств, выделенных ей из соответствующего бюджета.
Порядок выплаты, утвержденный постановлением от 30 июня 2021 года №***, как и Порядок выплаты, утвержденный постановлением от 30 июня 2021 года №*** никем не оспорены и не отменены.
Сметы, Порядок выплаты утверждены постановлением уполномоченного органа – территориальной избирательной комиссии.
Сметы территориальной избирательной комиссии в ходе рассмотрения административного дела не опровергнуты, в том числе по результатам анализа сметы, проведенной по запросу суда избирательной комиссией Архангельской области. Каких-либо доказательств необоснованности смет суду не представлено.
Вместе с этим метод расчета, предложенный ответчиком (путем индексации расходов, понесенных на проведение предыдущих выборов), не предполагает учета фактических затрат Пинежской ТИК, необходимых для подготовки и проведения текущих муниципальных выборов, произведен технически путем умножения на коэффициенты инфляции по методу, предусмотренному для бюджетного планирования, не учитывает удорожание выборов в связи с трехдневным голосованием (по сравнению с предыдущими выборами 2016 года), что влечет увеличение расходов на дополнительную оплату, в том числе в выходные дни –в двойном размере (п. 5.1 Порядка). При этом за основу индексации взяты расходы на проведение выборов в Собрание депутатов МО «Пинежский район», а не в Совет депутатов сельского поселения. Кроме того, финансовый орган муниципального образования не обладает полномочиями по расчету затрат на проведение выборов.
Доводы ответчика о том, что Пинежская ТИК получает двойное финансирование одних и тех же расходов в связи с одновременным проведением избирательных кампаний по выборам депутатов Совета депутатов МО «Карпогорское» и по выборам в Государственную Думу Российской Федерации, по существу сводятся к требованию об уменьшении расходов администрации на финансирование муниципальных выборов за счет средств, выделенных на финансирование выборов другого уровня, что действующим избирательным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах оснований для перечисления на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на финансирование подготовки и проведения выборов в меньшем объеме, чем это установлено утвержденными избирательной комиссией сметами, у административного ответчика не имелось. Объем недофинансирования расходов Пинежской ТИК, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов депутатов МО «Карпогорское», составил <...> руб. (<...>-<...>).
Объем недофинансирования расходов Пинежской ТИК, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов главы МО «Карпогорское», составил также <...>. (<...>-<...>).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Карпогорское» виновно допущено нарушение законодательства о выборах и референдумах как органом местного самоуправления, не выполнившим обязанность в пределах установленной законом компетенции, выразившееся в незаконном бездействии – недофинансировании Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» пятого созыва, в размере <...> руб. и недофинансировании Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных выборов главы муниципального образования «Карпогорское», в размере <...> руб.
В связи с изложенным, поскольку при рассмотрении административного дела установлено незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении органом, наделенным публичными полномочиями, требований Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», - заявленные административным истцом требования о признании бездействия, выразившегося в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и обязании администрации муниципального образования «Карпогорское» произвести дофинансирование расходов, связанных с выборами главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области в размере <...> руб., и расходов, связанных с выборами депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере <...> руб., - подлежат удовлетворению.
Суд, с учетом ч. 2 ст. 188 КАС РФ, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – немедленно с момента его вынесения. Основания для принятия решения о немедленном исполнении судом установлены, так как замедление исполнения этого решения может нанести ущерб публичным или частным интересам, принимая во внимание назначенную дату выборов и установленный КАС РФ срок вступления решения суда в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку и проведение выборов.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Пинежской территориальной избирательной комиссии – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское», выразившееся в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва.
Обязать администрацию муниципального образования «Карпогорское» осуществить дофинансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов главы Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области в размере <...> рублей и выборов депутатов Карпогорского сельского поселения Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере <...> рублей
Обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области.
Решение в окончательной форме принято судом 31 июля 2021 года.
Судья Жук О.Ю