Дело № 2а-273/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сафакулево 5 сентября 2022 года
Сафакулевский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Манаковой С.М.,
при секретаре Султановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке в помещении Сафакулевского районного суда Курганской области административное дело по административному иску Администрации Надеждинского сельсовета к Сафакулевскому РОСП УФССП России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 02.03.2022,
установил:
Администрация Надеждинского сельсовета Сафакулевского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафакулевскому РОСП УФССП России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 02.03.2022. В обоснование заявленных требований указано, что решением Сафакулевского районного суда Курганской области от 23.07.2021 Администрация Надеждинского сельсовета Сафакулевского района обязана в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оформить в муниципальную собственность земельные участки, занятые общественными кладбищами на территории сельсовета. Решение суда вступило в законную силу 24.08.2021. Судебный пристав-исполнитель Сафакулевского РОСП УФССП России 27.07.2022 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., в связи с тем, что решение суда в срок не исполнено. Однако, в связи с проводимым преобразованием муниципальных районов в муниципальные округа, а так же в рамках реализации федеральных и региональных программ и стратегий, в частности: целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости имущества», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23.07.2019 № Пр-1430, Программы газификации Курганской области на 2021-2025 и др., требуется разработка новых генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований Курганской области. В настоящее время Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области осуществляет подготовку (внесение изменений) проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований. Курганской области. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии непреодолимых причин для исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В настоящее время земельный участок на котором находится кладбище оформлен в муниципальную собственность, установлена урна для сбора мусора, смонтировано ограждение и ворота, установлены туалеты, проведена уборка территории. В связи с указанными обстоятельствами просит освободить Администрацию Надеждинского сельсовета Сафакулевского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП от 02.03.2022.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Надеждинского сельсовета Сафакулевского района заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, указанным в заявлении.
Административный ответчик – старший судебный пристав-исполнитель Сафакулевского РОСП УФССП России в судебном заседании требования административного истца не признал в полном объеме.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).
Разъясняя названные нормы права, в п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов 7 июля 2014 г.) разъяснено, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств, для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо указанной материально-правовой дефиниции, нормы права об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих понятие исполнительского сбора, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать порядок привлечения должника к ответственности с учетом степени его вины. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, должник должен доказать соблюдение срока обращения в суд.
Из материалов дела следует, что решением Сафакулевского районного суда Курганской области от 20.07.2021 иск прокурора Сафакулевского района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Мансуровский сельсовет» Сафакулевского района Курганской области о признании бездействия незаконным по гражданскому делу № 2а-249/2021, удовлетворен. Бездействие Администрации МО «Надеждинский сельсовет» Сафакулевского района Курганской области, в неприятии мер по оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами на территории сельсовета, в эксплуатации общественного кладбища с нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства, признано незаконным. Администрация МО «Надеждинский сельсовет» Сафакулевского района Курганской области обязана в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить в муниципальную собственность земельный участок занятый общественным кладбищем на территории сельсовета, просвети работу по приведению общественного кладбища в соответствии с требованиями СанПиН.
02.03.2022 судебным приставом – исполнителем Сафакулевского РОСП УФССП России по Курганской области на основании исполнительного листа серии ФС № от 24.08.2021, выданного Сафакулевским районным судом Курганской области по делу № 2а-249/2021, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации Надеждинского сельсовета.
27.07.2022 судебным приставом – исполнителем Сафакулевского РОСП УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Надеждинского сельсовета в размере 50000 руб. по исполнительному производству №-ИП от 02.03.2022.
Определением Сафакулевского районного суда Курганской области 8.04.2022 Администрации Надеждинского сельсовета Сафакулевского района Курганской области предоставлена отсрочка исполнения решения Сафакулевского районного суда Курганской области от 20.07.2021 до 01.10.2022.
Ст. 401 ГК РФ предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Судом установлено, что Администрацией Надеждинского сельсовета предприняты все зависящие от него меры в установленном законом порядке для исполнения требований исполнительного документа, а именно, земельный участок, на котором находится кладбище, оформлен в муниципальную собственность, установлена урна для сбора мусора, площадка под урной отсыпана строительным дорожным материалом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением <адрес> (вид разрешенного использования: ритуальная деятельность) является МО Надеждинский сельсовет Сафакулевского района Курганской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением <адрес> (вид разрешенного использования: ритуальная деятельность) является МО Надеждинский сельсовет Сафакулевского района Курганской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением <адрес> (вид разрешенного использования: ритуальная деятельность) является МО Надеждинский сельсовет Сафакулевского района Курганской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением <адрес> (вид разрешенного использования: ритуальная деятельность) является МО Надеждинский сельсовет Сафакулевского района Курганской области.
Согласно акту приема выполненных работ от 16.05.2022 на кладбище <адрес> с кадастровым номером № и на кладбище <адрес> с кадастровым номером № установлены урны для сбора мусора – 2 штуки; деревянные туалеты – 2 штуки.
Согласно акту приема выполненных работ от 27.07.2022 на кладбище <адрес> с кадастровым номером № и на кладбище <адрес> с кадастровым номером № была проведена вокруг кладбища установка ограждения.
Согласно акту о выполненной работе 25.04.2022 провели противопожарную опашку двух <...> кладбищ и вокруг <адрес>.
Согласно акту о выполненной работе 05.05.2022 провели противопожарную опашку двух <...> кладбищ и вокруг <адрес>.
Суд, пришел к выводу о наличии объективных (независящих от воли должника) обстоятельств, не позволяющих ему ранее указанной даты исполнить возложенные на него обязанности, а именно, тот факт, что исполнение решения наступил в зимний период, что объективно препятствовало провести работу по приведению общественного кладбища в соответствии с требованиями СанПиН, кроме того, Администрация Надеждинского сельсовета приняла все зависящие от нее меры, в установленном законом порядке, для исполнения судебного акта, в связи с этим, данные обстоятельства являются основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Администрации Надеждинского сельсовета к Сафакулевскому РОСП УФССП России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 02.03.2022, удовлетворить.
Освободить Администрацию Надеждинского сельсовета от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Сафакулевского РО СП УФССП России по Курганской области от 27.07.2022 по исполнительному производству №-ИП от 02.03.2022, возбужденном на основании исполнительного листа, выданного Сафакулевским районным судом Курганской области по гражданскому делу № 2а-249/2021
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение состоялось 9 сентября 2022 года.
Судья С.М. Манакова