ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2022 от 25.08.2022 Степновского районного суда (Ставропольский край)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 год село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Котлярова М.Е.,

с участием помощника прокурора Степновского района Мищенко И. Г.,

административного ответчика - Администрации Степновского муниципального округа ... в лице представителя К.И.В.,

при секретаре Дырда О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ...», администрации Степновского муниципального округа ... и Управлению образования администрации Степновского муниципального округа ... о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Степновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ...» выразившегося в непринятии мер к утилизации шин и покрышек, утративших потребительские свойства, с территории образовательного учреждения, понуждении администрации Степновского муниципального округа ..., управления образования администрации Степновского муниципального округа ... в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные ...» на утилизацию в территории образовательного учреждения в установленном законом порядке всех шин и покрышек, утративших потребительские свойства, понуждении МДОУ «... в течении одного года после вступления решения суда в законную силу утилизировать с территории ...» в установленном законом порядке все шины и покрышки, утратившие потребительские свойства.

В обосновании административного иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами в деятельности ...), в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.

Согласно статье 3 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, а также соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от ... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее– Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Из статьи 73 Закона № 7-ФЗ следует, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статьей 15 Закона № 89-ФЗ установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Так, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

С ... вступил в силу приказ Минприроды России от ...... «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности», которым утверждены требования при обращении с соответствующими группами однородных отходов (далее– Требования).

Так, пунктом 1 Требований установлено, что они определяют условия обращения с видами отходов, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и отнесенными к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности и предназначены, в том числе, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, отнесенные к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности.

Согласно пункту 67 Требований к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» относятся виды отходов, включенные в группу видов отходов с ко... 21 100 00 00 0 «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» ФККО, а также вид отходов с ко... 23 111 11 52 4 «шины и покрышки пневматические для использования в авиации отработанные», включенный в группу видов отходов с ко... 23 000 00 00 0 «Прочие отходы обслуживания и ремонта авиатранспорта» ФККО.

В силу пункта 69 Требований отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву (пункт 70 Требований).

В соответствии с разделом II приказа Минприроды России от ...... «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

С учетом изложенного, шинам, покрышкам, камерам, утратившим потребительские свойства присвоен IV класс опасности.

Одновременно с этим, проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства на территории дошкольной группы ... допущено размещение шин и покрышек, утративших свои потребительские свойства.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес заведующей ... внесено представление об их устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем, допущенные нарушения не устранены.

Согласно Устава ...» учредителем Учреждения является Степновский муниципальный округ ... в лице администрации Степновского муниципального округа .... Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции в отношении учреждения осуществляются управлением образования администрации Степновского муниципального округа .... Также, управление образования администрации Степновского муниципального округа ... в отношении Учреждения является главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ... от ......-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Степновского муниципального района ..., и об организации местного самоуправления на территории ...» Степновский муниципальный район преобразован в Степновский муниципальный округ ....

В этой связи, расходы ...» следует возложить также на администрацию Степновского муниципального округа ..., управление образования администрации Степновского муниципального округа ....

Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав, законных интересов неопределенного круга лиц, в который входят как воспитанники учебного учреждения, так и иные лица, чье гарантированное Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду нарушено.

В судебном заседании помощник прокурора Мищенко И.Г. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик - Администрация Степновского муниципального округа ... в лице представителя К.И.В., возражений относительно исковых требований не представил.

Административный ответчик ... и Управление образования администрации Степновского муниципального округа ... в суд не явились, уведомлены надлежащим образом, а потому суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, руководствуясь статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что административное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что на территории дошкольной группы ...» допущено размещение шин и покрышек, утративших свои потребительские свойства.

Согласно статье 3 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, а также соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от ... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее– Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Из статьи 73 Закона № 7-ФЗ следует, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статьей 15 Закона № 89-ФЗ установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Так, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

С ... вступил в силу приказ Минприроды России от ...... «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности», которым утверждены требования при обращении с соответствующими группами однородных отходов (далее– Требования).

Так, пунктом 1 Требований установлено, что они определяют условия обращения с видами отходов, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и отнесенными к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности и предназначены, в том числе, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, отнесенные к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности.

Согласно пункту 67 Требований к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» относятся виды отходов, включенные в группу видов отходов с ко... 21 100 00 00 0 «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» ФККО, а также вид отходов с ко... 23 111 11 52 4 «шины и покрышки пневматические для использования в авиации отработанные», включенный в группу видов отходов с ко... 23 000 00 00 0 «Прочие отходы обслуживания и ремонта авиатранспорта» ФККО.

В силу пункта 69 Требований отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву (пункт 70 Требований).

В соответствии с разделом II приказа Минприроды России от ...... «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

С учетом изложенного, шинам, покрышкам, камерам, утратившим потребительские свойства присвоен IV класс опасности.

В судебном заседании установлено, что по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес заведующей ...» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем, допущенные нарушения не устранены.

Согласно УставаМДОУ «...» учредителем Учреждения является Степновский муниципальный округ ... в лице администрации Степновского муниципального округа .... Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции в отношении учреждения осуществляются управлением образования администрации Степновского муниципального округа .... Также, управление образования администрации Степновского муниципального округа ... в отношении Учреждения является главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ... от ......-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Степновского муниципального района ..., и об организации местного самоуправления на территории ...» Степновский муниципальный район преобразован в Степновский муниципальный округ ....

В этой связи, расходы ...» следует возложить также на администрацию Степновского муниципального округа ..., управление образования администрации Степновского муниципального округа ....

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ... администрации Степновского муниципального округа ... и Управлению образования администрации Степновского муниципального округа ... о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ... в непринятии мер к утилизации шин и покрышек, утративших потребительские свойства, с территории образовательного учреждения.

Обязать администрацию Степновского муниципального округа ..., управление образования администрации Степновского муниципального округа ... в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные ...» на утилизацию в территории образовательного учреждения в установленном законом порядке всех шин и покрышек, утративших потребительские свойства.

Обязать МДОУ «...» в течении одного года после вступления решения суда в законную силу утилизировать с территории МДОУ ... в установленном законом порядке все шины и покрышки, утратившие потребительские свойства.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам ...вого суда через Степновский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий судья М.Е. Котляров

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022г.