ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2022УИД320031-01-2022-000200-62 от 20.05.2022 Трубчевского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-273/2022 УИД 32RS0031-01-2022-000200-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года г. Трубчевск Брянской области

Трубчевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Прибыльновой Т.П.,

при секретаре Крюковой А.И.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Трубчевского района Сокоренко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Трубчевского района в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Трубчевского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой Трубчевского района проведена проверка исполнения Белоберезковской поселковой администрацией требований законодательства, при реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, по результатам которой было установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включён в перечень аварийных домов и подлежит сносу, с расселением граждан. На момент проверки установлено, что снос многоквартирного дома осуществлен, но его фундамент не снесен. Прокурор Трубчевского района просит суд признать незаконным бездействие Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по проведению работ по сносу фундамента многоквартирного дома с последующей утилизацией строительного мусора и возложить обязанность принять меры к устранению установленных нарушений.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Сокоренко Е.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном заявлении.

Представитель административного ответчика - Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате и времени рассмотрения дела.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании постановлений Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включён в перечень аварийных домов.

Согласно муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» (2013-2017 годы), граждане, проживавшие в аварийном многоквартирном доме переселены в другие жилые помещения.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что указанный многоквартирный дом снесен, между тем, работы по сносу фундамента не выполнены.

Прокурором Трубчевского района ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Белоберезковской поселковой администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства и сносе фундамента аварийного многоквартирного дома.

Из сообщения главы Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году на центральной <адрес> планируется строительство спортивной и детской площадок по программе инициативного бюджетирования муниципального образования Брянской области, в этой связи с целью исключения дополнительной финансовой нагрузки на поселковый бюджет администрации земельные участки под бывшими домами будут сноситься за счет средств бюджета муниципального образования.

Работы по сносу фундамента снесенного многоквартирного дома не произведены до настоящего времени.

В соответствии со ст. 210, 215 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Из ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в ч. 6 ст. 15 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей на территорию сноса ветхих жилых домов, прямо предусмотрены действующим законодательством и возложены на орган местного самоуправления, а непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов (фундамента аварийных домов) и их сносу, вывозу отходов сноса зданий (строительного мусора), создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления, а именно Белоберезковской поселковой администрации, не обеспечившего надлежащее содержание имущества муниципальной казны в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения, не соответствует требованиям закона.

Белоберезковская поселковая администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Белоберезковского городского поселения, она обладает необходимыми бюджетными полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения поселения в установленные сроки, предупреждать причинение вреда населению и окружающей среде, вне зависимости от распределения финансовой нагрузки и оптимизации бюджетных расходов.

При таких обстоятельствах обязанность по сносу фундамента аварийного жилого дома и утилизации строительного мусора является целью сохранения жизни и здоровья населения охраны окружающей среды, относящейся к полномочиям органа местного самоуправления в лице Белоберезковской поселковой администрации, которая не обеспечила надлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, ст. 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Трубчевского района в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные удовлетворить.

Признать бездействие Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области незаконным.

Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области снести фундамент многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с утилизацией строительного мусора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 24 мая 2022 года.

Председательствующий Т.П. Прибыльнова