РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска под председательством судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Чемезовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дела УИД 38RS0036-01-2020-003533-92 (№ 2а-2741/2020) по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска к Ананьеву С.Ю. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес обезличен> (далее также – Инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд <адрес обезличен> с иском к Ананьеву С.Ю. о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц, пени, указав в обоснование иска следующее. Ананьев С.Ю. состоит на налоговом учёте с <Дата обезличена>. Согласно справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ от <Дата обезличена>, представленной ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (ИНН 7709295766), Ананьев С.Ю. получил доход за 2018 год в размере 7 400 000 рублей, сумма налога не удержанная налоговым агентом составляет 962 000 рублей. В данной справке налоговым агентом указан код дохода 2003 (сумма вознаграждений, выплачиваемых за счёт средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений). Ананьев С.Ю. как тренер по дисциплине легкая атлетика получил денежное вознаграждение в размере 7 400 000 рублей за XXIII Сурдлимпийские летние игры 2017 года. Освобождение от налогообложения доходов, полученных тренерами и специалистами, обеспечившими подготовку спортсменов – победителей указанных соревнований, ст. 217 НК РФ не предусмотрено. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о необходимости уплаты налогов за 2018 год в срок не позднее <Дата обезличена>. Также направлялось требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, поскольку обязанность по уплате налогов не исполнена. В связи с несвоевременной уплатой недоимок ему начислены пени по НДФЛ за 2018 год в размере 3 511,30 рублей. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путём обращения к мировому судье судебного участка № <адрес обезличен> с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был отменён <Дата обезличена> в связи с поступлением от представителей Ананьева С.Ю. возражений, относительно его исполнения. В связи с частичной уплатой задолженности по налогу на доходы физических лиц от <Дата обезличена> в размере 50 000 рублей, остаток задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год составил 912 000 рублей. В связи с чем, просит суд взыскать с Ананьева С.Ю. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 912 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 511,30 рублей, всего в размере 915 511,30 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца налоговой инспекции не явился, просив о рассмотрении дела в своё отсутствие. Дополнительно суду представлены карточки расчётов с бюджетом, в соответствии с которыми на дату рассмотрения дела административным ответчиком задолженность по налогам не погашена.
Административный ответчик Ананьев С.Ю. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, по адресу, указанному в иске, который также является адресом его регистрации. Судебная повестка и копии определений суда получены ответчиком <Дата обезличена>, что подтверждается почтовым уведомлением с личной подписью Ананьева С.Ю. Причины не явки ответчика не известны, возражений на иск ответчик не представил, об отложении дела слушанием по какой-либо уважительной причине не просил.
В порядке ст. 150 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика по представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-517/2020 о вынесении судебного приказа, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц предусмотрен ст. 225 НК РФ, сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ (в редакции актуальной на момент начисления налога), при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесённые к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учёте по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день: выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учётом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и п. 1 ст. 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьёй 227.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» во исполнение Распоряжения Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р произведена выплата денежных вознаграждений (премии) тренерам и специалистам спортивных команд РФ, обеспечивших подготовку спортсменов – победителей и призёров XXIII летних Сурдлимпийских игр 2017 года в Турции (<адрес обезличен>) за счёт целевой субсидии, поступающей из федерального бюджета, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с протоколом, утверждённым комиссией Министерства спорта РФ. В приложенном списке к приказу указан Ананьев С.Ю. как личный тренер по дисциплине лёгкая атлетика, его сумма вознаграждения составила 7 400 000 рублей.
Из справки о доходах и суммах налога физического лица <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из справки по форме 2-НДФЛ, представленных в налоговый орган ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России», следует, что Ананьев С.Ю. является получателем дохода (код 2003 - сумма вознаграждений, выплачиваемых за счёт средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений). Сумма дохода составила 7 400 000 рублей, сумма налога исчисленная – 962 000 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом – 962 000 рублей.
Согласно письму от ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» Ананьев С.Ю. являлся личным тренером по дисциплине легкая атлетика и получил денежное вознаграждение в размере 7 400 000 рублей за XXIII Сурдлимпийские летние игры 2017 года.
В силу п.п. 20, 20.1 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению доходы, полученные спортсменами…. тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта, принявшими непосредственное участие в подготовке спортсменов, занявших призовые места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, за призовые места, а также выплаты, полученные от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений, по перечню таких организаций, утверждённому Правительством РФ.
ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России», выплативший ответчику сумму вознаграждения, в перечень таких организаций, утверждённый Правительством РФ, не входит.
Положениями п. 20 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения призовых доходов спортсменов, в том числе спортсменов-инвалидов, за призовые места, в частности, на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, полученных от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счёт средств соответствующих бюджетов.
Освобождение от налогообложения доходов, полученных тренерами и специалистами, обеспечившими подготовку спортсменов - победителей указанных соревнований, данной нормой не предусмотрено.
В связи с чем, Ананьеву С.Ю. следовало не позднее года, следующего за годом, в котором такими спортсменами были заняты призовые места на соответствующих играх (п. 20.1. ст. 217 НК РФ) уплатить налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 962 000 рублей, исходя из расчёта: 7 400 000 х 13% = 962 000.
Административному ответчику по почте пришло уведомление от налоговой службы, расчёта налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом.
Из иска следует, что Ананьевым С.Ю. <Дата обезличена> частично произведена уплата задолженности по НДФЛ в сумме 50 000 рублей.
Таким образом, остаток задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и подлежащий взысканию с Ананьева С.Ю. составляет 912 000 рублей.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно материалам дела Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о необходимости уплаты НДФЛ за 2018 год в срок до <Дата обезличена>.
Направление указанного налогового уведомления подтверждается списком <Номер обезличен> отправки почтовой корреспонденции, имеющего оттиск штемпеля почтового отделения от <Дата обезличена>. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления Ананьевым С.Ю. налоговое уведомление получено <Дата обезличена>.
В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
При этом сроки, в течение которых надлежит подать в суд заявление, исчисляются со дня истечения срока исполнения требования налогового органа.
В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 ст. 75 НК РФ).
Согласно п.6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В связи с неуплатой налога Ананьеву С.Ю. начислены пени по НДФЛ за 2018 год в размере 3 511,30 рублей за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате недоимок в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Поскольку в установленный законом и в уведомлении срок налогоплательщик не уплатил налог и пени, налоговым органом согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ Ананьеву С.Ю. направлялось требование об уплате НДФЛ за 2018 год <Номер обезличен> от <Дата обезличена> – в срок до <Дата обезличена>.
Направление и получение указанного требования подтверждается скрин-шотами - сведениями из личного кабинета налогоплательщика Ананьева С.Ю., который как пользователь личного кабинета налогоплательщика зарегистрировался <Дата обезличена>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленный срок данные требования налогоплательщиком не исполнены.
Неуплата ответчиком налоговых недоимок и пени в сроки, указанные в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у ответчика задолженности.
Административным истцом представлен расчёт задолженности налогоплательщика по НДФЛ за 2018 год, который является арифметически верным, произведённым в соответствии с размерами ставок, установленными ст. 224 НК РФ. Административным ответчиком расчёт не оспорен.
В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьёй судебного участка № <адрес обезличен> вынесен судебный приказ № 2а-517/2020 о взыскании с Ананьева С.Ю. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, транспортному налогу, налогу на имущество и пени в общей сумме 967 359,03 рублей. Указанный судебный приказ был отменён <Дата обезличена> в связи с поступлением возражений от представителя ответчика.
Отменив судебный приказ, ответчик вопрос с задолженностью не урегулировал. Им только <Дата обезличена> было уплачено 50 000 рублей, остаток задолженности по НДФЛ за 2018 год составил 912 000 рублей.
С административным иском инспекция обратилась <Дата обезличена>, направив почтой в суд согласно почтовому штемпелю на конверте, то есть в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Административным истцом соблюдён порядок направления уведомления, требования об уплате налога, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.
Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по <адрес обезличен> о взыскании с Ананьева С.Ю. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 912 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 511,30 рублей, всего в размере 915 511,30 рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по недоимке, с ответчика Ананьева С.Ю. в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12 355,11 рублей в бюджет муниципального образования <адрес обезличен>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес обезличен> удовлетворить.
Взыскать с Ананьева С.Ю. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес обезличен> задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 912 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 3 511 рублей 30 копеек, всего взыскать общую сумму 915 511 (девятьсот пятнадцать тысяч пятьсот одиннадцать) рублей 30 копеек.
Взыскать с Ананьева С.Ю. государственную пошлину в размере 12 355 (двенадцать тысяч триста пятьдесят пять) рублей 11 копеек в бюджет муниципального образования <адрес обезличен>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Белик С.О.
....
....
....
....
....
....
....
....