Дело №
26RS0№-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре Шулениной Е.А.,
с участием:
представителя истца по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «АВТО АЛЬЯНС» в лице директора ФИО3, сотруднику ООО «АВТО АЛЬЯНС» Баранову, ОГИБДД УМВД России в лице командира ФИО4, должностному лицу ОГИБДД УМВД России по <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, солидарном взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с административным иском к ООО «АВТО АЛЬЯНС» в лице директора ФИО3, сотруднику ООО «АВТО АЛЬЯНС» Баранову, ОГИБДД УМВД России в лице командира ФИО4, должностному лицу ОГИБДД УМВД России по <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, солидарном взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что дата автомобиль, принадлежащий истцу на праве собственности, (темно- корнчневый Lada Largus, 2014 года выпуска, государственный помер AS13PH126, идентификационный №№, номера кузова №), был незаконно (с придомовой территории по адресу: <адрес>) эвакуирован на спецстоянку, расположенную по адресу: <адрес>. Пропажу автомобиля обнаружил лишь сутки спустя. Полагает, что служба эвакуации автотранспортных средств в данном случае действовала вразрез с нормами закона. Эвакуация ТС с придомовой территории является незаконной, поскольку автомобиль стоял на месте, не являющимся на дату ареста машины ни парковкой, ни инвалидным местом на ней. В правилах ПДД в ст. 1.2 используются следующие основные понятия и термины: «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; «Дорожное движение»— совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; «Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и (при необходимости) обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или юсту, либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения». Между тем, придомовая территория и дворы не входят в автодорожную инфраструктуру и не являются её частью. Решения собственников МКД по использованию данного земельного участка для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или бесплатной основе не принималось. Следовательно, парковка, как оборудованное место (в том числе как место оборудованное для инвалидов) на данном земельном участке не существует. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а не как не в соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», регламентирующего порядок использования автомобильных дорог и особенности осуществления дорожной деятельности на территории РФ. И только собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. И лишь по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам. Сотрудники ГИББД или службы эвакуации не решают, каким образом данный земельный участок будет использоваться, а тем более не имеют права эвакуировать со двора ТС (фактически похитить). Полагает, что инкриминируемое правонарушение п. 2 ст. 12.19 КоАП РФ не имело место быть (нет события правонарушения). В нарушение ст. 27.13 КоАП РФ произошло задержание ТС, которое не могло нарушить правила дорожного движения. Считает, что сотрудник ГИБДД ФИО5 и сотрудник службы эвакуации ФИО6 превысили свои должностные обязанности, незаконно эвакуировав транспортное средство. Указывает, что эвакуация привела к тому, что он вынужден был оплатить такси, чтобы доехать до штрафстоянки, оплатить незаконную эвакуацию и хранение автомобиля в течение суток, а также обратиться за юридической помощью. Служба эвакуации намеренно не сообщила о том, что ТС эвакуировано с противоправной целью причинения большего материального вреда, поскольку за каждый час стоянки (незаконного задержания) начислялось 38 руб., несмотря на то, что на лобовом стекле автомобиля размещен контактный телефон для связи. Считает, что причастными к причинению вреда и нарушению гражданских прав, являются руководитель отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ УВД по СК ФИО4, который ответственен за низкий профессиональный уровень своих сотрудников; директор штрафстоянки Б. Э.А., потворствующая своим работникам как можно дольше не сообщать владельцам эвакуированных авто о факте эвакуации - для увеличения прибыли за счет злонамеренного причинения вреда автовладельцам путем сокрытия факта эвакуации. Полагает, что штрафстоянка ООО «АВТО Альянс» действовало противоправно и вразрез с законом, за эвакуацию пришлось оплатить 5 046 руб. Был составлен противозаконный протокол о нарушении правил ПДД со штрафом в 5 000 руб. Просит суд признать действие, решение сотрудника ГИБДД ФИО5 отправить на штраф стоянку ТС с придомовой территории незаконным; признать действие и решение сотрудника ГИБДД ФИО5 возбудить административное производство с составлением протокола о нарушении ПДД незаконным; признать действие (бездействие) руководителя - командира отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ УВД по СК, командира ФИО4, допустившим умаление прав и свобод граждан своим подчиненным ФИО5, незаконным; признать действия (бездействие) директора штрафстоянки Б. Э.А., потворствующей, а может быть и приказавшей своим работникам не сообщать владельцам эвакуированных авто о факте эвакуации, незаконным; запретить ответчикам деятельность по эвакуации ТС с придомовой территории по адресу <адрес>, как создающую опасность причинения вреда гражданам и административному истцу; обязать административных ответчиков принять меры по проверке действий своих подчиненных, с привлечением их к дисциплинарной и (или) административной ответственности, как лиц допустивших нарушения прав и законных интересов граждан и административного истца; обязать административного ответчика 1 и ответчика 3 уведомить суд о принятых мерах, исполненных для устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и административного истца. Взыскать с административных ответчиков солидарно 10 176 рублей материального ущерба, состоящего из оплаты такси, оплаты эвакуации, оплаты стояки ТС на штрафстоянке, оплата штрафа за якобы нарушение ПДД, а также оплаты судебных расходов (издержек). Взыскать с административных ответчиков солидарно 6 000 рублей морального ущерба.
Определением от 20.04.2021г. суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на ведение дела через своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дела в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил его удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил о том, что в протоколе об административном правонарушении не верно указано место парковки автомобиля истца. В действительности автомобиль истца был припаркован по адресу: <адрес>, что является придомовой территорией. Согласно представленным сведениям об организации дорожного движения, по адресу: <адрес> не установлено дорожных знаков, определяющих парковку для инвалидов, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Он не обжаловал постановление по делу об административном правонарушении, а сразу был подан административный иск о признании действий должностных лиц незаконными.
Ответчики: ООО «АВТО АЛЬЯНС» в лице директора Б. Э.А, сотрудник ООО «АВТО АЛЬЯНС» ФИО6, ОГИБДД УМВД России в лице командира ФИО4, должностное лицо ОГИБДД УМВД России по <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке ст. 167 ГПК РФ.
От представителя ООО «Авто Альянс» ФИО8 в материалы дела представлены письменные возражения на исковые требования, в которых представитель ответчика ссылается на то, что из иска следует, что ФИО2 оспариваются действия, связанные производством по делу об административном правонарушении. Действия должностного лица, связанные с принятием решения о задержании транспортного средства и его перемещением на специализированную стоянку, действия сотрудников ООО «Авто Альянс» по исполнению решения должностного лица о задержании транспортного средства, возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении не подлежат самостоятельному обжалованию. По имеющимся у ООО «Авто Альянс» сведениям, за нарушение ч,2 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях инспектором ДПС ОБДПС ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю было задержано транспортное средство марки Лада Ларгус государственный регистрационный знак а813рн-126, о чем в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ составлен протокол <адрес> о задержании транспортного средства от 29.06.2020г. На основании протокола о задержании транспортного средства, в присутствии инспектора ДПС ОБДПС ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю ООО «Авто Альянс» было произведено перемещение указанного транспортного средства на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>. В связи с чем составлен Акт осмотра, Опись ТС. дата ст. инспектором ДПС по адм. практике ФИО1 было выдано разрешение на выдачу автотранспорта, в связи с чем он был возращен. Также дата в отношении ФИО1 было вынесено Постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 12.19 КоАП. В соответствии с ч. 11 ст.27.13 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В силу ч.2 ст.<адрес> «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств» от 12.05.2012г. №-кз, перемещение наземных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на штрафстоянку и (или) деятельность по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках (далее - специализированные организации). Частью 3 данной статьи предусмотрено, что сведения о специализированных организациях, а также о местах расположения на территории <адрес> специализированных стоянок размещаются органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере транспорта, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" на основании информации, представляемой специализированными организациями, по форме, утверждаемой уполномоченным органом. В соответствии с письмом от 14.06.2019г. заместителя министра Министерства дорожного хозяйства <адрес>, данные об обществе с ограниченной ответственностью «Авто Альянс» включены в «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных наземных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) деятельность по хранению и возврату задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, а также сведения о местах расположения на территории <адрес> специализированных стоянок». В соответствии с ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи <адрес> от 12.05.2012г. №-кз установлено, что возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания на основании решения уполномоченного должностного лица о возврате задержанного транспортного средства. В соответствии с ч,11 ст.27.13 КоАП РФ, <адрес> от 12.05.2012г. №-кз, Постановлением Региональной тарифной комиссии <адрес> от 15.12.2017г. №, Постановлением Региональной тарифной комиссии <адрес> от 15.12.2017г. №: тариф на перемещение задержанных транспортных средств на территории <адрес> в расчете на одно транспортное средство составляет 2500 рублей; тариф на хранение задержанных транспортных средств на территории <адрес> за один полный час хранения в расчете на одно транспортное средство составляет - 19 рублей (категория «А»), 38 рублей (категории «В», «D» массой до 3,5 тонн), 76 рублей (категории «D» массой более 3,5 тонн, категории «С» и «Е»), 114 рублей (негабаритные транспортные средства). Согласно ч.2 ст.<адрес> 12.05.2012г. №-кз, оплата стоимости хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. При получении задержанного транспортного средства со специализированной стоянки до истечения первого часа его хранения взимается оплата за один час хранения. При возврате автомобиля со специализированной стоянки ООО «Авто Альянс» ФИО1 в счет оплаты стоимости перемещения и хранения транспортного средства была внесена в кассу общества денежная сумма в размере 5046 рублей исходя из следующего расчета: 2500 руб. (стоимость перемещения ТС) + 38 руб.Х67 час (стоимость хранения ТС с 15 час. 55 мин 29.06.2020г. до 11 час. 30 мин. 02.07.2020г.) = 5046 руб. Таким образом, ООО «Авто Альянс» какие-либо нормы действующего законодательства при исполнении решения должностного лица о задержании транспортного средства допущены не были, истцом не приводятся, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований к обществу в полном объеме. Таких нарушений также не было допущено и должностными лицами, поскольку вступившим в законную силу Постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от дата N 3-ФЗ "О полиции" к основным направлениям деятельности полиции относится, в том числе, предупреждение и пресечение административных правонарушений.
Статьей 13 Закона о полиции определено, что органы полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления ч транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017г. № утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее Административный регламент).
В соответствии с пунктом 244 Административного регламента, основаниями для задержания транспортного средства являются, в том числе, выявление административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.16 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств).
В силу абзаца третьего пункта 245 Административного регламента задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
По делу установлено, что определением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица. Основанием к возбуждении дела об административном правонарушении послужило то, что 29.06.2020г. около 15ч. 45 мин. по адресу: <адрес> г\н № без опознавательного знака «инвалид» в зоне действия знака 6.4 Правил дорожного движения РФ с табличкой 8.17 ПДД РФ.
Также 29.06.2020г. в 15:45ч. инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> составлен протокол <адрес> о задержании транспортного средства Лада Ларгус государственный регистрационный знак А813РН-126.
Полагая, что автомобиль был незаконно эвакуирован, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Положениями статьи 27.1 КоАП РФ определено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и задержание транспортного средства.
Статьей 27.13 КоАП РФ установлено, что в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Протокол о задержании транспортного средства от 29.06.2020г. составлен должностным лицом ГИБДД на основании ст. 27.13 КоАП РФ.
29.06.2020г. автомобиль Лада Ларгус государственный регистрационный знак А813РН-126 под опись ТС № принят под охрану на спец. стоянку ООО «Авто Альянс».
02.07.2020г. инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ, в отношении ФИО1, а постановлением № от 02.07.2020г. ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 5000руб.
Таким образом, основанием для задержания транспортного средства явилось нарушение ФИО1 п.п. 1.3 ПДД РФ, согласно которому он допустил стоянку (остановку) транспортного средства без опознавательных знаков «инвалид» в зоне знака 6.4 ПДД РФ табличкой 8.17 ПДД - место парковки для инвалидов.
Согласно разрешения на выдачу автотранспорта, автомобиль Лада Ларгус г\н № выдан 02.07.2020г. в 11.30 ч.
Частью 11 ст. 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Авто Альянс» является деятельность стоянок для транспортных средств.
В соответствии с письмом Министерства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от 14.06.2019г. №, ООО «Авто Альянс» осуществляет деятельность по перемещению задержанных наземных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) деятельность по хранению и возврату задержанных наземных транспортных средств на специализированных стоянках.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> от 12.05.2012г. №- кз, оплата стоимости хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. При получении задержанного транспортного средства со специализированной стоянки до истечения первого часа его хранения взимается оплата за один час хранения.
Постановлением тарифной комиссии <адрес> от 15.12.2017г. №, установлены тарифы на перемещение задержанных транспортных средств на территории <адрес> на 2020г. в размере 2500 руб. Тариф на хранение задержанных транспортных средств за один полный час хранения в расчете на 1 транспортное средство (категория «В») -38 руб.
Учитывая срок хранения автомобиля Лада Ларгус регистрационный знак А 813 PH 126, с дата с 15.45 до дата до 11.30, сумма оплаты перемещения и хранения автомобиля составил 5 046 руб.
Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что оспариваемые действия должностных лиц ГИБДД совершены по основаниям и в порядке, определенными статьями 13 Закона «О полиции», 27.1, 27.13 КоАП РФ, а также пунктами 244, 245 Административного регламента. Действия должностных лиц ООО «Авто Альянс» соответствуют уставному виду деятельности юридического лица и не нарушают установленные <адрес> от 12.05.2012г. №- кз и Постановлением тарифной комиссии <адрес> от 15.12.2017г. № тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории <адрес> на 2020г. Доказательств нарушения прав истца данными действиями должностных лиц суду не представлены.
Доводы представителя истца о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения опровергается вступившим в законную силу постановлением № от 02.07.2020г., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ. Данное постановление им не оспорено и вступило в законную силу. Вопрос об отсутствии состава административного правонарушения не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку подлежит оценке при рассмотрении дела в ином порядке, а именно в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, по правилам главы 30 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах действия должностных лиц ответчиков соответствуют установленным нормам закона, в связи с чем у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований как о признании действий и решений должностных лиц незаконными, так и производных от них требований о возмещении материального ущерба и морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО2 к ООО «АВТО АЛЬЯНС» в лице директора ФИО3, сотруднику ООО «АВТО АЛЬЯНС» Баранову, ОЕИБДД УМВД России в лице командира ФИО4, должностному лицу ОЕИБДД УМВД России по <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, солидарном взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11.06.2021г.
Судья Старовойтова Н.Г.
Копия верна
Судья Старовойтова Н.Г.
подлинник подшит в материалы дела
Судья Старовойтова Н.Г.