ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2744/2021 от 16.12.2021 Сакского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0018-01-2021-001773-70

Дело№ 2а-2744/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре Шпанко И.В., с участием представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика- ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо - Комиссия по вопросам размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым о признании недействующим пункта первого постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО7 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил суд признать не действующим со вступления решения суда в законную силу п.1 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части исключения с ДД.ММ.ГГГГ мест размещения нестационарных торговых объектов под порядковым (таблица приложения к постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- «Перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым до 31.05.2021года»)

Свои требования мотивировал тем, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации города, утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Согласно приложению к данному постановлению места размещения НТО под порядковым ,21,23,52,53 размещены в схеме размещения нестационарных торговых объектов до ДД.ММ.ГГГГ (таблица приложения ).

Считает, что указанное постановление, обладающее признаками нормативного правового акта в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов под порядковым после ДД.ММ.ГГГГ не соответствует положениям п. 2,10,11,12 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образования в <адрес>, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.2.2. приказа Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 года и период до 2020 года», ч.1, 3,6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ч.3 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Места размещения нестационарных торговых объектов под порядковым ,21,23,52,53 предоставлены ИП ФИО1 в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с договорами на право размещения нестационарных торговых объектов, заключенных с администрацией <адрес>::

- место в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта- палатка, группа товаров – продовольственные товары- мороженное, адресный ориентир – <адрес>, <адрес>», срок действия договора- до ДД.ММ.ГГГГ);

-место в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта –палатка, группа товаров- продовольственные товары- мороженое, попкорн, адресный ориентир- <адрес> - <адрес>, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ);

- место в соответствии сдоговором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта – павильон, группа товаров- продовольственные товары, адресный ориентир- <адрес>, срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ);

- место в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта- палатка, группа товаров- продовольственные товары, прохладительные напитки, адресный ориентир – пересечение <адрес>, срок действия договора – ДД.ММ.ГГГГ)

- место в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта – палатка группа товаров –продовольственные товары, прохладительные напитки, адресный ориентир – <адрес>, вход в сквер Пушкина, срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ)

В соответствии с решением 27 сессии 1 созыва Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» указанные места размещения нестационарных торговых объектов были включены в схему размещения НТО.

ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о продлении срока действия указанных пяти договоров о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, однако решениями администрации было отказано в продлении срока договора по тем основаниям, что места размещения нестационарных торговых объектов по указанным договорам исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городской округ Саки Республики Крым по истечению срока действия договора.

Уведомлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.1-31 ИП ФИО1 сообщено о принудительном демонтаже пяти нестационарных торговых объектов по истечению сроков действия договором о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, с продлении сроков по которым было отказано решениями администрации от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ.

Основаниями для исключения указанных мест нестационарных торговых объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов с ДД.ММ.ГГГГ послужили истечения сроков действия договором с ИП ФИО1, а также в соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ

- место -несоблюдение условий договора (объект не был размещен), создание препятствий размещением нестационарным торговым объектов пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, условий инсоляции территорий и помещений, рядом с которым расположен нестационарный торговый объект;

- место – создание препятствий размещением нестационарным торговым пешеходному движению, нарушение противопожарных требований необеспечение соблюдения расстояний пожарной опасности жилых и общественных зданий необеспечение сохранения ширины пешеходной части тротуара 2,5м., поступление обращений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, требование Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу размещения, а также не соблюдение п.4.2. технических требований к размещению нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Саки, утвержденных решением Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ;

- место - создание препятствий размещением нестационарным торговым объектом пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, необеспечение соблюдения расстояний пожарной опасности жилых и общественных зданий, необеспечение сохранения ширины пешеходной части тротуара 2,5 м., поступление обращения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, требование Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, а также несоблюдение п.4.2. Технических требований;

- место – запрет размещения нестационарного торгового объекта на газонах, цветниках площадках, несоблюдение п.4.4. Технических требований;

- место – в связи с реконструкцией территорий общего пользования по истечении срока действия договора.

Считает, что утверждение администрации <адрес> об исключении месту нестационарных торговых объектов из схемы размещения мест нестационарных торговых объектов ввиду истечения сроков действия договоров о размещении нестационарных торговых объектов является несостоятельным и само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

А обстоятельств, изложенные в протоколе заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не являются основаниями для исключения мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов согласно Порядку , кроме того, какие-либо фактические, достоверные и допустимые данные, свидетельствующие об изложенные в названном протоколе обстоятельствах, отсутствуют.

Учитывая нарушение срока уведомления ИП ФИО1 об исключении мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов( п.12 Порядка ), отсутствие предложений о предоставлении ему компенсационных мест (п.11 Порядка ) произвольными действиями администрации <адрес> по исключению осле ДД.ММ.ГГГГ арендуемых ИП ФИО1 мест размещения нестационарных торговых объектов фактически уничтожена деятельность предпринимателя.

О произвольности принятого администрацией <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует и не проведение оценки регулирующего воздействия проекта муниципального правого акта и экспертизы такого муниципального правового акта, таким образом, исключение мест размещения нестационарных торговых объектов под порядковыми ,21, 23,52,53 из схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ после ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы административного истца на использование принадлежащих ему объектов нестационарной торговли, исключает возможность осуществления предпринимательской деятельности, при принятии оспариваемого акта не приведена какие-либо обоснованные сведения по исключению мест размещения нестационарных торговые объектов, в том числе, подтверждающие учет фактических данных о развитии территории и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов., необходимость изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участок, на которых располагаются нестационарные торговые объекты, процедура принятия такого акта нарушена.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия по вопросам размещения НТО на территории муниципального образования городско округ Саки Республики Крым.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, обеспечил участие в судебном заседании представителя ФИО7, действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании.

Представитель административного истца в судебном заседании требования доверителя изложенные в иске поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, на основании обстоятельств изложенных в иске и письменных материалов дела, дал пояснения по обстоятельствам дела аналогично изложенным в административном иске. Также на вопросы суда пояснил, что уведомление не направлялись о нарушении размещения объектов, не представлены доказательства нарушения пешеходного движения размещения объектов, не выносились предписания об устранении нарушений или неиспользования места размещения нестационарных торговых объектов. Также не предлагались иные места размещения нестационарных торговых объектов в связи с реконструкцией сквера имени Пушкина. Также считает, что истечение срока действия договора не может служить основаниям для исключения мест размещения нестационарных торговых объектов торговли из схемы размещения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, просил отказать в полном объеме, пояснив суду, что сокращение количества мест размещения нестационарных торговых объектов администрацией <адрес> проведено по исполнение поручения главы Республики Крым, Постановления Совета Министров Республики Крым , по проведению оптимизации по сокращению мест размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, также по спорным местам размещения истекли сроки договоров. Также согласно протокола комиссия были зафиксированы и установлены нарушения условия договора со стороны административного истца по размещению НТО, в связи с чем, было принято решения о не продлении договоров и исключении места размещения НТО из схемы. Также на вопросы суда пояснила, что нарушения были выявлены в ходе проведения проверок, сообщалось ли о проведении проверок и их результатах административному истцу не знает, было вынесено два уведомления о сносе НТО до принятия постановления, проверки проводились в течение 2020 года, когда проверялось место не знает. Также было требование прокурор и обращение граждан по размещению объектов в пешеходной зоне, было заключение МЧС и пожарных, в которых установлены нарушения. Все установленные обстоятельства были положены в основу постановления. Также пояснила суду, что по место какой именно памятник размещен и в каком доме нарушается освещение не смогла ответить, газоны, цветники, площадки. Место расположено в месте где проводилась реконструкция места общего пользования, когда была закончена не известно, палатка была размещена при входе в сквер со стороны <адрес>, на том месте сейчас расположена статуя. На вопросы представителя административного истца также пояснила, что места ,21,23,52,53 ранее входили с схемы размещения НТО, уведомления направлялись о неуплате арендной платы, в протоколе заседания комиссия основания неуплаты плат не указаны как основания исключения мест из схемы, проверку проводила комиссия по размещению НТО, кто входит в состав не знает, были ли предоставлены документы по проводимым проверкам в администрация <адрес> не знает.

Суд, изучив административное исковое заявление, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст.164 КАС Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 60 КАС Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Из положений ст. 61 КАС Российской Федерации усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

Из положений ст. 62 КАС Российской Федерации следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено, что на основании решения 27 сессии 1 созыва Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым « места размещения нестационарных торговых объектов №,21,23,52,53 включены в схему размещения НТО расположенных на территории муниципального образования городской округ Саки.

Судом установлено, что места размещений нестационарных торговых объектов под порядковым предоставлены ИП ФИО1 в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с договорами на право размещения нестационарных торговых объектов, заключенных с администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а именно.

Судом установлено, что место предоставлено в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта - палатка, группа товаров-продовольственные товары – мороженное, адресный ориентир- <адрес>, <адрес>», срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.41-44)

Судом установлено, что место предоставлено в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта – палатка, группа товаров – продовольственные товары – мороженное, попкорн, адресный ориентир – <адрес><адрес>, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.53-56)

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются эскизом фасада нестационарного объекта (л.д.57), паспортом привязки нестационарного торгового объекта от 13.07.2016(л.д.58), ситуационной схемой размещения нестационарного торгового объекта (л.д.59-60)

Судом установлено, что место , предоставлено в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта- павильон, группа товаров – продовольственные товары, адресный ориентир – <адрес>, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.61-64).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются паспортом привязки нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65), эскизом фасада нестационарного торгового объекта (л.д.66), ситуационной схемой размещения нестационарного торгового объекта(л.д.67-68)

Судом установлено, что место предоставлен в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта- палатка, группа товаров- продовольственные товары, прохладительные напитки, адресный ориентир- пересечение <адрес>, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.45-48)

Судом установлено, что место предоставлено в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (тип нестационарного торгового объекта- палатка, группа товаров-продовольственные товары, прохладительные напитки, адресный ориентир- <адрес>, <адрес> срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.49-52)

Судом установлено, что Администрацией города Саки Республики Крым на имя ИП ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.1-3 о принудительном демонтаже нестационарных торговых объектов по истечению сроков действий договоров, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.69-70)

Судом установлено, что повторно, Администрацией <адрес> Республики Крым на имя ИП ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.1-31 о принудительном демонтаже нестационарных торговых объектов по истечению сроков действий договоров, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.71-72)

Также, в вышеуказанном уведомлении ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, до истечения сроков договора и добровольного урегулирования вопроса, с целью обеспечения проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Победы, рассмотреть возможность демонтировать нестационарный торговый объект и расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>

Судом установлено, и это подтвердил в судебном заседании представитель административного истца, что ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о продлении сроков действий договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.(л.д.89-98)

Судом установлено, что результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений, решением администрации <адрес> Крым, изложенного в письмах от ДД.ММ.ГГГГ исх. .2-29/1, 05.2-29/2, 05.2-29/3, 05.2-29/4, 05.2-29/5 ИП ФИО1 отказано в продлении договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, в обоснование отказа указано, что места размещения нестационарных торговых объектов по указанным договорам планируются исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городской округ Саки Республики Крым по истечению срока действия договоров.(л.д.99-101)

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым вынесено постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», которым:

1) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (Приложение 1);

2) Утвердить карту-схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (Приложение 2)

3) схема размещения нестационарных торговых объектов носит бессрочный характер

4) настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит размещению на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице saki.rk.gov.ru и на официальном интернет-портале органов местного самоуправления городского округа Саки adm-ski.ru

5) контроль за исполнением настоящего постановления возложено на заместителя главы администрации-начальника финансового управления ФИО6(л.д.9)

В обоснование данного постановления администрацией <адрес> Республики Крым положено положения ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в <адрес>», Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных в <адрес>», Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов», Устав муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Судом установлено, что согласно приложения к вышеуказанному постановлению места размещения НТО под порядковым ,21,23,52,53 размещены в схеме размещения нестационарных торговых объектов до ДД.ММ.ГГГГ (таблица приложения )(л.д.10-21)

Судом установлено, что основанием для исключения нестационарных торговых объектов ,21,23,52,53 с ДД.ММ.ГГГГ указано истечение сроков действия договоров с ИП ФИО1, а также в соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,(л.д.75-88), а именно следующее.

Основанием исключения место указано несоблюдение условий договора (объект не был размещен), создание препятствий размещения нестационарным торговым объектов пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, условий инсоляции территорий и помещений, рядом с которыми расположен нестационарный торговый объект.

Однако, суд признает вышеуказанные требований противоречащие друг другу, так как в случае если объект не был размещен, то и не могли быть установлены создания препятствий пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, условий инсоляции территорий и помещений, рядом с которыми расположен нестационарный торговый объект.

Судом также установлено, что ИП ФИО1 не предоставлялось требование об устранении выявленных нарушений не направлялось, также не был установлен срок для устранения.

Когда проводилась проверка и кем, представитель административного ответчика не смог пояснить суду, а также предоставить допустимые и надлежащие доказательства.

Основанием исключения места указано создание препятствий размещением нестационарных торговых объектов пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, необеспечение соблюдение расстояний пожарной опасности жилых и общественных зданий, необеспечение сохранения ширины пешеходной части тротуара 2,5м., поступление обращений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, требование Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу размещения, а также несоблюдение п.4.2. технических требований к размещению нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Саки, утвержденных решением Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в чем заключалось нарушение противопожарных требований и необеспечение соблюдения расстояний пожарной опасности жилых и общественных зданий, каким зданиям и жилым домам, в протоколе не указано, срок для устранения выявленных нарушений ИП ФИО1 не предоставлялось, требование об устранении выявленных нарушений не направлялось..

Когда проводилась проверка и кем, представитель административного ответчика не смог пояснить суду, а также предоставить допустимые и надлежащие доказательства.

Основанием исключения места указано создание препятствий размещением нестационарного торгового объекта пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, необеспечение соблюдения расстояния пожарной опасности жилых и общественных зданий, необеспечение сохранения ширины пешеходной части тротуара 2,5 м., поступление обращений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, требование Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, а также несоблюдение п.4.2. Технических требований.

Однако, в чем выразилось нарушение противопожарных требований и необеспечение соблюдения расстояний пожарной опасности жилых и общественных зданий, каким зданиям и жилым домам, в протоколе не указано, срок для устранения выявленных нарушений ИП ФИО1 не предоставлялось, требование об устранении выявленных нарушений не направлялось..

Когда проводилась проверка и кем, представитель административного ответчика не смог пояснить суду, а также предоставить допустимые и надлежащие доказательства.

Исключением места указан запрет размещения нестационарного торгового объекта на газонах, цветниках площадках, несоблюдение п.4.4. Технических требований размещения НТО запрещается в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Исключением места указаны п.10 раздела 2 Порядка в связи с реконструкцией территорий общего пользования, а также по истечении срока действия договора

В силу положений п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.(далее Закона №381-ФЗ)

Согласно положений ч.1 ст.10 Закона №381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Судом установлено, что на территории Республики Крым разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных в <адрес>, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. (далее Порядка )

В соответствии с положениями п.10 Порядка основаниями для внесения изменений в Схему являются:

-новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и / или нестационарных торговых объектов;

- прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

-наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения нестационарных торговых объектов от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований;

- строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования;

-предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым.

Согласно п.11 Порядка внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения нестационарных торговых объектов не может отвлечь за собой прекращение права на размещение нестационарных торговых объектов до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение нестационарных торговых объектов или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных органом местного самоуправления, и не внес предложений относительно компенсационного места.

Согласно п.12 Порядка об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не мене чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению нестационарных торговых объектов, но не ранее шести месяцев после проведения конкурса, за исключением необходимости переноса нестационарного торгового объекта в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций.

Согласно п.2 Порядка установлено, что утвержденные Схемы носят бессрочные характер.

Согласно п.3.2.2. Приказа Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 года и период до 2020 года» (далее Приказа ) предусмотрено, что при градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «Меняется место-сохраняется бизнес»

Согласно правовой позиции, сформулированной в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О, содержащееся в части 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ положение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

При этом реализация этого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) – с другой.

На основании положений части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акт, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Согласно положений ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Положения Закона об основах торговой деятельности не исключает право уполномоченного органа при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов решать вопросы размещения названных объектов самостоятельно с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Однако, такое правовое регулирование не должно носить произвольный характер, являться средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, поскольку направлено на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства

Таким образом, суд приходит к вводу, что административным ответчик в нарушение п.12 раздела 6 Порядка утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое решение принято до расторжения договоров на размещение НТО.

Так же судом установлено, что основаниями положенные в основу исключения НТО и из схемы размещения указано создание препятствий пешеходному движению, нарушение противопожарных требований, а НТО – нахождение объекта в зоне охраны объектов культурного наследия.

Однако, допустимые и надлежащие доказательства подтверждающие данные обстоятельства представителем административного ответчика суду не представлено, и такие доказательства не содержаться в материалах дела, ссылки в протоколе на обращение граждан не нашли своего подтверждения.

Факт отсутствия нарушений пожарной безопасности и нарушений пешеходной движению НТО расположенного по <адрес> в <адрес> подтверждается также представленными Актами проверки от 13.07.2017(л.д.116-117), Актом от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Сакский»(л.д.118, т.2)

Судом установлено, что в нарушение п.3 п.11,12 раздела 2 Порядка НТО исключено в связи с реконструкцией территории общего пользования без направления уведомления в установленные сроки (6 месяцев) субъекта хозяйствования с предложением компенсационного места.

Доказательства обратного представителем административного ответчика суду не представлено и такие доказательства отсутствуют в материала дела, а доводы представителя административного ответчика об отсутствии предложения со стороны административного истца о компенсационных местах обоснованы на неверном толковании закона.

Судом установлено, что ФИО1 оплачена сумма по договорам за размещение НТО, что усматривается из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.119, т.2)

Также судом установлено, что на адрес администрации <адрес> Республики Крым Сакским межрайонным прокурором вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в части неправомерного исключения их Схемы НТО №,23,53 и от ДД.ММ.ГГГГ, . (т.2, л.д.105-106)

Также согласно положений ч.3 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3, ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, п.1.2 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядке проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включая порядок разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения экспертизы муниципального нормативного правового акта, и затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» проводится оценка регулирующего воздействия проекта муниципального правового акта и экспертизы такого муниципального правового акта.

Однако, представителем административного ответчика доказательства проведения оценки и экспертизы оспариваемого постановления суду не представлено и они отсутствуют в материалах дела

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 КАС Российской Федерации).

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно ч.9 ст.226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исключение мест размещения НТО в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ после ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы административного истца на использование НТО, исключает возможность осуществления предпринимательской деятельности последним, а постановление вынесено с нарушением законодательства, без учета фактических данных о развитии территории и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании изложенного судом установлены правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО1 в полном объеме заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При этом действующим законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов власти от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

В связи с чем, суд считает необходимым, взыскать с Администрации <адрес> Республики Крым в пользу ФИО1 понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227,298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо - Комиссия по вопросам размещения НТО на территории муниципального образования городско округ Саки Республики Крым о признании недействующим пункта первого постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать не действующим, со дня вступления в законную силу решения суда, пункт первый Постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части исключения с ДД.ММ.ГГГГ мест размещения нестационарных торговых объектов под порядковым <адрес> (таблица приложения к постановлению Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – «Перечень мест размещения нестационарных торговых объектов размещенных на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым до 31.05.2021»)

Взыскать с Администрации города Саки Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 30.12.2021

Судья Н.В. Собещанская